закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

RSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


24 сентября 2020 18:30   Москва 

В Москве прошли Чтения имени Галимджана Баруди, посвященные проблеме интерпретации сунны

Сегодня в Московской Соборной мечети состоялась XIII Международная научно-практическая конференция  «Чтения имени Галимджана Баруди» по теме «Проблема интерпретации Сунны: многообразие подходов в исламском богословии».

Открыл конференцию своим выступлением председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин.

В своем выступлении глава мусульман России говорил о значении сунны Пророка в жизни мусульманина, ознакомил с богословской традицией классификации хадисов, рассказал об особенностях изучения преданий на протяжении истории ислама со стороны многих ученых-хадисоведов.

«Память уммы о Пророке – это живая память.  Подражание пророческому примеру не может быть механическим. Пророческая Сунна отражает определенный образ действия. В этой связи не теряет своей важности задача воссоздания целостного образа Пророка. Решение этой задачи требует не только оценки достоверности цепочки передатчиков, но и изложения разъясняющего комментария», -  подчеркнул муфтий Гайнутдин.

«Подавляющее большинство богословов изначально пришли к выводу, что хадисы следует рассматривать только через призму соответствующего к ним разъяснения – шарха. Дело в том, что любой хадис является сугубо ситуативным: хадисы произносились в определенной среде, в определенном месте и по конкретному поводу. Иначе говоря, хадис, произнесенный тогда-то, через некоторое время уже мог быть не актуальным», - сообщил глава мусульман России. 

Заместитель председателя Управления по делам религии Турецкой Республики Селим Аргун, который присоединился к работе конференции через Zoom, рассказал о роли, которую в свое время играли татарские ученые-реформаторы, такие как Шихабуддин Марджани и Галимджан Баруди, в изучении хадисов, об их вкладе в развитие науки хадисоведения. По словам представителя Управления по делам религии Турции, предания являются неотъемлемой частью исламской цивилизации. В настоящее время изучение хадисов актуально как никогда. По мнению ученого, люди, которые объявляют, что Корана достаточно и не берут в расчет предания Пророка, которые отражают разные стороны жизни величайшего примера, когда-либо жившего среди людей, ошибаются. Также, как отметил Селим Аргун, ошибаются люди, которые рассматривают и руководствуются тем или иным хадисом в отрыве от контекста, ситуации, когда хадис был произнесен, а также не учитывая метафорические выражения и формы, характерные для арабского языка.

Со своей стороны, глава ДУМ Республики Казахстан Наурызбай кажы Таганулы, который также принял участие в работе конференции онлайн, посвятил свой доклад теме интерпретации хадисов пророка Мухаммада (мир ему). «Как нам известно исламский шариат на Священном Коране и на хадисах пророка Мухаммада (мир ему), которые служат основополагающими источниками исламской религии. Поскольку, начиная со времен достопочтенного Пророка, предписания шариата основаны на Коране и хадисах. Поэтому аяты Священного Корана и хадисы взаимосвязаны между собой, - подчеркнул религиозный деятель. - Если углубиться в историю ислама, понимание Священной Книги мусульман мы вспомним, что сахабы, повинуясь воле Всевышнего и указаниям Пророка, приняли Сунну, как и Книгу Всевышнего Творца. Сунна является важным (вторым) источником и воспринимается как неотъемлемая часть ислама».  

Благородный Коран и Благословенная Сунна являются основой всех аспектов исламской религиозной системы, заявил глава ДУМ Республики Кыргызстан Максатбек ажы Токтомушев. По словам верховного муфтия, Коран – это божественное откровение Всевышнего Аллаха, а хадисы – это толкование глубинного смысла Корана, а также свод практических предписаний для всех аспектов жизни. «Мусульманские ученые ранней эпохи приложили огромные усилия для сохранения того, что связано с посланником Аллаха, его словами и действиями. Для сохранения хадисов они побывали во всех уголках мира. Месяцами находились в пути, чтобы услышать всего лишь один хадис. Для сохранения хадисов в первозданном виде был затрачен колоссальный труд. Проблема сохранения и защиты хадисов от искажений остается острой и в наши дни. Наша обязанность заключается в том, чтобы сохранить все это наследие, защитить от искажений и передать нашим потомкам. Мы должны сделать все, чтобы эти знания сохранились и распространялись до последнего дня», - сказал он.

О методологии толкования достоверных хадисов говорил религиозный деятель Ирана, член Общества преподавателей университета в Куме, преподаватель Международного университета аль-Мустафа, член специализированного Центра подготовки исследователей исламского вероисповедания (Исламская Республика Иран) аятолла Наджм ад-Дин ат-Табаси.

Гапур Озиев, доктор исламских наук, старший преподаватель Международного исламского университета Малайзии, в своем онлайн-выступлении ознакомил присутствующих с «методами интерпретации противоречивых хадисов между умеренностью и экстремизмом: анализ отдельных политических интерпретаций». По его мнению, при интерпретации хадисов, касающихся смут и сражений, нужно учитывать положение, в котором находится та или иная страна, положение и развитие общины на протяжении истории. В своей речи, Гапур Озиев также ознакомил участников конференции с разногласиями, которые возникали между сподвижниками пророка в отношении хадисов о сражениях и смут, политическая составляющая при толковании подобных хадисов в новейшей истории, а также рассказал об изречениях, в которых отдается предпочтение вооруженным отрядам в странах Леванта, и их интерпретации.

Преподаватель Болгарской исламской академии профессор, доктор шариатских наук Айман аз-Захрави выступил с докладом на тему «Методы преподавания благородных изречений Пророка Мухаммада (мир ему)». В частности, он в своем выступлении отметил, что при изучении хадисов особое внимание уделяется диалогу и обсуждениям, повторению за учителем (талкин), повторению хадиса самим учеником (такрар), задавании вопросов, преподнесению сути предмета различными способами и применению иллюстраций.

Руководитель научно-исследовательского отдела в РРО «Мусульманское религиозное объединение в Республике Беларусь» Максат Овезов посвятил свой доклад «Опасности профанации в хадисоведческой герменевтике» людям, которые отказываются придерживать того или иного мазхаба (ла мазхабийа) и пользуются слоганом – «мой мазхаб – достоверный хадис». «На практике это выглядит следующим образом: мусульманин начинающий соблюдать религию, в интернете и в живом общении слышит этот слоган, покупает русский перевод сборника хадисов и начинает практиковать все достоверные хадисы подряд. Однако, как мы знаем, достоверность хадиса вовсе не дает права его практиковать, право на практику устанавливается факыхом, который смог определить одно из самых главных условий практики хадиса – является этот хадис отмененным или нет, а также соотнести его с аятами и другими хадисами. Для этого необходим багаж знаний, которых нет у обывателя, но есть у ученых», - подчеркнул Овезов.

Также с докладами, посвященными изучению и интерпретации хадисов, выступили: доктор исторических наук, заведующий сектором исторического источниковедения Института востоковедения РАН, член ученого совета ИВ РАН (Москва) Дмитрий Микульский («Мудрые речения Пророка у арабо-мусульманских историков IX–X вв.»), кандидат филологических наук, доцент кафедры востоковедения, африканистики и исламоведения Института международных отношений Казанского федерального университета, доцент кафедры систематической теологии Российского исламского института. (г. Казань) Резеда Сафиуллина («Отражение сиры, Сунны пророка и вопросов хадисоведения в татарском богословском наследии»), кандидат исторических наук, и. о. зав. отделом истории религий и общественной мысли им. Я. Г. Абдуллина Института истории им. Ш. Марджани АН Республики Татарстан, старший научный сотрудник, член Совета улемов ДУМ Республики Татарстан. (г. Казань) Рамиль Адыгамов («Социально-экономические и политические проблемы мусульманской уммы через призму «Джавами ал-калим шэрхе» Р. Фахрутдина»), адвокат, член Адвокатской палаты Саратовской области. (г. Саратов) Равиль Тугушев («Запрет в РФ фундаментальных сборников хадисов и произведений известных учёных-хадисоведов: причины и возможные последствия»), кандидат педагогических наук, начальник управления по науке Болгарской исламской академии, заместитель председателя Духовного управления мусульман Республики Башкортостан. (г. Болгар) Руслан Саяхов («К вопросу о методологии исследования исламских первоисточников и степени их изученности в педагогической науке») и другие.

Кандидат философских наук, старший научный сотрудник сектора философии исламского мира Института философии РАН. (г. Москва) Андрей Лукашов провел презентацию книг издательства «Садра».

Организаторами мероприятия выступили: Духовное управление мусульман Российской Федерации, Московский исламский институт, Центр исламских исследований Санкт-Петербургского государственного университета при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования и при участии глав Духовных управлений мусульман стран СНГ.

В конференции приняли участие богословы и специалисты в области хадисоведения – представители традиций исламской учености или академического исламоведения, религиозные деятели и профессиональные переводчики богословской литературы.

Конференция прошла в рамках реализации в 2020 г. Плана мероприятий по развитию исламского образования и обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама.

По итогам конференции будет принята резолюция. 

Фото Антона Чиглякова

Пресс-служба ДУМ РФ

Система Orphus
ИТОГИ
Интерактивная карта ислама в России

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2020 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна