закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

RSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


26 декабря 2020 18:47   Республика Татарстан 

На Международном форуме в Казани обсуждены перспективы ислама в глобальном измерении

22-26 декабря 2020 года в Казанском (Приволжском) федеральном университете на базе Института международных отношений состоялся X Международный форум «Ислам в мультикультурном мире», соорганизаторами которого являются Духовное управление мусульман Российской Федерации и Московский исламский институт. Первый заместитель председателя ДУМ РФ, ректор Московского исламского института, директор Центра исламских исследований Санкт-Петербургского государственного университета, профессор, доктор теологии Дамир Мухетдинов 25 декабря выступил на пленарном заседании форума с докладом «Институциональные, научные и цивилизационные аспекты возрождения отечественной мусульманской богословской мысли на современном этапе».

В начале своего доклада Дамир Мухетдинов зачитал обращение к участникам форума председателя ДУМ РФ и Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина. Внимание в нем было обращено на проходящий Форум как площадку для ведения диалога о том, что есть исламская цивилизация в свете современного развития человечества.

«Очень важно, что, отвечая на этот вопрос, мусульманское сообщество и фундаментальная наука стоят на единой позиции. История Ислама – есть неразрывная и неотъемлемая часть мирового исторического процесса и таковой она останется до скончания времен», - процитировал докладчик слова муфтия Гайнутдина.

Далее Дамир Мухетдинов поднял тему условий и особенностей современного этапа становления отечественной мусульманской богословской школы, обозначил имеющиеся достижения и задачи, которые стоят на этом пути. В качестве ключевого фактора им было отмечено институциональное оформление теологии как научной дисциплины, возможность объединения достижений исламского знания и академической науки и защиты диссертацией по исламской теологии, примером чего послужила его докторская работа. Оформление научного теологического поля, по словам докладчика, стало возможно во многом благодаря поддержке со стороны Администрации Президента и Правительства страны, которые, в том числе, заинтересованы в возрождении отечественной мусульманской богословской школы как неотъемлемой части традиционного российского ислама, гармонично вплетенного многовековой историей в культурно-духовный ландшафт российского государства. Эта заинтересованность была выражена в виде конкретной цели, обозначенной Президентом Владимиром Путиным на встрече с муфтиями в 2013 году. Дамир Мухетдинов отметил конкретные шаги, которые предпринимает ДУМ РФ по достижению этой цели. В том числе, издательскую деятельность и готовящиеся к выходу в 2021 году научные переводы 21 книги Мусы Бигиева, 10 трудов муфтия Ризаэтдина Фахретдина, серию книг «Аль-Ислах ва-т-тадждид (возрождение и обновление)», предполагающую донесение до русскоязычной аудитории трудов выдающихся мусульманских мыслителей XIX, ХХ и XXI веков, энциклопедию «Ислам в Российской Федерации» и другие работы.

Тему осознания теологии академическим и творческим сообществами как научного и междисциплинарного направления подняла в своем докладе Аполлинария Аврутина, директор Центра исследований современной Турции и российско-турецких отношений Санкт-Петербургского государственного университета. Ей была развита мысль о синтезе глобального знания, важным компонентом которого является теология. Аполлинария Аврутина также отметила важность изучения тюркской составляющей российской мусульманской культуры. В связи с этим Аполлинария Аврутина согласилась с высказанным Дамиром Мухетдиновым утверждением о важности переводов и переизданий работ отечественных мыслителей, которые, будучи представителями тюркских народов, внесли существенный вклад в развитие исламской мысли как таковой и получили признание во всем мире. Что еще раз подчеркивает значимость тюркской составляющий исламского метанарратива.

С докладом «Ислам в меняющемся мире: вчера, сегодня, завтра» на заседании выступил Рустем Нуреев, доктор экономических наук, научный руководитель Департамента экономической теории, ФГОБУ ВО Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Он продемонстрировал, как ислам по численным показателям за последние 200 лет с 5 места вышел сегодня на второе, и, исходя из динамики развития демографических процессов всего мира, выдвинул предположение, что через 80 лет ислам будет самой крупной по количеству приверженцев религией в мире. В связи с этим докладчик обозначил в качестве актуальной общественной и политической задачи сопровождение количественного роста уммы с ее качественным развитием, прежде всего, в культурной, духовной, интеллектуальной сферах.

Первые важные шаги в этом направлении уже сделаны. Россия – флагман процессов модернизации исламской богословской мысли, затронувшего сегодня весь исламский мир, убежден научный руководитель Института востоковедения РАН, академик Виталий Наумкин. «Модернизационные тренды у современных лидеров отечественной исламской уммы заслушивают очень большого внимания. И не случайно они встречают сопротивление со стороны некоторых  особо консервативных элементов уммы, которые, тем не менее, этот процесс не остановят. Россия – это флагман того процесса, который пошел сегодня во всем исламском мире», - сказал академик в ходе пленарного заседания.

Обратившись к теме исторического нарратива, Виталий Наумкин назвал в качестве важных вех мировой истории исламской цивилизации официальное принятие ислама народами Волжской Булгарии в X веке, а затем объявление ислама государственной религией Золотой Орды в XIII веке.

Мысль развил профессор Ильшат Гафуров, ректор Казанского федерального университета, который обратил внимание участников форума, что Волжская Булгария была первым тюркским государством, сделавшим ислам официальной религией. Это событие, по словам Ильшата Гафурова, привело народы Поволжья и Приуралья к самым высоким достижениям мировой культуры.

Рамазан Абдулатипов, специальный представитель Российской Федерации при Организации исламского сотрудничества, отметил, что вступление России в Организацию исламского сотрудничества является большим достижением государственной политики страны и вспомнил выступление Владимира Путина на Малазийском исламском саммите в 2003 году, которое было высоко воспринято государствами-членами ОИС и ОИК. Рамазан Абдулатипов также отметил, что мусульманские интересы России входят в концепцию ее внешних государственных интересов. «Мы должны шире использовать возможности ислама в развитии современной цивилизации», - заявил дипломат.

Пресс-служба ДУМ РФ

Система Orphus
ИТОГИ
Интерактивная карта ислама в России

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2021 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна