закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


1 апреля 2014 15:05   Москва 

Крым и его коренной народ

Соборная мечеть Симферополя Кабир джами
Соборная мечеть Симферополя Кабир джами

27-29 марта 2014 года состоялась поездка муфтия шейха Равиля Гайнутдина в Крым для общения с единоверцами и выражения своего соучастия в судьбе крымских татар. Приглашение посетить полуостров несколькими днями ранее поступило от муфтия хаджи Эмирали Аблаева. В составе делегации СМР визит в Крым осуществили первый заместитель председателя ДУМЕР Дамир Мухетдинов, заместитель председателя ДУМЕР, имам-хатыб Мемориальной мечети Москвы Шамиль Аляутдинов, руководитель департамента внутренних дел ДУМЕР Ильдар Нуриманов и другие. В аэропорту Симферополя делегацию встретил генеральный консул Российской Федерации в Симферополе Вячеслав Леонидович Светличный, ряд заместителей муфтия Крыма и представители президиума Меджлиса крымскотатарского народа.

Отчет о программе визита

27 марта делегация Совета муфтиев России посвятила знакомству с деятельностью Духовного управления мусульман Крыма, здание которого расположено в одном комплексе с соборной мечетью Симферополя Кабир джами. В 2013-2014 годах муфтият прошел этап реформирования, в результате которого в структуре ДУМ Крыма было создано восемь отделов, ответственных за различные направления деятельности муфтията и развития общин на местах: образовательного, юридического, архитектурно-строительного и других. Большую часть кадрового состава составляют молодые специалисты. Как сообщил муфтий Крыма хаджи Эмирали Аблаев, на 300-тысячное крымскотатарское мусульманское население на полуострове зарегистрировано 350 общин, более тысячи общин действуют в духовном подчинении ДУМ Крыма без официальной регистрации и они составляют подавляющее большинство джамаатов полуострова, объединяя крымскотатарский народ на основе исторически присущих ему духовных ценностей в лице ислама ханафитского толка. Примечательны слова Эмирали хаджи о том, что когда численность общин в составе ДУМ Крыма достигла 350, дальнейшая официальная регистрация была приостановлена и общинам на местах предложено работать без регистрации, дабы не превращать муфтият в громоздкий забюрократизированный организм.

Знакомство и сотрудничество двух муфтиев - шейха Равиля Гайнутдина и хаджи Эмирали Аблаева насчитывает более десяти лет. В ходе обстоятельного разговора духовные лидеры обсудили перспективы наращивания сотрудничества между Советом муфтиев России и Духовным управлением мусульман Крыма. После 70-летних гонений на религию, уничтожения религиозной инфраструктуры и 50-летнего изгнания с родной земли, крымскотатарское духовенство упорядочило религиозную жизнь и взяло на себя заботы по возвращению мечетей, организации начального исламского образования и подготовки имамов. Глава Совета муфтиев России отметил религиозное, историческое и кровное родство крымских и поволжских татар и подчеркнул, что мусульмане России неравнодушны к судьбе крымских татар.

В Кабир джами была совершена коллективная молитва, вознесены мольбы за достойное будущее крымскотатарского народа, благополучие всего населения полуострова. Вечером того же дня в честь московских гостей муфтий Эмирали Аблаев дал прием, с участием крымскотатарских общественных и политических деятелей, духовенства, творческой интеллигенции и профессуры.

28 марта в пятничный день муфтий шейх Равиль Гайнутдин посетил первый крымскотатарский телеканал ATR. С деятельностью ATR ознакомил владелец телеканала, известный крымскотатарский бизнесмен и меценат Ленур Ислямов. В прямом эфире духовный лидер российских мусульман обратился к телезрителям. К слову, аудиторией ATR, вещающего на двух языках - татарском и русском, являются представители всех национальностей, проживающих в Крыму. Профессионализм команды телеканала обеспечил ему первое место в рейтинге крымских телеканалов в феврале-марте 2014 года.

Важным пунктом в программе визита СМР стало посещение кладбища Абдал и мемориального комплекса при нем, который построен для возможности погребения усопших с соблюдением всех мусульманских правил и традиций. У могилы крымского татарина Решата Аметова, жестоко убитого в марте, муфтий шейх Равиль Гайнутдин вознес молитвы за упокоение его души и душ всех покоящихся на кладбище, о терпении и стойкости для семей, понесших утраты.

Снова посетив Кабир джами, делегация совершила пятничную молитву. Затем, вместе с муфтием хаджи Эмирали Аблаевым и его заместителями делегация СМР отправилась на встречу с лидером Меджлиса крымскотатарского народа Рефатом Чубаровым и президиумом представительного органа крымскотатарской нации. Рефат ага Чубаров рассказал об опыте политической и общественной работы, самоорганизации крымских татар, накопленных за почти полвека депортации и 23 лет борьбы за свои права после возвращения в Крым. Как подчеркнул муфтий шейх Равиль Гайнутдин, татары, проживающие в России, сопереживают крымским татарам.

"Мы хотим быть полезными Вам", - подчеркнул он.

Во время встречи глава Совета муфтиев России получил предложение от лидера Меджлиса Рифата Чубарова стать почетным гостем Курултая крымских татар 29 марта 2014 года в Бахчисарае.

День завершился посещением Государственного совета Республики Крым и длительной беседы с председателем Госсовета Владимиром Константиновым. Муфтий шейх Равиль Гайнутдин подчеркнул, что крымскотатарский народ - коренной народ полуострова, пережил депортацию, проживание на чужбине, трудное обустройство по возвращении в Крым и дорожит миром на родной земле. В сложившейся ситуации сохранение мира между национальностями и религиями имеет решающее значение, считает он.

29 марта муфтий шейх Равиль Гайнутдин вместе с делегацией направился в Бахчисарай, где с трибуны Курултая приветствовал делегатов от имени 20-миллионной мусульманской уммы России и вознес молитву за то чтобы решения, принимаемые на Курултае, стали благом для крымскотатарского народа и его будущего развития.

Невозможно говорить с крымским татарином, не разделив его боли

Больше месяца весь крымскотатарский народ жил в условиях сложнейшего нервного напряжения. У старшего поколения вид военных и военной техники на улицах городов прямо ассоциировался с депортацией. Многие вполне серьезно боялись нового изгнания. После референдума, который крымские татары в массе своей игнорировали, на обывательском уровне в среде русского населения появилось мнение о русских и татарах в Крыму как о стоящих по разные стороны баррикад народах.

В самом начале своего визита муфтий шейх Равиль Гайнутдин обозначил, что его задача - слушать и слышать крымских татар, понять их чаяния, опасения, видение крымскотатарским народом своего будущего. За три дня пребывания в Крыму нашей делегации муфтий лично пообщался с сотнями людей, среди которых было очень много обывателей, стариков, молодежи. Они подходили, чтобы поделиться своими переживаниями. Память о депортации - незаживающая рана в душе народа, как бы пафосно это ни звучало, но любой разговор о будущем крымских татар неизбежно касался трагических событий 1944 года и последующих тяжелейших десятилетий. Очень многие благодарили муфтия. Даже сама возможность выговориться ощутимо сняла напряжение людей, более месяца живших с ощущением, что их народ наедине со своей проблемой.

«Haq soz» (т.е. правдиво сказано), - такими словами комментировали выступление муфтия делегаты Курултая из зала.

Муфтий особо подчеркнул, что он приехал не по поручению тех или иных российских органов власти, но хотел бы понять, что в душе у народа, что наболело и каковы надежды, постараться быть полезным и оказать все возможное содействие в оптимальном разрешении ситуации. Многократно было подчеркнуто, что Крым есть историческая родина крымских татар, каждая беседа завершалась молитвой о будущем крымскотатарского народа и о том, чтобы в текущий непростой момент было найдено наиболее мудрое решение.

Как известно, российской стороной ранее были предприняты попытки привлечь духовных деятелей и представителей татарской культуры к посредничеству в налаживании диалога с крымскими татарами. Не углубляясь в причины, мы можем лишь констатировать, что приезд прежних делегаций оставил у наших крымских братьев довольно противоречивые впечатления. Депортация является в настоящий момент якорным элементом крымскотатарского национального самосознания, тем более что, хвала Всевышнему, живы очевидцы тех бесчеловечных событий. Невозможно выстроить диалог с крымским татарином, не разделив с ним этой боли. К сожалению, некоторые наши коллеги из религиозной среды не нашли ничего лучшего, чем основательно потоптаться на этой ране, топорно пройтись по фильму «Хайтарма» вместо того, чтобы содействовать заживлению болевых точек. Мало кто захотел, абстрагируясь от геополитики и интересов мировых держав, разобраться, в чем же заключаются интересы собственно крымскотатарского народа.

Единственным духовным лицом, которое получило приглашение посетить Крым, стал муфтий шейх Равиль Гайнутдин. Напомним, что в период подготовки референдума первый заместитель муфтия Дамир Мухетдинов в прямом эфире телеканала «Мир» заявил о том, что нельзя решать судьбу Крыма без учета мнения коренного народа – крымских татар. Накануне референдума муфтий Равиль Гайнутдин дал интервью, в котором обозначил свою позицию – предлагать крымским татарам принимать исторические решения можно только одновременно проведя мероприятия по полной его политической реабилитации и создания условий для возрождения его духовного и культурного наследия.

«Каким бы сложным ни был для крымских татар период новых реальностей, мы рассчитываем на дружеские шаги по отношению к крымским татарам, ибо только таким способом можно рассчитывать на мир и согласие в крымском обществе. Разумеется, в создавшихся реалиях, мы также рассчитывает на помощь и поддержку своих единоверцев в России и их духовных лидеров. С целью обсуждения широкого круга вопросов взаимодействия Духовного управления мусульман Крыма и Совета муфтиев России считаю крайне полезным  и необходимым проведение в ближайшее время встречи в Крыму. Имею честь пригласить делегацию Совета муфтиев России во главе с Вами в Крым», - сказано в послании, поступившем от муфтия Крыма хаджи Эмирали Аблаева  крымских татар на имя главы СМР.

Во время встреч в Симферополе председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат-ага Чубаров обратился к муфтию Равилю Гайнутдину со словами: «К нам приезжает множество гостей, мы всех их принимаем согласно нашим традициям, но в дальнейшем сотрудничать мы бы хотели с Вами, так как мы знаем и уважаем Вас».

Еще одна ошибка, которая негативно сказалась на желании крымских татар говорить и договариваться – в сложившейся ситуации сыграть на противоречиях внутри самого крымскотатарского общества, попытка надавить на Меджлис через активный пиар альтернативного ему общественного центра. Такой номер, откровенно говоря, не прошел. Во-первых, говоря словами Рефата Чубарова, за 50 лет депортации и более 20 лет после возвращения на Родину, крымскотатарский народ набрал большой опыт общественной и политической работы. Во-вторых, народ прекрасно знает, кто именно организовал возвращение из депортации, кто был рядом с народом, поддерживал и защищал все эти годы – Меджлис крымскотатарского народа и Духовное управление мусульман Крыма. Все остальные организации поддерживаются просто мизерным количеством татар в Крыму. Сегодня крымские татары – образованный, сильный духом, сплоченный, организованный народ.

Принципиальная позиция Совета муфтиев России взаимодействовать с теми, кто ведет работу реально, а не на бумаге, также повлияла на доверие к нему со стороны крымских татар.

Мы – дети этой земли

«Мы – дети этой земли. Еще в советское время пропаганда выставляла нас как варварский народ, пришедший на полуостров с татаро-монгольскими завоеваниями и этот стереотип жив по сию пору», - сказал на одной из встреч главный редактор газеты «Къырым» Бекир Мамутов.

То, как именно видят крымские татары свое место и значение в контексте общекрымской ситуации, было отражено в выступлении председателя Меджлиса крымскотатарского народа Рефата Чубарова. Право крымскотатарского народа «самому определять свою судьбу, свое будущее на своей исторической территории – Крыму» обозначено Рефатом Чубаровым как неотъемлемое и естественное. Со ссылкой на многочисленные международные правовые акты была сделана заявка на создание в Крыму национально-территориальной автономии. «И мы обращаемся к правительствам всех государств и правительств, всех без исключения. Мы особенно обращаемся к правительствам тех государств, на территории которых есть субъекты федерации и в основу создания этих субъектов положены права титульных народов проживающих на этих территориях. Мы хорошо изучили Конституцию РФ и конституции тех республик, которые есть в составе РФ, мы обратили внимание на те законы и постановления, которые принимались в последнее время Верховной Радой Украины», - сказал Рефат Чубаров.

Очевидно, что дипломатично ссылаясь и на Россию, и на Украину, Рефат Чубаров имеет в виду, прежде всего, республики в составе России, титульной нацией в которых могут быть как этническое большинство (как, например, в Татарстане и Башкортостане, где мусульмане в большинстве) так и меньшинство (например, в Республике Карелия или Республике Коми и множестве других). Аргументам о том, что крымские татары составляют лишь 12 процентов населения Крыма (это по данным переписи 2001 года, тогда как с рождаемостью в крымскотатарской общине все очень благополучно), Меджлис оппонирует тезисом о том, что не будь депортации (в ходе которой народ потерял почти половину своей численности), величина крымскотатарской общины на полуострове была бы сейчас иной. Курултай делегировал Меджлису полномочия определить кандидатов для работы в республиканских органах власти.

Наиболее глубоки раны от обид за депортацию у людей старшего поколения. Цепочка Россия – Сталин – Депортация – Россия составляет в их сознании прочный ассоциативный ряд. Сложилось впечатление, что один раз ощетинившись (что не удивительно, ведь ни республиканская, ни киевская власть не баловали Меджлис своим вниманием), крымскотатарское национальное политическое движение и его ветераны по инерции продолжают находиться в этой парадигме. В то же время, совершенно ясно, что у крымскотатарской стороны нет желания сжигать все мосты. В противном случае среди почетных гостей Курултая не было бы делегации СМР, не было бы президента Татарстана Рустама Минниханова. У среднего поколения крымских татар присутствует и разочарование в украинской государственности и трезвое рассуждение о том, что ближайшие годы Украину ожидает непростой период политической турбулентности.

Татарстанский лидер дал понять, что представляет т.н. «модель Татарстана» и находится в постоянном контакте по крымскому вопросу с главой государства Владимиром Путиным. Также как и муфтий, Рустам Минниханов подчеркнул как этническое, так и духовное родство крымских и казанских татар – «У нас одна религия, у нас очень близкий язык. На уровне наших религиозных аксакалов мы должны сблизиться и быть вместе. Я благодарю нашего уважаемого муфтия, самый главный муфтий России Равиль Гайнутдин вместе с нами здесь. Я считаю, это очень хороший факт».

Очень важным моментом является то, что крымскотатарская сторона, цитируя выступление Рефата ага Чубарова, подтверждает

«неукоснительное стремление к укреплению и дальнейшему развитию отношений между крымскими татарами и всеми этническими сообществами, проживающими в Крыму, на основе взаимного уважения, признания человеческих и гражданских прав и интересов, равного соблюдения политических, экономических, культурных, религиозных и иных законных прав».

Лирическое отступление

На стенах в зале заседаний офиса телекомпании ATR развешаны картины известного крымскотатарского художника Рустема Эминова из серии «Сюргюнлик» (Депортация). На них изображена депортация. Хочется написать «ужасы депортации», но никакого ужаса в изображениях нет: ни трагизма, ни горя на лицах, ни заломанных рук, ни паники в глазах. Есть скорбь, есть терпение, есть мужество и сила воли. Чтобы приблизиться к пониманию души крымскотатарского народа, зайдите на http://surgunlik.ru/.

Диляра Ахметова

Руководитель пресс-службы ДУМЕР

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.