закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


11 июня 2014 13:26   Москва 

Выставка «Хайтарма. Искусство крымских татар» в Музее Востока

4 июня в Государственном музее искусства народов Востока в Москве открылась выставка «Хайтарма. Искусство крымских татар». Основная часть экспозиции представляет основные жанры декоративно-прикладного искусства крымских татар в образцах XIX – начала ХХ веков и то, как эти жанры развиваются современными крымскотатарскими художниками. Выставка продлится до 29 июня.

Проект начинал готовиться Фондом поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш.Марджани и Государственным музеем Востока еще год назад, т.е. задолго до известных политических событий весны 2014-го. Осенью данная выставка прошла в Национальной художественной галерее «Хазинэ» в казанском Кремле и называлась «Искусство крымских татар». К заглавию московской выставки добавилось слово «Хайтарма» – возвращение  в переводе с крымскотатарского языка. В связи с этим, почетные гости церемонии открытия неоднократно отметили политическое предчувствие или интуицию инициаторов и организаторов этого культурного события. Слово «Хайтарма», вынесенное в заголовок, действительно приобретает сегодня особое звучание и множество интерпретаций. Сама идея возвращения-возрождения очень тонко обыграна  в экспозиции через интересный подход  к формированию залов: музейные экспонаты XIX – начала ХХ веков и современные работы в том же жанре и технике выставлены в в зале друг напротив друга, обозначая, что традиционные ремесла возрождаются после более чем полувекового забвения в результате депортации крымских татар.

Одним из самых активных и плодотворных крымскотатарских художников, взявшихся за дело возвращения крымскотатарскому народу его традиционного искусства, является Мамут Чурлу. С 1989 года он занимался поиском мастеров, владевших старинными техниками ткачества, вышивки, гончарного дела, по крупицам собирал образцы национальных орнаментов и организовал передачу знаний и навыков от мастеров старой школы молодой поросли художников. 9 лет назад Чурлу основал проект «Крымский стиль», объединивший ведущих мастеров художественного промысла. Работы художников из «Крымского стиля» и образцы крымскотатарского традиционного искусства из фондов ГМИНВ и являются двумя основными частями – зеркальными половинками экспозиции.

Мамут Чурлу наряду с сотрудниками Музея Востока – к.и.н. Екатериной Ермаковой и Марией Филатовой выступил куратором выставки «Хайтарма. Искусство крымских татар». По свидетельству кураторов выставки, сотрудничество искусствоведов из Музея Востока и Мамута Чурлу началось еще два десятилетия назад – крымскотатарская коллекция музея наряду с другими стала источником образцов традиционных орнаментов крымских татар для последующего их воссоздания.

Для Музея Востока нынешняя выставка – это тоже своего рода возвращение, точнее, повторение. В стенах музея нынешняя – уже четвертая по счету выставка, посвященная материальной культуре крымских татар. Первые две – «Искусство советского Крыма. Живопись, графика, скульптура» и «Татарское и караимское бытовое искусство Крыма (ткани и вышивки)» прошли в 1935 году. Укрепившаяся советская власть активно способствовала развитию культуры и искусства народов ССР, вкладываясь в возрождение традиционных ремесел, пришедших в упадок в начале ХХ века из-за бурного роста мануфактурногои фабричного производства. В Музее Востока коллекция декоративно-прикладного искусства крымских татар начала формироваться в 1919 году и в настоящее время насчитывает около 200 предметов. Крупное пополнение фондов музея предметами крымскотатарского искусства  произошло в 1944 году. Во время депортации крымским татарам было дано на сборы несколько минут, поэтому в дорожный мешок попадал Коран, кусок хлеба, немного крупы, а фамильные ювелирные украшения, домотканые ковры, вышитые для приданого полотенца оставались в домах. Музейные работники отбирали предметы, представляющие художественную ценность, со стихийно образовавшихся складов в Крыму. Эта расширенная коллекция впервые экспонировалась в Музее Востока в 1993-ем году и то была третья выставка музея на тему крымских татар - «Декоративно-прикладное искусство народов Крыма».

Нынешняя выставка была задумана Фондом Марджани к 70-летию депортации крымских татар. Поэтому очень уместно в экспозиции смотрятся фотосвидетельства разных эпох, также соседствующие в одном зале – фотографии и открытки со стыка XIX-XX вв. из собрания московского коллекционера Низами Ибраимова и черно-белые фотографии казанского фотохудожника Рифхата Якупова, запечатлевшие процесс возвращения крымских татар по полуостров в начале 1990-ых гг.

В экспозиции представлены следующие разделы: изобразительное искусство (живопись Мамута Чурлу и Рамазана Усеинова, графика Рамиза Нетовкина), керамика (Мамут Чурлу, Рустем Скибин, Эльдар Гусенов, Марина Курукчи), костюм (коллектив мастеров во главе с Ульвией Аблаевой специально для данной выставки создал реконструкцию мужского и женского крымскотатарского костюма. Представлены также предметы из коллекции музея), ювелирные украшения (Айдер Асанов, Эльмира Асанова, Симмар Факидов), вышивка (Мамут Чурлу, Эльвира Османова, Алиме Гусенова, Лиля Каишева, Венера Курмаева, Гульнара Негляденко, Юлия Тулупова, Хатидже Юнусова), ткачество (из коллекции музея и Сабрие Эюпова), офтографии (из коллекции Низами Ибраимова и работы Рифхата Якупова).

В церемонии открытия заглавное слово было предоставлено муфтию шейху Равилю Гайнутдину, который подчеркнул: «Сегодняшняя выставка наглядно демонстрирует: крымскотатарский народ – носитель богатейшего культурного и исторического наследия, народ-созидатель, чрезвычайно преданный своей земле. Это народ, который видит и чувствует красоту в окружающее мире, умеет создавать красоту, ценит мир и спокойствие». В ходе церемонии также выступили заместитель министра культуры Российской Федерации Григорий Ивлиев, председатель попечительского совета Музея Востока, сенатор и спецпредставитель Президента РФ по сотрудничеству со странами Африки  Михаил Маргелов, президент Российской академии художеств Зураб Церетели, президент Фонда Марджани Рустам Сулейманов.

Диляра Ахметова

«Мусульмане России» - Dumrf.ru

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.