закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


15 ноября 2022 11:00   Москва 

Дамир Гизатуллин: «Наши мусульмане всегда верой и правдой служили своей Родине – России»

15 ноября исполняется 70 лет председателю Совета старейшин ДУМ РФ Дамиру-хазрату Гизатуллину. Так получилось, что это второе наше с ним интервью. Первое было ровно 10 лет назад – в ноябре 2012 года. Дамир-хазрат по-прежнему с полной самоотдачей служит мусульманской умме. Он, как и прежде, уверен: каждый мусульманин, искренне веруя во Всевышнего и исполняя предписания ислама, должен служить умме и народу.

 

- Дамир-хазрат, Вы один из старейших сотрудников ДУМ РФ. И не только по годам, но и по продолжительности работы. Когда Вы пришли в Московскую Соборную мечеть?

- Официально я стал работать в Московской Соборной мечети с 1994 года. Но в саму мечеть пришел гораздо раньше, в 1986 году. Вскоре наш муфтий Равиль Гайнутдин поручил мне тогда организовать работу медресе. Сегодня мы назвали бы это учебное заведение «воскресная школа». Именно такому уровню оно в те годы соответствовало.  Это было тогда первое подобное медресе не только в Москве и Московской области, но я думаю, что и во всей Центральной России. Это были годы «перестройки», демократических перемен, уже не было гонений на веру, но и слишком легко не было. Медресе открылось в 1987 году. Преподавал в нем сам муфтий Равиль Гайнутдин, а также востоковед  – ныне советник председателя ДУМ РФ, кандидат филологических наук Фарид Асадуллин, а также  нынешний имам-хатиб Московской Соборной мечети Раис хазрат Билялов – тогда еще очень молодой, недавно вернувшийся из Бухары после учебы в медресе «Мир-и  Араб». Хотя затем он продолжил обучение уже Исламском институте в Ташкенте.   Чуть позже к нашей команде преподавателей присоединился и востоковед, кандидат философских наук Марат Муртазин.   А меня муфтий назначил мудиром – заведующим медресе. Обучение для детей и взрослых проходило по субботам и воскресеньям – в молельных залах Московской Соборной мечети – на первом и на втором этаже, а также в разделенных помещениях на первом этаже. Учебные доски заказали на заводе и сами покрасили в черный цвет, чтобы мелом писать можно было. Желание получить исламские знания у населения было огромное. У нас занималось по 350–400 человек. За долгие годы государственного атеизма народ «соскучился» по своей вере, которая всегда была, но находилась как бы в «подполье». Все ждали религиозной свободы. Это было своего рода движение – движение к иману (вере). К нам шли студенты, рабочая молодежь. Мы не только обучали основам веры, но и вели воспитательную работу. Это касалось детей, родители которых в то время часто вынуждены были работать «на трех работах».

Видя, что есть успехи на ниве исламского образования, муфтий Равиль Гайнутдин поручил нам оказать помощь Исторической мечети Москвы в деле организации просвещения. Здание мечети решением Моссовета вернули верующим (общине) только в январе 1991 года. В советское время там находилась мастерская, которая делала всевозможные «корочки» – удостоверения. Мы вместе с нынешним директором медресе при Московской Соборной мечети Джяфяром Фейзрахмановым пришли на помощь общине, стали налаживать учебный процесс. Жафяр Фейзрахманов был моим помощником. Работа пошла, наладилась, и мы передали эту деятельность общине Исторической мечети.

При этом мы и сами продолжали учиться у муфтия Равиля Гайнутдина. Нашим преподавателем был также и Фарид Асадуллин. Он преподавал арабский язык.

 

- Расскажите о Вашей деятельности на посту заместителя муфтия.

- В 1994 году муфтий Равиль Гайнутдин предложил мне стать его помощником. Я взял отпуск с основного места работы – московского машиностроительного завода «Стеклоагрегат», где я отработал на тот момент 16 лет. Так я стал заместителем муфтия. На завод я больше не вернулся. Должность руководителя медресе я передал  Жафяру Фейзрахманову. Но курировать медресе я продолжал и вопросы его аккредитации – в том числе. Мною были приняты все меры по ремонту помещений медресе и обеспечению их всем необходимым для учебного процесса и соответствия образовательным стандартам.

 

- Какие, на Ваш взгляд,  события стали самыми значимыми за годы вашей работы?

- Их было много. Первое – пожалуй, получение исходно-разрешительной документации и строительство Мемориальной мечети на Поклонной горе. Эта ответственная работа дала нам знания и очень ценную информацию  о том, как с первых этапов ведется процесс  строительства мечети. В последствии этот опыт очень пригодился во время реконструкции Московской Соборной мечети. Я был куратором строительства мечети на Поклонной горе. Каждый день в половине восьмого утра я приезжал на объект. Каждый день заказчик в лице главы Управления по реконструкции и развитию уникальных объектов Москвы Александра Сергеевича Матросова (участвовавший в качестве члена Наблюдательного совета и в воссоздании Храма Христа Спасителя) проводил совещания, давал указания об устранении недостатков, все это протоколировалось, и мы все неукоснительно исполняли требования, которые ставились техническим заказчиком. Раз в месяц приезжал и проводил совещания мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков. На этих совещаниях всегда присутствовал муфтий Равиль Гайнутдин. Префектурой Западного административного округа Москвы те годы руководил Алексей Михеевич Брячихин (уроженец подмосковной Электростали). Отличный руководитель. Благодаря участию и поддержке этих людей мы имеем такую Мемориальную мечеть на Поклонной горе.

После совещания я к 11 утра приезжал в Духовное управление мусульман в Выползов переулок и работал дотемна. Открытие Мемориальной мечети состоялось в пятницу – 5 сентября  1997 года и было приурочено к Дню города. На церемонии присутствовали президенты  Казахстана Нурсултан Назарбаев, Башкортостана Муртаза Рахимов, Татарстана Минтимер Шаймиев, мэр Москвы Юрий Лужков, а также гости из разных областей России, из Кувейта, ОАЭ, Турции, Пакистана и других стран.  Тогдашние московские газеты писали: «Много что было открыто ускоренными темпами, но такого полностью благоустроенного здания как Мемориальная мечеть на Поклонной горе мы не еще видели». В субботу и воскресенье посмотреть на мечеть шел целый поток горожан-москвичей, среди них было много немусульман.  Это был искренний интерес и желание узнать больше о своих земляках-мусульманах, их вере. А православный храм там, на Поклонной горе, уже действовал. Синагога только проектировалась.

И, конечно, очень важное дело – подготовка к реконструкции Московской Соборной мечети. Также сбор  и подготовка исходно-разрешительной документации. Это потребовало больших усилий. Сегодня мы видим великолепный итог наших общих трудов.

 

- Сегодня Вы занимаете пост председателя Совета старейшин ДУМ РФ и  ведете многоплановую работу…

- Строительство мечети на Поклонной горе сподвигло нас на работу с ветеранами. В те годы ветеранов-фронтовиков мусульман было еще очень много. Они были настроены по отношению к муфтию Равилю Гайнутдину, по отношению к нашей работе очень доброжелательно, душевно. Очень высоко ценили фронтовики – участники Великой Отечественной войны наш труд.

Хочу отметить: работа с ветеранами никогда не прерывалась. Мы всегда – с мусульманской делегацией во главе с муфтием Равилем Гайнутдином участвовали в возложении венков на Красной площади к Вечному огню в дни памятных дат. Участие в этом мероприятии официально оформлялось через комендатуру Московского Кремля. Затем порядок проведения этого мероприятия изменили. Теперь представители всех религиозных конфессий участвуют в церемонии возложения одновременно, что, безусловно,  очень верно и символизирует единение народа.

В 2019 году я возглавил Совет старейшин ДУМ РФ. Это было решение съезда ДУМ РФ. Основные функции Совета – наставническая деятельность, работа с ветеранами, участие в деятельности по увековечиванию памяти героев Великой Отечественной войны, сохранению памяти о важных исторических датах. Мы регулярно проводим маджлисы с участием ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий, организуем торжественные мероприятия – к Дню Победы, Дню памяти и скорби (начало Великой Отечественной войны), к памятным дням великих сражений. Участвуем в возложении венков. Проводим встречи для ветеранов и военнослужащих. Курируем работу по перезахоронениям воинов, чьи останки находят участники поисковых операций. Непосредственно эту деятельность ведет имам Московской Соборной мечети Марат-хазрат Аршабаев.

Сегодня к этой деятельности прибавилась работа с семьями мобилизованных. В Московской Соборной мечети по благословению муфтия Равиля-хазрата Гайнутдина открыт Центр духовной поддержки семей мобилизованных граждан. Прием родственников ведем я и мой помощник – советник председателя ДУМ РФ Харис-хазрат Саубянов. Прием мы ведем ежедневно – без выходных – с 10:00 до 17:00 в Московской Соборной мечети.

 

- Каковы сложности этой работы?

- Мы все люди. Мы переживаем эти испытания вместе. Все родители, жены военнослужащих, которые посещали наш Центр, считают, что их сыновья, их мужья выполняют свой долг перед Родиной. Это и так называемая ротация. Военнослужащие едут в зону боевых действий, чтобы сменить своих коллег. Кто-то был призван в рамках частичной мобилизации, есть контрактники и добровольцы. Приходят и родители тех, кто уже вернулся из зоны боевых действий. Это и мусульмане, и православные. Их сыновья привозят списки имен тех, за кого нужно помолиться об их здоровье, о том, чтобы вернулись домой с честью, живыми и невредимыми. А в списке имена – и православные, и мусульманские. Эти родители разных национальностей и вероисповеданий приходят в мечеть со списками мусульман, служивших вместе с их сыновьями и  привезенных из зоны проведения спецоперации их сыновьями, просят нас молиться за мусульман, потом идут в церковь и просят служителей заказать там молебны по православным воинам. Мы имена воинов-мусульман записываем в специальные тетради. «Сержант Карим, рядовой Наиль, а в другом списке сержант Иван…» Родители идут каждый день. С православными беседуем, они оставляют список мусульман, чтобы мы помолились за них. С мусульманами разговариваем, и довольно долго, отвечаем на вопросы, касающиеся поведения верующего мусульманина в тех или иных случаях и в завершение встречи  вместе читаем молитвы. Вот такой идет у нас межрелигиозный диалог.

Я часто принимаю участие в совещаниях и мероприятиях, посвященных работе с мобилизованными. Идет обмен опытом. Был на совещании в Уфе, потом муфтий направил меня в Татарстан на пленум ДУМ РТ по вопросам реализации религиозной деятельности в условиях частичной мобилизации, проходивший 8 октября текущего года. И не просто присутствовал, задавал вопросы, которые вытекают уже из нашей практики работы с семьями мобилизованных. Я в курсе тех фетв, которые принимались.

 

- А какие это вопросы, если не секрет?

- Скажу на примере фронтовиков-мусульман Великой Отечественной. Их часто спрашивали: «А ты убил кого-нибудь?». Они отвечали: «Стрелял каждый, не знаем, кто убил». Надо понимать, если есть приказ, значит, ты выполняешь свой долг перед Родиной.

Сегодня мы раздаем семьям мобилизованных брошюры, изданные ДУМ РФ с набором дуа – молитв на разные случаи, а также походные очень компактные коврики-намазлыки с компасом наверху для определения направления киблы, даем четки. Чтобы родственники все это могли направить военнослужащим.

Работая в ДУМ РФ, каждый из нас, в том числе и я, получает огромные знания и опыт. Мне по направлению муфтия приходилось выступать на правительственных совещаниях по вопросам религиозных объединений, участвовать в работе профильных комиссий в министерствах и ведомствах, политических организациях, академиях и университетах, встречаться с лидерами и руководителями. Я всегда стремился достойно представлять Духовное управление мусульман Российской Федерации. Москва – столица культуры, знаний, образования. Исходя из этого, мы одними из первых создали Уставы религиозных организаций, создали фирменные бланки и наладили профессиональное делопроизводство нашей организации. Все это теперь есть у всех религиозных структур в составе ДУМ РФ. Наши специалисты сегодня обладают всем спектром и религиозных, и профильных светских научных знаний. И мы все постоянно учимся. Нельзя стоять на месте.

Это современный уровень. Этого требует наша жизнь. Мы начинали с нуля, упорно и благочестиво работали на благо ислама. А сегодня ДУМ РФ – это лицо российского ислама, российской уммы.

Беседовала Нина Зотова

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.