закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


21 марта 2023 16:48    

Искусство волжских булгар – часть мирового исламского искусства с особым характером

Сразу две исторические выставки, знакомящие посетителей с искусством Волжской Булгарии и его взаимосвязью с мусульманским миром открылись в декабре 2022 года в Государственном Эрмитаже и Казанском Кремле в честь 1100-летия официального принятия ислама народами Волжской Булгарии. Наш корреспондент побеседовала с куратором обоих культурных событий, ведущим научным сотрудником Государственного Эрмитажа, кандидатом исторических наук  А.И. Торгоевым:

 

– Асан Исакбекович, М.Б. Пиотровский назвал выставку «Сокровища земли коротких ночей», открытую в Эрмитаже, археологическим комментарием к сочинению Ибн Фадлана. Как известно, посольство аббасидского халифа, секретарем которого был Ибн Фадлан, прибыло в Волжскую Булгарию в мае 922 года, это первая четверть X века. Однако хронологические рамки выставки «Сокровища земли коротких ночей», если судить по представленным на ней экспонатам, намного шире. Возникла необходимость расширить археологический комментарий к «Записке»?

 – Это было сделано сознательно. Здесь есть некая предыстория. В 2016 году Государственный Эрмитаж совместно с еще несколькими российскими музеями и Фондом Марджани показали в Казани масштабную выставку «Путешествие Ибн Фадлана: Волжский путь от Багдада до Булгара». На ней было представлено 2 с лишним тысячи предметов! Мы не ограничили географические рамки выставки теми странами, которые посетил Ибн Фадлан, а показали культуру народов, связанных и с Хазарским каганатом, и с Волжской Булгарией, и со Средней Азией, и с Древней Русью. Там можно было увидеть искусство аббасидов, народов Ближнего и Среднего Востока, Восточной Европы, степных народов,  народов Кавказа, а также произведения ювелирного искусства и предметы быта булгар, славян и финно-угров, о которых рассказал Ибн Фадлан в своем отчете о путешествии.

В год празднования 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией М.Б. Пиотровский дал задание сделать уже в залах Эрмитажа небольшую изящную выставку как воспоминание о том, что было представлено в Казани. Показать самые лучшие вещи из наших фондов. Так получилась выставка «Сокровища земли коротких ночей», три раздела, которой охватывают хронологически большой период – от эпохи формирования Волжской Булгарии как государственного образования и вплоть до времен булгарского улуса Золотой Орды. По сути, это 5 веков, причем некоторые предметы ранее никогда не выставлялись, мы показываем их впервые. Они поступили в отдел археологии Эрмитажа от наших пермских коллег в 2017 году.

– Сколько же всего предметов представлено на выставке?

– Около 80. В основном это предметы ювелирного и прикладного искусства волжских булгар. К ним мы добавили некоторые среднеазиатские прототипы, которые тоже никто ранее не видел, так как у нас не было возможности их показать.

– Асан Исакбекович, несмотря на небольшой объем представленных на выставке экспонатов, она получилась очень емкой. Можно проследить развитие прикладного и ювелирного искусства в течение почти 5 веков. Но как на него повлияло принятие ислама? Какие в нем произошли изменения? Какие новые элементы появились?

–  Когда ислам был принят как государственная религия, Волжская Булгария вошла в орбиту обширного исламского мира.  Полностью начал меняться облик аристократической и в целом материальной культуры. Появилось очень много вещей, которые имеют прототипы в странах ислама. То есть искусство в Волжской Булгарии с этого времени стало одним из разделов мирового исламского искусства. В ювелирном искусстве появились формы, которые ранее не были известны. В частности, серебряные филактерии из Спасского клада, которые мы выставили (клад был обнаружен в 1869 году, в Спасском уезде Казанской губернии. – Примеч.ред.) Они сделаны по исламским прототипам, но волжско-булгарскими мастерами с волжско-булгарским орнаментом. Из этого же клада – представленные на выставке перстни, массивные плетеные браслеты, височные кольца, относящиеся к XI–XII вв. Это типично волжско-булгарские украшения, но истоки их формы идут из Ирана. На самом деле в то время территорией, на которой исламское ювелирное искусство было в наиболее развитом состоянии, являлся Иран. Точнее, Хорасан на востоке Ирана. Это родина образцов промышленного дизайна, который многократно копировался в Средней Азии и доходил до Волги. Хорасан был неким царством промышленности, прежде всего медницкого дела, областью, где процветали ремесла. Именно в Хорасане искусство, которое развивалось при Омейядах в Ираке, Сирии, других странах региона, приобрело законченный вид, и истоки дизайна прикладных вещей, повторю, во многом шли оттуда. Так было в домонгольскую эпоху. После монгольского завоевания произошли изменения.

– К доисламскому периоду относится один из очень интересных экспонатов выставки – серебряная маска.

– Это погребальная маска древних венгров, прародиной которых считается Волжско-Уральский регион. Такие лицевые покрывала-маски – типичная черта культуры этого народа, одна из особенностей его погребального обряда. Известно несколько таких погребальных масок: они были обнаружены в разные годы и на территории современного Татарстана, и в Приуралье, и в Башкирии.

Маска, представленная выставке, – из Баяновского могильника в Прикамье из раскопок нашего пермского коллеги А.В. Данича. Маска, а также поясной набор, подвески, накладка на сумочку – все эти и многие другие предметы были найдены пермскими археологами в 2012 году и затем переданы в Эрмитаж. Наши реставраторы проделали очень сложную работу, чтобы мы могли показать эти новые предметы из нашей коллекции. Маску нужно было очистить, закрепить. Ее мы показываем впервые.

После принятия ислама народами Волжской Булгарии никаких масок уже не было, погребальный обряд стал чисто исламским, он не предполагает сопогребения вещей.

– Но все эти предметы свидетельствует о том, что Волжская Булгария накануне принятия ислама – это территория, где проживали самые разные народы…

– Да, это было полиэтничное государство. Выявление этнических черт весьма затруднено, потому что в погребальном обряде есть и тюркские черты, и финно-угорские. Население Волжской Булгарии – это предки татар, башкир, мокшан, эрзя, марийцев…

– Став частью огромного исламского мира, Волжская Булгария в плане культуры сохранила свою самобытность? Есть какие-то особые черты в ее декоративно-прикладном, ювелирном искусстве?

– Да, конечно, есть. Волжская Булгария – это самое северное исламское государство. Его отделял от остального исламского мира большой степной участок, где обитали кочевники, у которых религиозность не ставилась во главу угла. Малонаселенные степи (это территория нынешнего Западного Казахстана) отрывали Волжскую Булгарию от остального исламского мира, но по степям проходила сеть караванных путей. Более того, городская культура, которая связана с религией, заканчивалась уже в Хорезме. Дальше – степи до Урала. На Урале – полиэтничное население, которое не имело в своей культуре ярких черт оседлости – серьезной мощной архитектуры, как это было в странах ислама, в той же Средней Азии. На Урале и севернее этого не было, поэтому эстетическая составляющая выливалась в украшения. В Волжской Булгарии было очень развитое ювелирное производство с местными корнями. Созданные там вещи очень легко отличить от других ювелирных произведений, созданных в исламском мире. Отличительные черты волжско-булгарского ювелирного искусства – обильное использование очень крупной зерни, сложные гривны, сложного плетения браслеты, определенного вида черненый орнамент. Волжско-булгарские перстни также не спутаешь с другими – у них особая, выработанная именно в этом регионе форма.

– И практически все они выполнены из серебра.  Откуда оно поступало?

– В основном из Средней Азии. В XI веке там было довольно много серебра, еще функционировали рудники, и серебро шло на экспорт. В том числе и в Волжскую Булгарию в обмен на пушнину.

Экономическая составляющая становления Волжской Булгарии как исламского государства – это торговля пушниной. Максима, которую сформулировал мой покойный учитель профессор Б.И. Маршак, – серебро за меха! Выставку с таким названием мы открыли в конце декабря 2022 года в выставочных залах Присутственных мест Казанского кремля. На ней представлены экспонаты из собрания Эрмитажа и из коллекции Фонда Марджани. Булгарские купцы доходили до Хорезма, откуда хорезмийцы отправляли партии товара в Китай, в Иран. Это была эстафетная торговля. Крупный базар  был в Ургенче.

– Ювелирные украшения булгарских мастеров предназначались для людей состоятельных?

– Литейное ремесло и ювелирное дело в Волжской Булгарии было развито в значительной степени. Человек состоятельный мог одеть жену так, что на ней из-за огромного количества металлических украшений и ткани не было видно! Все женщины среднего класса тоже имели украшения. Это мы знаем по могильникам. Бронзовые или свинцовые перстни могли себе позволить и бедняки. Золотых украшений мы часто не находим, а их свинцовые копии – сколько угодно. Медные или бронзовые вещи – горстями! Это были украшения повседневного ношения, поскольку они производились массово.

– Отдельный раздел выставки посвящен нумизматике. Большое количество монет относится к X веку, начиная с 920 года.

– В Эрмитаже хранится вся серия монет Алмыша, который упоминается Ибн Фадланом, и его династии – сына, внука. Как говорил М.Б. Пиотровский, это редкое сочетание того, что человек, упомянутый в источнике, присутствует и на материальном предмете. Мы показывали их и в Казани, и на нынешней выставке они представлены.

Монету начали чеканить после принятия ислама. Это уже признак государства.  До этого монеты были  весовые, саманидские, например, на которые покупался мех. После принятия ислама Алмыш чеканил монету от своего мусульманского имени Джаафар ибн Абдулла.

– «Записка» Ибн Фадлана о путешествии на Волгу изучалась на протяжении XX века и светскими учеными, и религиозными. А когда началось изучение материальной культуры Волжской Булгарии? Ведь выставка дает представление и об этом, потому что на ней представлены вещи, найденные в разные века: Спасский клад – это 1869 год, Редикорский клад – 1909 год, последние находки пермских археологов – это начало нашего, XXI века…

– Единственный известный список «Записки» Ибн Фадлана был обнаружен знаменитым востоковедом, башкиром по происхождению, Ахмет-Заки Валидовым (А. Валиди-Тоганом) в 1923 году в Мешхеде. До этого были известны лишь фрагменты этого сочинения. На их основе художник Г.И. Семирадский в 1883 г. написал картину для экспозиции Исторического музея «Похороны знатного руса».  На сочинение Ибн Фадлана ссылался выдающийся русский ориенталист В.В. Бартольд (1869–1930).

А.-З. Валидов сразу оценил масштаб и ценность обнаруженной им рукописи. Он ввел этот источник в научный оборот. Русский перевод «Записки» был опубликован в 1939 году под редакцией академика И. Ю. Крачковского.

Что касается исследования могильников Волжской Булгарии, то еще в XIX веке их проводила Императорская археологическая комиссия, очень четко фиксировались находимые крестьянами при полевых работах клады. Там работал знаменитый археолог, основатель петербургской школы археологии А.А. Спицын (1858–1931), уроженец Вятской губернии. В советское время, в предвоенные годы археологическую работу в Болгаре вел московский археолог, профессор МГУ А.П. Смирнов (1899–1974), защитивший докторскую диссертацию «Волжские болгары».

Большой рывок в изучении Волжской Булгарии был сделан после Великой Отечественной войны, когда в Татарстане сложилась своя археологическая школа. Ею руководил А.Х. Халиков (1929–1994). Мощные археологические школы появились и в Перми, и в Ижевске. Таким образом, исследования памятников, могильников Волжской Булгарии велись непрерывно и непосредственно на территории Татарстана, и в Прикамье.

 – Итак, с помощью всего нескольких десятков предметов (не просто предметов, а сокровищ) Государственный Эрмитаж постарался дать представление об одном из интереснейших государственных образований, существовавших на территории нашей страны, – о Волжской Булгарии, которая 1100 лет назад приняла ислам.

 – Будем исходить из того, что ислам – это религия добра. Задача выставки – показать, что ислам как религия несет свет. Принятие Волжской Булгарией ислама положительно отразилось на существовании этого государства, ввело его в орбиту исламского мира.  Чисто географически оно было от него оторвано, это была самая северная страна ислама. Но эта оторванность дала Волжской Булгарии некое своеобразие, которое выделяет булгарскую культуру среди всех стран исламского мира.  Иногда бывает трудно понять – сделана вещь в Герате или в Самарканде, в Бухаре или в Кандагаре. Там все переплетено. Вещи Волжской Булгарии можно определить сразу.

Во-вторых, Волжская Булгария – это государство с развитым прикладным искусством. И выставка в этом убеждает. По своему техническому уровню, эстетическому выражению предметы, созданные булгарскими мастерами, нисколько не уступают вещам, сделанным в той же Древней Руси. Уровень одинаковый.

И наконец, выставка показывает, что в культуре Волжской Булгарии сосредоточен мощный пласт разных традиций, связанных с угро-финнами, тюркоязычными племенами. Это котел, из которого позднее сформировался татарский народ.

– Благодарю Вас.

Беседовала Ольга Семина

Фото: Государственный Эрмитаж, Казанский Кремль, пресс-служба ДУМ РФ

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.