закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


9 декабря 2013 12:55   Москва 

Мусульманский форум в Москве: «Мы собираем евразийское пространство»

Мусульманский форум в Москве: «Мы собираем евразийское пространство»
Мусульманский форум в Москве: «Мы собираем евразийское пространство»

Мусульманский форум - это ежегодное мероприятие Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Европейской части России. В повестке - обсуждение задач мусульман стран СНГ в контексте внутриполитических и глобальных процессов. В числе участников форума - муфтий Республики Казахстан (он впервые посетит Москву с официальным визитом), муфтий Азербайджана, руководители государственных комиссий по делам религии Киргизии и Таджикистана, руководители мусульманских общин Эстонии, Финляндии.

Главная тема форума - "Социализация уммы в стратегии развития гражданского общества". Она определена, исходя из итогов встречи президента России Владимира Путина с мусульманскими религиозными деятелями 22 октября в Уфе. Ответственный секретарь оргкомитета 9-го московского Мусульманского форума, первый заместитель Духовного управления мусульман Европейской части России Дамир Мухетдинов рассказал "Голосу России" о сегодняшних проблемах российских мусульман:

- В выступлении Владимира Владимировича Путина в Уфе очень отчетливо прозвучала тема социализации как некоего антипода политизации религии, в данном случае ислама. Президент говорил, что мы – граждане одной великой страны, что у нас единые цели, и мы должны озаботиться, прежде всего, вопросами социализации. Был озвучен некий инструментарий в виде создания центров исламской культуры, всевозможных досуговых площадок – клубов для женщин, для молодежи, центров подготовки и повышения квалификации в сфере образования.

Все это нужно делать, и все это мы будем делать. Другой вопрос, что это не всегда просто. В таком огромном мегаполисе, как Москва или других больших городах, где ислам воспринимается многими негативно, и как ни называй – мечеть ли, исламский культурный центр – все будет восприниматься в штыки. Многие добрые инициативы, боюсь, не найдут понимания у части граждан в тех городах, где не преобладает мусульманское население.

- А эти исламские центры, клубы – за счет чего и кого должны создаваться? Государство должно помочь или мусульманские организации сами должны этим заниматься?

- Это один из ключевых вопросов. К сожалению, ответа на него пока нет. Президент говорит о том, что мусульманские религиозные деятели должны проявить большую активность, работать как с бизнесом, так и с прихожанами. Президент также говорит и о поддержке государства. Вот в этом, я считаю, суть вопроса. Речь не должна идти о поддержке через бюджет. У государства, чтобы поддержать те или иные проекты, есть достаточно механизмов не только по линии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, не только по линии Министерства образования, но и через крупный бизнес.

В строительстве православных храмов, например, принимает участие социально ориентированный бизнес. Очень важно, когда такому бизнесу дается некая подсказка, предлагается показать свою социальную направленность для оказания помощи единоверцам. Думаю, что это правильно. И то, что мэр Москвы Сергей Собянин вместе с Патриархом Кириллом входит в различные попечительские советы по строительству православных храмов, это для социально ориентированного бизнеса хороший сигнал. Если власть будет применять такие инструменты и относительно других традиционных конфессий – мусульман, иудеев, буддистов – думаю, что социально ориентированный бизнес эти сигналы быстро поймет.

Ситуация, которая сложилась после ряда террористических актов на территории Российской Федерации, затрудняет возможность прихода зарубежных спонсоров, которые готовы были бы вкладывать напрямую деньги в те или иные исламские проекты. Сейчас, если зарубежная организация хочет помочь, она может это сделать через Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. Если наши единоверцы за рубежом искренни в своих намерениях, они могут использовать этот путь. Например, мы с нашими турецкими братьями сейчас занимаемся переводом Большой исламской энциклопедии. Она издана в Стамбуле и подготовлена турецкими авторами. Финансирование проекта осуществляется как раз через Фонд.

- На какой стадии находится реализация этого проекта?

- Думаю, что перевод займет еще весь следующий год. К 2015-му году, надеюсь, мы завершим работу.

- Вы говорите о социально ориентированном бизнесе. А вы пригласили бизнесменов на форум?

- Конечно. Пригласили крупных бизнесменов, прежде всего тех, кто является практикующим мусульманином. На примере Татарстана, Башкортостана, Чечни эти инструменты работают эффективно, главы субъектов приглашают бизнес принять участие в конференциях, в строительстве религиозных объектов и т.д. Мусульманский бизнес делает огромные шаги в поддержке религиозной жизни. Сейчас в Татарстане 1524 мечети. Кто их строит? Да, и простые мусульмане тоже. Но мы прекрасно понимаем, что только на пенсии простых мусульман построить большие объекты невозможно. В Москве пока такого нет.

- Сколько бы мусульмане не говорили о том, что ислам – религия мира и созидания, один теракт – будь то в Волгограде или в Махачкале - перечеркивает все эти утверждения. Может быть, для улучшения имиджа ислама мусульманам от деклараций пора переходить к конкретным делам – помощи детским домам, инвалидам, обездоленным?

- Нельзя не согласиться с поставленным вами вопросом. Должно быть двустороннее движение. С одной стороны, культовые сооружения тоже обязательно нужно строить – мечети, центры мусульманской культуры. И делать это нужно грамотно, согласовывая с населением, проводя общественные слушания. Приведу в пример свой родной Нижний Новгород. На Нижегородчине мусульмане составляют всего 1,5 процента. 95% - это русское православное население, но в городе действует 3 мечети. И мы уже согласовали строительство четвертой мечети, причем в одном из престижных районов города на берегу Оки. И в других городах эти вопросы можно решить.

Соглашусь насчет необходимости социальной работы. Те Духовные управления, которые имеют серьезную поддержку и от государства и от прихожан, этой работой занимаются. Духовное управление мусульман Татарстана реализовало масштабный проект по оказанию помощи незрячим – для них открылся центр реабилитации. Многие Духовные управления помогают домам инвалидов, детским домам, не только мусульманам, но и всем, кто там проживает. Мы регулярно проводим День донора. Совет муфтиев России ежегодно устраивает Шатер рамадана, и он открыт не только для мусульман – для всех. Каждый может прийти.

- В рамках форума пройдет Международная конференция, посвященная мусульманскому образованию, которая соберет ректоров исламских вузов России и СНГ. Что планируете обсудить?

- Тема конференции –"Международное измерение исламского образования в России. Исламское образование на евразийском пространстве". Вопросов для обсуждения много. Например, кого готовят исламские вузы – теологов, имамов или педагогов? Сегодня абитуриентами многих исламских вузов, как в Татарстане, так и в Москве, является мусульмане СНГ. Многие направляются целевым образом. Но у них совершенно другое качество светского образования, русского языка, географии, литературы, хотя они зачастую более подкованы в исламских дисциплинах.

Другой вопрос – учиться нашей молодежи за рубежом или нет? Это панацея или вред? Многие критикуют исламское образование за рубежом. Но у нас до сих пор нет своей докторантуры. Мы не готовим магистров по богословию, только-только сейчас их начнут готовить в ряде исламских вузов. Так что безапелляционно говорить, что зарубежное образование нам вообще не нужно, наверно, не правильно.

- Форум проходит в сложное для мусульман время: есть проблемы и внутри российской уммы и вокруг нее. В чем Вы видите главную задачу предстоящей встречи в этом плане?

- На самом деле, я считаю, что время непростое не только для мусульман, а для всего мира. Некоторые страны до сих пор не вышли из экономического кризиса. Другие ждут, что кризис у них только грядет. Так называемая "арабская весна" затянулась. Нет понимания того, каково будущее таких государств, как Сирия, Ливия, Ирак. События в Египте, где учатся наши студенты, не могут не вызывать тревоги в СНГ и в России.
Когда президент нашей страны встал за Сирию, для всех стран исламского мира и мусульман в России это была позиция мужчины, очень серьезного политика. Мы прекрасно понимаем, если бы не такая принципиальная позиция Владимира Путина, Сирия бы полыхала в огне страшней, чем в Ираке.

Но, с другой стороны, идут и иные процессы – созидательные. Речь идет об укреплении сотрудничества на пространстве СНГ. Сейчас Узбекистан заявил о том, что он не прочь войти в Таможенный союз. Украина, которую уже списали было со счетов, тоже заявила, что связи с Россией ей все-таки нужны. То есть, имеется понимание, что добрую часть общего наследия - интеллектуального, экономического – нужно сберечь. И вовсе не потому, что Москва хочет выстраивать отношения старшего и младших братьев, а потому что это просто жизненная необходимость.

Да, можно махнуть рукой на то, что происходит в Центральной Азии. Но, извините, проблемы оттуда идут к нам – это и наркотрафик, и мигранты. Когда эти проблемы решаются сообща, всем легче. Нельзя построить рай в отдельно взятом шалаше.

Мы должны понимать, что "мигранты" из стран СНГ – это наши бывшие соотечественники. Однажды 8 мая я попал на пятничную молитву в Ташкенте. Мне было интересно, что накануне великого Дня Победы скажет имам главной мечети столицы Узбекистана. Мне было отрадно услышать, что он посвятил проповедь великой Победе советского народа. Миллион узбеков погибло в той страшной войне. Там так же как и в России нет семьи, которая не понесла бы потерь в этой нашей общей битве. Отрадно, что об этой исторической и духовной скрепе помнят там, и хотелось бы, чтобы больше людей помнили об этом здесь.

Сейчас мы, мусульманское духовенство, собираем по крупицам то общее духовное наследие, которое пришло не из советской эпохи и даже не со времен царской России. Мы были связаны с Хивой, с Бухарой, с Ургенчем с самых давних времен. Когда Ибн Фадлан (секретарь посольства аббасидского халифа аль-Муктадира, - ред.) прибыл в Поволжье в 921-м году, он зафиксировал, что там уже были мечети, медресе и имамы. Это все пришло из Средней Азии. Наше отечественное богословие всегда было связано с традицией шейхов Дагестана и Средней Азии. Имам аль-Бухари, имам Муслим, имам Тирмизи, последователи имама Абу Ханифы – все приходило оттуда. Когда мы сумели все это переварить на основе российской европейской цивилизации, появились уже наши ученые – Марджани, Гаспринский. Муса Биги, Юсуф Акчура. И тогда уже они подарили миру, мусульманскому Востоку свое восприятие мира.

Мы собираем евразийское пространство, и каждый вносит в это свой вклад – богословы, бизнесмены, политики, ученые. В этом и есть залог будущего евразийского сообщества.

Ольга Семина

"Голос России"

 

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.