закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


8 апреля 2016 10:07   Пермский край 

Комментарий Владислава Краснова к докладу Дамира Мухетдинова «Российское мусульманство: стратегия развития»

Выступление Дамира Мухетдинова в Перми. 25 февраля 2016 г.
Выступление Дамира Мухетдинова в Перми. 25 февраля 2016 г.

К докладу первого зампреда ДУМ РФ Дамира Мухетдинова «Российское мусульманство: стратегия развития» на VI Межрегиональном форуме мусульманской культуры в Перми.

Комментарий Владислава Краснова:

Мне посчастливилось услышать доклад Дамира Мухетдинова на тему «Российское мусульманство: стратегия развития» на VI Межрегиональном форуме мусульманской культуры в Перми Несколько раз я ловил себя на мысли, что приехал в Пермь не напрасно. Из доклада узнал много нового об Исламе и о том, как российские мусульмане воспринимают свою веру. Многие мысли о месте мусульман в России и в мире оказались весьма созвучны моим представлениям.

Пять проблем

Докладчик наметил 5 ключевых проблем, которые стоят перед российским мусульманством: (1) взаимоотношение Ислама и этничности, Ислама и патриотизма; (2) возможность новой школы фикха в нынешнем контексте; (3) место Ислама в светском обществе; (4)  взаимоотношение Ислама с другими традиционными религиями; (5) актуальность русской идеи и классического религиозно-философского наследия для российского мусульманства. Эти темы стали ключевыми для Пермского форума.

Докладчик правильно высветил их в начале доклада и потом кратко, но очень энергично и доходчиво рассказал о каждой. Честь ему и хвала, что успел уложиться в отведённое ему время и никого не заставил скучать.

И ещё три задачи

Однако поставленные докладчиком пять задач едва ли охватывают весь спектр, необходимый для выработки эффективной стратегии развития. Мне кажется, что спектр надо дополнить такими задачами, как улучшение взаимоотношений российских мусульман с Исламом (6) в странах СНГ,  (7) на Ближнем Востоке,  Африке и  в других странах, где мусульмане составляют большинство населения, и (8) с Исламом на Западе, включая США, где мусульмане являются меньшинством, как и в России.  Это тем более необходимо сделать, коль скоро докладчик призывает российское мусульманство готовиться к роли «лидера мировой уммы».[1]      

Я не хочу ставить под сомнение правомерность идеи лидерства в мировой Исламской умме. Ссылки докладчика на наследие джадидизма и его выдающихся деятелей, таких как Измаил Гаспринский и Муса Бигиев, вселяют надежду, что нынешнее поколение российских мусульман будет достойно своих великих предков. Думаю, докладчик прав, когда призывает не просто к возвращению к практике джадидизма. Скорее джадидизм нужен как источник вдохновения и уверенности, что российские мусульмане смогут справиться с новыми вызовами, которые сыплются на нашу Родину каждый день.  Но к лидерской роли надо готовиться заранее, очень серьёзно и тщательно. В любом случае, более тесные взаимоотношения российских мусульман с единоверцами в глобальном масштабе должны принести пользу, как для российских мусульман, так и для Российского государства.

Не могу не согласиться с тезисом, что «российское мусульманство – это особая социокультурная реальность, формировавшаяся на территории Российской Федерации на протяжении более чем тысячелетия и требующая осмысления, с одной стороны, как часть арабо-мусульманской цивилизации, а с другой стороны, как часть евразийской цивилизации».  Докладчику, как говорится, и карты в руки, поскольку он автор книги «Российское мусульманство: призыв к осмыслению и контекстуализации», которой я, к сожалению, не читал.

И всё-таки хочется предостеречь, что, не только осмысление, но и особенно претворение в жизнь этой уникальной «социокультурной реальности»-- очень сложный и тернистый путь обоюдного сближения российского мусульманства с теми россиянами, которые приветствуют нынешний крен государства и русской культуры в сторону евразийской идентичности.

Попутно замечу, что и в самом российском мусульманстве недостаточно единства, чтобы притязать на роль мирового лидера. При всей привлекательности джадидизма, руководители мусульманской уммы в России должны стремиться к единству и не пренебрегать тем вкладом, который более консервативные кадимы сделали в сохранение Исламской веры в условиях богоборческого советского государства.  По большому счёту, кадимизм таких деятелей, как Г.Г. и М.Г. Курбангалиевы, вполне вписывается в евразийскую ипостась Российского государства.[2]

Опыт общения со странами СНГ

Не будучи специалистом по Исламу, хотел бы всё-таки дать несколько примеров моего опыта общения с мусульманами из СНГ. Так случилось, что  в сентябре 2001 года я должен был работать внештатным переводчиком Госдепа США с группой религиозных деятелей из Киргизии, прибывших для ознакомительной поездки и для встреч  с американскими общественными организациями, в том числе мусульманскими.  11-го сентября мы должны были начать турне по Штатам с Вашингтона.  Увы, первую же встречу в одном из федеральных зданий пришлось прервать из-за сигнала тревоги. Мы выбежали на улицу и вскоре могли наблюдать на экране ТВ в реальном времени все подробности теракта против башен Всемирного Торгового Центра в Нью Йорке и здания Пентагона в Вашингтоне.

Наши киргизские гости были в замешательстве, тем более что стоял вопрос об отмене всей двухнедельной поездки, к которой они готовились с огромным желанием. Поездка всё-таки состоялась, но наши гости уехали домой в замешательстве, как бы предчувствуя, что отношения США с Киргизстаном после этого инцидента пойдут по нисходящей.

В марте 2003 годы я работал с группой из 8-10 чиновников из Узбекистана. Опять турне по США. Опять встречи в провинциальных американских городах на самые разные темы (муниципальное самоуправление, система правосудия, налоги и т.п.) Устроители всегда говорили: «Вот как это делается у нас. Но мы не ожидаем, что вы будете делать также. Может быть, вам это совсем не подойдёт, и Вы сделаете лучше, чем мы». Такой подход нравился узбекам, некоторые из них просто восхищались.

Но вот 20 марта США начали бомбить Багдад. И все наши гости сразу погрустнели, глубоко призадумались. Иные вспоминали, как, захватив Багдад в 1258 году, монголы положили конец Золотой Эре Ислама. Не знаю, были ли те чиновники верующими мусульманами, коммунистами или атеистами, но их солидарность с народом Ирака была абсолютной.

Мой многолетний опыт работы с десятками групп из СНГ укрепил меня в убеждении, что менталитет народов Средней Азии был очень схож с менталитетом русского народа, при всех издержках, плюсах и минусах, которые наложил на все эти народы советский период.

Теперь многие в США тоже осознают, что вторжение в Ирак «ради установления там демократии» было сделано в нарушение всех норм международного права, обошлось в сотни раз дороже и, в конце концов, оказалось контр-продуктивным, ибо Ирак оказался в руках шиитов, союзников Ирана.

Информационная война

Главный урок вторжения в Ирак вижу в том, что, вопреки Конституции США, в настоящее время самая сильная ветвь власти в США не исполнительная (президент), не законодательная (Конгресс) и не судебная (Верховный Суд), а СМИ, которые формируют так называемое «общественное мнение».  Именно они называли Саддама Хуссейна «новым Гитлером», военным преступником, готовым в любой момент применить «секретное» ядерное оружие, и вообще ославили его так, что США просто не могли отказаться от своей миссии «помощи угнетённому иракскому народу».

Когда я попал в США во время Холодной войны, тогда были сотни независимых источников информации, многие из которых были открыто просоветскими или, во всяком случае, ратовали за наведение мостов и разрядку напряжённости. Сейчас 6 крупнейших частных конгломератов[3] контролируют до 90% всей информации в США, а по существу и в мире, поскольку роль английского языка сильно возросла в мировом масштабе. Сейчас  «искусство» информационной войны, включая вброс сенсаций для отвлечения внимания, подтасовка фактов, массированный обстрел личности государственных деятелей (Милосевича, Саддама Хуссейна, Муамарра Гадаффи, Башара Ассада, Путина) и просто ложь и обман («иракское ядерное оружие») играет роль предварительного артобстрела для размягчения укреплений противника перед решительным броском.

Разумеется, ни у российских мусульман, ни у Российского государства нет средств, чтобы дать отпор по всему фронту против этой Шестёрки частных компаний по оболваниванию народа в США и за границей. Поэтому надо тщательно выбирать опорные крепости информационного сопротивления и беспокоить наседающего противника методами партизанской войны, то есть молниеносными  неожиданными набегами.

У нас есть друзья и на Западе

При этом надо помнить, что, как у России, так и у российских мусульман гораздо больше друзей на Западе, чем это принято считать. Бегство Эдварда Сноудена из США только один из многих примеров, когда совестливые американцы готовы к самопожертвованию ради утверждения истины. Достаточно зайти на интернет, чтобы найти альтернативные Западные «сам-издатские» сайты информации и комментариев, противостоящие этой Шестёрке.

Есть у России друзья и среди западной интеллигенции. Возвращаясь на поезде из Перми в Москву, я всю дорогу читал книгу Карен Армстронг «Мухаммад: История Пророка». Эта бывшая английская монахиня оставила обитель, чтобы посвятить свою жизнь изучению разных религий мира. Я уже раньше с удовольствием читал её книги. Можно с ней не соглашаться в той или иной тонкости интерпретации Ислама или жизни Пророка, но книга её дышит доброжелательством к основателю Ислама и его последователям. Я рад, что книга доступна по-русски и я уверен, что есть десятки других таких книг, достойных перевода. Недавно госпожа Армстронг выступила по американскому каналу ТВ с решительным осуждением волны исламофобии, которая с каждым годом всё больше захлёстывает США.[4] Вероятный кандидат в президенты США от республиканской партии Дональд Трамп даже рассчитывает на победу привлечением голосов исламофобов.

Мне самому довелось выступить с интервью на одной альтернативной радиостанции под названием TruthJihad, то есть Джихад во имя Правды (http://www.truthjihad.com/). Основатель этой радио программы,  д-р Кевин Барретт, филолог и литературовед, потерял профессорскую должность в университете по огульному обвинению в «анти-семитизме» за его критику Израиля. Вслед за своей женой мусульманкой, Кевин перешёл в Ислам и начал платную программу целевого вещания ради диалога между мусульманами, христианами и иудеями. Он дал своему проекту красноречивое название: “noliesradio”, то есть радиовещание без лжи.

Интервью началось с темы кампании клеветы, которую главные каналы США ведут против России. Д-р Барретт, не будучи специалистом по России, был однако знаком с творчеством Солженицына. Он вспомнил, как по прибытии в США во время Холодной Войны, Солженицын жаловался на русофобию в американских университетах и ведущих СМИ. Оказалось, Кевин был знаком и с моей книгой “Solzhenitsyn and Dostoevsky: A Study in the Polyphonic Novel.”  (http://www.amazon.com/Solzhenitsyn-Dostoevsky-Study-Polyphonic-Novel/dp/0820304727)

Более того, Кевин читал сочинения Михаила Бахтина,  советского литературоведа, сосланного в Казахстан за то, что выдвинул теорию полифонической структуры романов Достоевского.  Эта теория противоречила практике социалистического реализма, которая требовала от писателя отдать предпочтение главному герою, наделённому «правильным голосом» в соответствии с линией партии. Советские власти понимали, что литературоведческая работа Бахтина подрывала идеологический монолог марксизма-ленинизма не только в литературе, но и в жизни страны.

Наша беседа склонилась к печальному выводу, что в США сегодня, как некогда в СССР, стремительно исчезает полифония, много-голосье политических, идеологических и религиозных оценок  в пользу «общепринятой» точки зрения, навязанной потребителю теми же монопольными частными СМИ, голливудскими фильмами и всей индустрией развлечения и зомбирования публики.

Я рассказал об этом эпизоде, чтобы подвести читателя к пятой теме доклада Дамира. Вот как он её подаёт (с небольшими сокращениями)

Назад к Пятой российской проблеме

«Пятая тема, требующая осмысления, это место российского мусульманства в контексте русской идеи и ее практического воплощения – русского мира. Русская идея – это совокупность историософских представлений о том, каково положение России в мире и какова та миссия, которая возложена на нее. В кон. XIX – нач. XX в. русская идея ассоциировалась преимущественно с русским народом. Однако… парадокс состоит в том, что русская идея не может быть русской в этническом плане. В своей знаменитой «Пушкинской речи» Достоевский говорит: «Стать настоящим русским, стать вполне русским…значит… стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите».

Не будем спорить с наблюдением Дамира, что в советское и пост-советское время «Этот идеал всемирности, всеотзывчивости, всечеловечности (стал) лейтмотивом почвеннической и евразийской мысли». Думаю, что если бы Достоевский взглянул на Россию сегодня, он не стал бы настаивать, что русский человек может быть только православным. В настоящее время уже существует ряд организаций евразийского направления, такие как Евразийское Движение Российской Федерации (сокр. ЕДРФ), учрежденное в 2015 г. на базе молодежно-общественного движения «Молодая Евразия», возглавляемое Юрием Коффнером,  или движение Славяно-Тюркское Единение во главе с азербайджанским психологом и общественным деятелем Адгезалом Мамедовым.

После того, как Президент Путин употребил выражение «Русский мир» в 2005 году, через пару лет была создан Фонд «Русский мир» для продвижения русского языка за границей. И всё-таки я согласен с Дамиром, что современная русская интеллигенция сделала мало для развития философского наследия русской идеи Достоевского. Поэтому, как говорит Дамир, «русская идея так и не доросла до российской и тем более евразийской идеи».

Не берусь судить, «вина» ли это русских мыслителей, «которые не смогли достичь провозглашаемых ими идеалов»? Зато, когда Дамир признаёт, что «отчасти ответственность лежит и на плечах мусульманской интеллигенции, которая не позаботилась о том, чтобы наладить коммуникацию с русской интеллигенцией», такое заявление импонирует своим желанием быть причастным к русской идее. На самом деле, сейчас важнее определить, не кто виноват в прошлом и настоящем, а как наладить повседневную и эффективную коммуникацию между разными конфессиональными и этническими группами для совместного наполнения этого амбициозного и ёмкого, но далеко не заполненного содержанием понятия русская идея.

Могу только приветствовать заявление докладчика, что «Мы, российские мусульмане, не только обязаны более активно знакомить русскую интеллигенцию с Исламом и мусульманской мыслью, но и сами основательно продумать и – я скажу даже больше – углубить и развить классическое религиозно-философское наследие России» c целью превращения русской идеи в российскую идею. Со своей стороны могу заверить, что, употребляя выражение «русская идея»,  я думаю не столько об её русском происхождении, сколько об её всероссийском потенциале.

Я не стал бы судить строго русскую интеллигенцию за неспособность «дорасти до российской идеи», но охотно пригласил бы Дамира, мусульман вообще, да и всех россиян принять участие в формулировке объединяющей всех идеи, будет ли она называться русской, российской или евразийской.

Но не надо дожидаться окончательных умозрительных формулировок. О русской идее мало рассуждать. Уже сейчас её можно претворять в жизнь. Давайте начнём с того, что будем всегда и везде и при всех обстоятельствах относиться к людям другой культуры, религии, этноса или расы с уважением и благожелательно, так же, как и к «своим людям», и даже чуть лучше, чем к своим, ибо шансы узнать что-то новое и полезное от «чужих» выше, чем от «своих». И этому надо приучать детей в семье и в школе.

Через диалог к полифонии

Более насущной, чем формулировка идеи или даже наполнение её конкретным содержанием, является выработка общих правил для всех участников. И тут мне кажется, что главным правилом должно быть общение всех участников через диалог на равных, желание выслушать и оценить по достоинству полифонию самых разных «голосов», самых разных идеологических, политических и религиозных позиций. Конечно, это не просто плюрализм, как механический набор разных мнений. Нет, это должны быть выстраданные идейные позиции, высказанные искренне и честно, как у героев романов Достоевского или у героев «Первого круга» Солженицына.

Полифония не должна замыкаться только диалогом религий. Не должна она ограничиваться и монотеизмом авраамических религий. Думаю, что если бы Пророк Мухаммед, Честь Ему и Хвала, жил в наше время, он выслушал бы и буддистов, и шаманистов, и даже многобожных язычников. В светском государстве, каковым является Россия,  должно быть место и для коммунистов и атеистов. Нельзя с ними поступать так, как они поступали с инакомыслящими.

Приведёт ли полифония честных и искренних убеждений к симфонии? Возможно, если будет на то Божья Воля. Но пока можно обойтись и без симфонии. Ибо, в любом случае, практика полифонии обогатит каждого мыслителя и поможет наполнить российскую идею животворящим смыслом. Для быстрого обзора приключений идеи полифонического диалога в истории России я отсылаю читателя в моему недавнему эссе «От Полифема к полифонии: Судьба России» на сайте Русская Народная Линия.[5]

В контексте мировой истории Россия сможет успешно сыграть роль в много-полярном мире только тогда, когда наберёт силы и разума, чтобы создать реальную альтернативу нынешнему крену к одно-полярному миру. Такая альтернатива должна строиться на полифонии «голосов» равноценных цивилизаций и суверенных государств, которые обязуются вести диалог друг с другом во избежание глобального столкновения, чреватого риском уничтожения Планеты.

Призыв

Я согласен с докладчиком, что «победить болезнь экстремизма можно только совместными усилиями». Согласен и с его призывом ко всем, «кому небезразлична судьба российской уммы, к более тесному сотрудничеству». К аяту Корана «Поистине, Бог не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (13:11), который он процитировал, можно присовокупить и русскую пословицу «На Бога надейся, а сам не плошай!»

© W.G. Krasnow, 2016

 

Справка: Д-р философии Владислав Краснов, закончил истфак МГУ по этнографии, бывший профессор и глава Русского отдела Монтерейского института международных отношений (MIIS) в Калифорнии, возглавляет Общество американцев за дружбу с Россией www.raga.org . Автор книги "Новая Россия: от коммунизма к национальному возрождению".

 

[1]  Докладчик сказал: «Вслед за Гаспринским, я полагаю, что в результате реализации правильной стратегии развития, учитывающей масштабные вызовы, российское мусульманство способно в будущем стать лидером мировой уммы».

 

[2] См. о Г.Г. Курбангалиеве https://ru.wikipedia.org/wiki/Курбангалиев,_Габидулла_Габдул-Хакимович, а о М.Г. Курбангалиеве статью В.Г. Хандорина, «Колчак и башкиры», 8 июля 2013, http://64vlad.livejournal.com/159733.html?thread=7098101

А также статью А.Б. Юнусовой «ВЕЛИКИЙ ИМАМ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА» МУХАММЕД ГАБДУЛХАЙ КУРБАНГАЛИЕВ, Журнал Вестник Евразии, Выпуск № 4 / 2001

http://cyberleninka.ru/article/n/velikiy-imam-dalnego-vostoka-muhammedgabdulhay-kurbangaliev

 

 

[3] These 6 Corporations Control 90% Of The Media In America, Ashley Lutz, Jun. 14, 2012

http://www.businessinsider.com/these-6-corporations-control-90-of-the-media-in-america-2012-6

 

[4] Интервью с английской писательницей Карен Армстронг об исламофобии на телевидении США: Karen Armstrong on Sam Harris and Bill Maher: Blaming religion for violence, says Karen Armstrong, allows us to dismiss the violence we've exported worldwide. NOV 23, 2014

http://www.salon.com/2014/11/23/karen_armstrong_sam_harris_anti_islam_talk_fills_me_with_despair/

[5] http://ruskline.ru/analitika/2016/02/27/ot_polifema_k_polifonii_sudba_rossii/

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.