закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


2 августа 2023 11:46    

Особенности исламской экономики и практическая реализация исламского банкинга

Иллюстрация сгенерирована приложением Шедеврум
Иллюстрация сгенерирована приложением Шедеврум

 

В статье исламоведа, к.и.н. Диляры Солодовник (Институт стран Азии и Африки МГУ) и исламоведа, к.и.н. Дамира Хайретдинова (Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования), вышедшей в журнале «Экономика и управление: проблемы, решения», рассматриваются особенности функционирования исламской экономики, имеющей специфические инструменты функционирования на основе Священного Писания. По прошествии столетий эти механизмы эффективно используются банковской сферой, отвечая потребностям развития мировой экономики. Представление о механизме работы и потенциале исламских финансовых продуктов стало особенно актуальным после принятия Государственной думой Российской Федерации закона об исламском банкинге.

 

Ислам – мировая религия, которая признана законом одной из традиционных в Российской Федерации. Имея за плечами сложную и богатейшую историю, пытаясь дать адекватный ответ на вызовы времени и развиваться в соответствии с общемировыми тенденциями, исламский мир выработал свои механизмы в основных областях человеческой жизнедеятельности.

Иногда эти механизмы, на первый взгляд, просто копируют уже имеющиеся глобальные решения. Таковы международная Организация исламского сотрудничества (ОИС), объединяющая 57 государств (аналог ООН для исламского мира), Исламская организация по вопросам образования, науки и культуры (ИСЕСКО, аналог ЮНЕСКО).

При глубоком анализе очевидно, что идеологические корни этих организаций являются антиподом западного (читай: глобального) подхода. Но, отдалившись на десятилетия от корней и вооружившись современными дипломатическими формулами, ныне такие учреждения не походят на своих религиозно-фундаменталистски окрашенных предшественников.

В других случаях такие механизмы кажутся чрезмерно специфическими и потому априори рассматриваются в немусульманской среде как непонятные и экзотические.

Хотя в последние годы в российском научном сообществе выпущены сотни статей и несколько качественных изданий на эту тему, элементы исламского банкинга, которые напрямую связаны с выгодным (проектным) инвестированием, не изучаются и не рассматриваются отечественной финансово-экономической системой даже в условиях мирового финансового шторма и многочисленных западных санкций.

На рубеже 2019–2020 гг. совокупный объем активов, регулируемых механизмами исламской экономики, достиг 2,9 трлн долл. США, из которых почти 70% сосредоточены в банковском секторе, 16% в исламских долговых ценных бумагах, 5% – в исламских инвестиционных фондах и 3% – в исламском страховании.

К 2024 г., по оценке Исламской финансовой корпорации развития группы Reuters, глобальная стоимость активов исламского финансирования может достичь 3,7 трлн долл. [4]. С учетом значительного позитивного сдвига, который произошел с начала XXI в. во взаимоотношениях Российской Федерации с ключевыми игроками исламского мира (Россия стала наблюдателем в ОИС в 2005 г.), видимо, можно рассмотреть возможность профессионального инвестирования этих активов в российскую экономику.

Между тем, если разобраться и привлечь экспертов со знанием арабского языка, изучающих исламский банкинг, станет ясно: арабские термины вполне наполняются смыслом, привычным для всех банковских структур. Существует определенный экономический базис исламского финансового регулирования.

База исламской финансовой системы:

• Коран;

• сунна (свод преданий и деяний пророка Мухаммада с учетом действий и распоряжений первых четырех правителей Арабского халифата – праведных халифов);

• иджма (консенсус богословов по вопросам, ответы на которые не известны ни из Корана, ни из сунны);

• кыяс (богословское суждение по аналогии с Кораном и сунной).

В разных исламских правовых школах используются также иные инструменты поиска теологического (схоластического, философского) суждения в качестве ответа на новые вызовы и веяния времени, в частности;

• истихсан (отказ от прежнего решения по аналогии или его корректировка, если оно нецелесообразно);

• истислах (выведение решения на основе его полезности для общества);

• истисхаб (правовая презумпция: любые изменения не считаются наступившими, пока не обнаружатся ясные признаки этих изменений);

• урф (местные обычаи, узаконенные традицией и временем, если они не противоречат Корану и сунне);

• акль (использование рациональных методик при дедуктивном выводе решений из Корана и сунны).

В ходе развития исламской экономики все эти принципы активно применялись для обоснования старинных (известных мусульманам изначально) и современных методов и инструментов финансово-экономической активности.

Первые попытки создания исламских банков относятся к 1960-м гг. (Египет, Малайзия). В 1974– 1975 гг. был создан Международный исламский банк развития. Спустя несколько лет начали свою деятельность Исламский банк Дубая и Кувейтский финансовый дом. С тех пор этот вид деятельности активно распространился – сначала в странах исламского мира, а затем и за его пределами.

Исламский банкинг активно развивался с последних десятилетий ХХ в. в качестве приемлемого современного ответа на постколониальную ситуацию, сложившуюся в исламском мире. Двигателями и заказчиками новых тенденций стали всего несколько финансово-экономических организаций в ряде стран арабского мира (Египет, Иордания, страны Персидского залива).

Объективный анализ источников, использованных при составлении тех или иных положений современной исламской экономики, показывает, что менее всего авторы этих сводов в конце XX в. прибегали к Корану. Дело в том, что ни он, ни даже намного более приближенная к финансово-экономической жизни мусульманского населения сунна не содержат никаких указаний на дозволенность или запретность большинства финансовых операций или инструментов современности.

Богословы, составляющие по заказу финансистов своды решений и стандартов исламской экономики, выводят такие решения из общих принципов, заложенных в Коране и сунне. Особо следует отметить, что в классическом шариате исторически сложились разные правовые школы, которые могут рассматривать один и тот же правовой вопрос с противоположных позиций. Как следствие, в отношении того или иного спорного вопроса могут существовать различные оценки (толкования). Значит, политика конкретного исламского финансового института в том или ином вопросе может варьировать в зависимости от того, на мнение каких правоведов и авторитетов опирается.

Таким образом, необходимо в первую очередь понять, каковы принципы и, соответственно, применяемые нормы в исламской финансово-экономической сфере (где проходят четкие правовые границы, дозволенные шариатом).

В основе экономического поведения, одобренного шариатом, лежат принцип недопустимости запрещенных (Кораном и сунной) действий (харам) и принцип совершения разрешенных (Кораном и сунной) желательных действий (халяль).

Следовательно, все формы финансово-экономических отношений между людьми дозволены и разрешены, если на них не действует специальный запрет. Запрещенными являются:

• ростовщичество (риба);

• мошенничество;

• обман;

• игра на неопределенности;

• азартные игры;

• спекуляция.

Соответственно, исключив запретное, получаем базовые принципы построения исламской экономики:

• свобода предпринимательской деятельности и заключения договоров;

• справедливость;

• законность;

• этичное поведение управляющих и управляемых;

• нерискованные операции;

• беспроцентное кредитование;

• благотворительность и милосердие.

Все действия, которые не запрещены правовыми нормами шариата, являются разрешенными, а ограничения в торговле касаются лишь некоторых товаров и услуг:

• свинины и содержащих ее продуктов;

• мяса домашних животных, забитых не по правилам шариата;

• алкогольных напитков;

• табачных изделий;

• наркотиков;

• проституции и порнографии;

• средств, отобранных у сирот;

• всего, что приносит вред обществу и индивиду.

Таким образом, в исламской экономической модели приоритет отдается не достижению прибыли любой ценой (есть серьезные ограничения), а кооперированию усилий и безопасности бизнеса.

Деньги не рассматриваются как средство накопления, но лишь как обменная мера и мера стоимости. Если они используются в качестве средства накопления, не будучи вложенными в товар или производство, необходимо ежегодно платить коплений, достигших определенного размера). В целом правовые нормы шариата применяют к деньгам те же правила, что и к товарам: введение и получение во владение, передача гарантий или обязательств и пр.

Исламская финансово-экономическая модель осуждает либо запрещает сделки, в основе которых лежит игра на изначальной неопределенности конечных результатов для партнеров (гарар). Сделки с повышенным риском являются формой гарара, так как не принимается в расчет большая вероятность отрицательного результата операции. Основное отличие исламской банковской системы от традиционной приведено на рисунке 1.

Рис. 1. Сравнение традиционной и исламской банковских систем

Итак, перед нами – довольно консервативная модель финансово-экономической активности. Если бы эти модель была доминирующей в обществе, вряд ли оно преуспело в своем развитии. Однако механизмы исламской экономики в реальности являются лишь одним из видов банковской и предпринимательской активности, которые в числе прочих эффективно используются в странах Запада.

Сегодня механизмы исламской экономики и банкинга – важная часть мировой экономики и финансов: не эксклюзивная, а дополняющая традиционную модель, занимающая свое место на мировой арене распределения ресурсов и рынков труда. Ее ниша – консервативно настроенные вкладчики, которым не нужны рискованные активы.

Клиентская база таких вкладчиков и стоящих за ними финансовых ресурсов достаточно велика по всему миру. С учетом построения общего евразийского пространства, таможенного рынка, к которому объективно стремятся мусульманские страны СНГ (Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и др.), такая база может достигать 100 млн чел.

Даже в отсутствие мусульманских вкладчиков такое государство, как Люксембург, успешно вошло в топ-15 стран, использующих исламский банкинг. Великое герцогство – первая европейская страна, разрешившая исламские страховые компании и разместившая на рынке исламские облигации (сукук) в 2002 г.; первое суверенное государство, выпустившее сукук в евро; а банковская система Люксембурга первой присоединилась к Совету по исламским финансовым услугам [2].

Это явление становится понятным вследствие того, что термины исламской экономики и банкинга при переводе на язык мирового банковского сообщества становятся идентичными (Рис.2).

При самой распространенной операции под названием мушарака (долевое финансирование) инвестиционный фонд и клиент выступают в качестве софинансистов; прибыль и убытки подлежат распределению между банком и клиентом в соответствии с их долями финансирования проекта.

На втором месте по популярности стоит доверительное управление (мудараба), или партнерство в прибыли: владелец денег вносит капитал, агент (мудариб) использует физический, умственный труд или управленческую деятельность, благодаря которым предприятие реализуется.

Третий по распространенности инструмент исламского банкинга – купля-продажа (мурабаха). При его реализации соблюдаются следующие правила: договор купли-продажи товаров между продавцом и покупателем выполняется по согласованной цене, которая включает прибыль от реализации товара. Возможны договор купли-продажи под заказ и финансирование путем купли-продажи актива.

Рис.2. Инструменты исламского инвестиционного фонда (исламского банка) в традиционной трактовке

В сельском хозяйстве и малом бизнесе уместен такой механизм, как салям или бей-салям – кредитование покупки товаров с отсроченной поставкой. Смысл схемы для инвестиционного фонда заключается в том, что он получает товар по цене ниже цены наличного товара, который затем перепродается; клиент же получает оборотный капитал.

В крупной промышленности довольно распространен авансовый контракт (истисна), когда инвестиционный фонд действует как генеральный подрядчик в строительном проекте, который будет передан потенциальному клиенту.

Упомянутые исламские облигации (сукук, от араб. сакк – чек) представляют собой ценные бумаги, удостоверяющие долю в праве собственности на базовый актив, который генерирует прибыль, а также право на получение прибыли, которую приносит данный актив.

Наконец, кард аль-хасан (беспроцентный заем или кредит) представляет собой беспроцентную ссуду для осуществления общественных проектов (строительство дорог, предприятий, жизненно важных объектов) или просто беспроцентный вклад до востребования.

Следует также особо сказать о бонусе, которым сопровождается работа исламских банков и окон по всему миру. Это платежи населения в социальные и религиозные институции с благотворительной целью:

• закят – годовой налог в 2,5% от стоимости личного имущества;

• фидия – сбор в месяц Рамадан;

• фитр – сбор по случаю праздника по окончании месяца Рамадан;

• курбан – стоимость жертвенного животного в месяц Зуль-хиджа;

• садака – добровольное пожертвование;

• хумс – 1/5 часть дохода в пользу потомков пророка Мухаммада (обязателен у шиитов);

• ушр – десятина (торговая пошлина или сельскохозяйственный сбор) в пользу нуждающихся;

• харадж – поземельная подать в бюджет.

Таким образом, основные механизмы исламской экономики и банкинга – это нерисковые, консервативные, вполне понятные простому населению финансовые активы и продукты, которые традиционно реализуются в любой национальной экономике мира, включая российскую.

Ранее были упомянуты исламские механизмы в обычных, неисламских банках. Действительно, значительная часть финансовых институций мира далека от принципов исламской экономики, в частности, от запрета рискованных операций и процентных займов. Однако многие учреждения желают принять активное участие в изучаемой сфере деятельности. В силу этого в них появились многочисленные исламские окна. Назовем для примера хотя бы Bank of Ireland, Barclays, BNP Paribas, HSBC, Standard Chartered Bank, Credit Suisse, Lloyds Banking Group, UBS, United National Bank.

Считается, что данные субучреждения имеют свои корреспондентские счета, ведут собственный бухгалтерский учет и проявляют высокую автономию от материнской организации, т.е. следуют исламским принципам банкинга и не смешивают свои активы с основными средствами своих банков, что в общем и целом определяет успешность их работы.

Резюмируя, можно сказать, что исламский банкинг в действительности представляет собой проектное инвестирование, которое связано с разделом рисков и долевым участием. Такая экономическая политика может быть признана весьма консервативной, и это соответствует самооценке представителей исламского бизнеса. Однако у этого вида финансово-экономической активности есть множество последователей и определенные преференции.

Исламская экономика и банкинг успешно развиваются в Азии, Африке, странах Запада. Это вполне совместимо с мировоззрением современного потребителя по всему миру и легко сочетается с современными технологиями.

Совокупный ресурс этого направления финансовой активности многократно превышает бюджеты многих государств, а крупнейшие рейтинговые агентства еженедельно отслеживают деятельность исламских банков по всему миру [3], чтобы правильно прогнозировать их дальнейшее развитие. И, надо признать, прогнозы ежегодного роста исламских активов на 10% сбываются [1]. Возможно, и российские финансово-экономические структуры в будущем задействуют этот мощный и вполне самостоятельный финансово-экономический ресурс, который послужил бы на благо российской экономики и государства.

Список литературы 1. Гилязеева Е. Э. Анализ тенденции роста совокупных активов исламского банкинга // Инновационная наука. 2015. № 6. С. 64. 2. Finance islamique. URL:https://www.luxem-bourgforfinance. com/fr/la-place-financiere/ finance-islamique/. 3. Islamic Finance. URL: https://www.mood-ys. com/newsandevents/topics/Islamic-Fi-nance007007/reports. 4. Linge I. (2021) La finance islamique valorisée à 3700 milliards $ en 2024: une opportunité pour l’Afrique. URL: https://www.agenceecofin.com/ finance-islamique/0701-83938-la-finance-islam-iquevalorisee-a-3700-milliards-en-2024-une-op-portunitepour-l-afrique.

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.