закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


15 августа 2011 11:10   Владимирская область 

Мусульманская община Владимирской области

Согласно переписи 1989 г., в области из мус. этносов проживали татары (9,2 тыс. чел., или 0,56% населения обл., третье место из всех этносов), азербайджанцы (1,9 тыс. чел.), казахи (1,2 тыс. чел.), узбеки (1,1 тыс. чел.).

В межпереписной период произошло сокращение населения области на 124,7 тыс. чел., или 7,6% к уровню 1989 г. Несмотря на это, переписью 2002 г. фиксируется рост мус. населения: общее число представителей мус. народов составило 16,7 тыс. чел., что соответствовало 1,1% населения области.

По-прежнему самым крупным мус. этносом области являлись татары, численность которых, по данным переписи 2002 г., снизилась до 8,7 тыс. чел. (хотя на фоне общей депопуляции в регионе доля татар чуть выросла до 0,57%); суммарная численность вместе с близкородственными башкирами составила 9,4 тыс. чел. Наряду с этими данными существует также оценка председателя ДУМ Владимирской обл. («Владимирского муфтията») В. С. Яруллина, который отмечает трехкратное занижение численности татар в 2002 г. переписчиками. В числе факторов, повлиявших на увеличение татарского населения региона, он называет миграционный прирост из Ср. Азии и р-нов Крайнего Севера.

Татарская община является наиболее древней и укорененной из остальных мус. этносов на владимирской земле (см. История ислама во Владимирской обл.). В средневековье на тер. Владимирской обл. проживали служилые татары – в Юрьеве-Польском и на северо-востоке региона (мугреевские татары), дальнейшая судьба этих локальных групп не известна. Не позже XIX в. в регионе сложились места компактного расселения татар в гг. Владимир и Муром (в последнем оно находилось в р-не Фанерный и перестало существовать сравнительно недавно). Формирование татарской общины Владимирской обл. не изучено. Наиболее значительный его пласт возник за счет приезжих уже в сов. время. При этом во многих населенных пунктах татарское население состоит из выходцев из определенных местностей. Так, в татарской общине г. Мурома преобладают выходцы из Спасского р-на Нижегородской обл. и Чувашии, в Камешковском р-не – из Лямбирского р-на Мордовии и с. Шигырданы Чувашии. В 1950–80-х гг. значительную роль в татарской общине Владимира играли выходцы из Спасского р-на Нижегородской обл.

Татары сыграли ведущую роль в институционализации м.о., образовав как РОМ «Махалля», так и структуры, входящие во «Владимирский муфтият». Наиболее активны татары среди м.о. и в социальном плане.

Следующим по размерам этносом в м.о. являются азербайджанцы, численность которых оценивалась переписью 2002 г. в 3,1 тыс. чел. (0,2% населения). По оценке В. С. Яруллина, в наст. время эту цифру можно увеличивать в 3–4 раза, причем это касается только азербайджанцев – российских граждан. В религиозном плане до 70% владимирских азербайджанцев составляют шииты (оценка В. Яруллина и Р. Ибрагимова). Шиитская община Владимирской обл. (в этническом плане представленная только азербайджанцами), руководимая Мамедовым Хикметом Алиширин-оглы, достаточно активна и оказывает серьезное воздействие на азербайджанское население региона. В ее деятельности наблюдается некоторая двойственность: сотрудничая с РОМ «Махалля», она проявляет известную обособленность от последней. Официальную регистрацию шиитская община получить не смогла, что не мешает ей проявлять активность в социальном плане, будучи третьим в области мус. центром (после РОМ «Махалля» и «Владимирского муфтията»).

Несмотря на уменьшение численности в межпереписной период, отмеченное переписью 2002 г., община выходцев из гос-в Центр. Азии становится на сегодняшний день наиболее быстрорастущей мус. общностью в регионе. Общая ее численность по переписи составила 2 тыс. чел., из которых выделялись узбеки (0,8 тыс.), таджики (0,5 тыс.), казахи (0,4 тыс.), туркмены (0,2 тыс.) и киргизы (0,1 тыс.). При этом все мус. лидеры региона, непосредственно работающие с населением, выразили сомнение в соответствии указанных цифр действительности (по крайней мере по ситуации на 2008–09 гг.). По мнению В. Яруллина, данные цифры относительно постоянно проживающих занижены как минимум втрое. Р. Ибрагимов более сдержан в своих оценках, указывая на занижение показателей лишь по узбекам и таджикам. Кроме того, следует учитывать не зафиксированных по переписи условно-временных и трудовых мигрантов, среди которых преобладают узбеки и таджики. Так, только на тракторном заводе трудятся более 300 узбеков, еще большее их число занято в системе ЖКХ и сельском хозяйстве. Выходцев из данного региона отличает высокая степень религиозности. Ввиду этнической и культурной близости узбеков и татар интеграция узбекского населения в российский социум значительно ускоряется в общинах с татарским доминированием, что наглядно видно именно во Владимирской обл.

Общая численность дагестанцев в регионе составляла 1,3 тыс. чел., из которых выделялись лезгины (0,4 тыс.), аварцы (0,3 тыс.), даргинцы (0,2 тыс.), и кумыки (0,1 тыс.). По утверждению В. Яруллина, среди местных лезгин преобладают выходцы из Азербайджана.

Вайнахская община составляла в 2002 г. 0,5 тыс. чел, из них 0,4 тыс. чеченцев. В. Яруллин оспаривает эту оценку, ссылаясь на тот факт, что только в Коврове проживает ок. 0,1 тыс. вайнахов.

Мусульман из стран дальнего зарубежья (турки, арабы) в регионе немного – 0,2 тыс. чел. Община выходцев из Сев.-Зап. Кавказа также немногочисленна (0,2 тыс. чел.), в религиозном плане активности не проявляет.

По альтернативной итоговой оценке В. Яруллина, численность м. о. приближается к 50 тыс. чел. При этом он приводит след. распределение представителей м. о. по населенным пунктам: во Владимире – 12 тыс., в Коврове – 9 тыс., в Камешкове – 4 тыс., в Муроме – 3 тыс., в гг. Кольчугино, Вязники, Гороховец, Александров, Киржач, Юрьев-Польский и Гусь-Хрустальный – примерно по 1 тыс. Немалое число мусульман также проживает в сельской местности. М.о. имеет тенденцию к неуклонному росту, особенно в связи с сокращением трудоспособного населения региона.

М. о. достаточно рано приступила к своей институционализации. В качестве исламского культурного центра мус. община г. Коврова была зарегистрирована уже в 1988 г., в это же время оформилась в качестве татарского обществ. центра мус. община г. Владимира. Последняя уже в 1992 г. была зарегистрирована как РОМ «Махалля» (одноименные Владимирская и Ивановская РОМ были зарегистрированы в один год и стали первыми РОМ в ЦФО за пределами Москвы и Московской обл.). С 2007 г. предпринимаются попытки зарегистрировать «Владимирский муфтият» во главе с В. Яруллиным. В 2007 г. было зарегистрировано РОМ в г. Муроме. К 2009 г. во Владимирской обл. насчитывалось 3 зарегистрированные мус. религиозные организации (гг. Владимир, Ковров, Муром) и несколько религиозных групп, образованных по территориальному и этническому признакам (среди последних – одна шиитская азербайджанская).

М.о. предпринимает усилия по своей социализации, причем основной объем этой работы приходится на РОМ «Махалля» г. Владимира, которая в посл. время добилась заметных успехов на этом пути.

Энциклопедический словарь «Ислам в Центрально-европейской части России»

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.