Всевышний не принимает ничего, кроме благого. Проповедь
Дорогие братья и сестры! Верующие!
Так случилось, что первый день Григорианского календаря 1 января нового 2016 года совпадает с пятничным днем. Примите мои искренние поздравления, прошу Аллаха, чтобы в новом году мусульмане России достигли больших успехов в образовании и культуре! Хочется, чтобы наша молодежь более усердно училась и стремилась быть полезной стране и обществу! Пусть каждый из нас найдет больше сил и терпения на пути развития и добрых дел!
С детства, родители учили нас обращать внимание на «чистоту» одежды и еды, не посягать на чужое имущество. Счастлив тот, кто зарабатывает себе на жизнь собственными руками и не ждет откуда-то «легких денег». Если посмотреть на жизнь праведных сподвижников и их последователей, то поражаешься их отношением к вкушаемой пище. Прежде чем что-то положить себе в рот они спрашивали себя: «А этот кусок хлеба заработан четным путем? Не разгневается ли на меня Аллах?» Берем ли мы с них пример? Смотрим ли на свои источники дохода?
В этой проповеди мы поразмышляем над поучительным и мудрым хадисом пророка Мухаммада ﷺ:
«Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «О люди! Поистине, Аллах — Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого. И, поистине, Аллах повелел верующим то же, что повелел Он и посланникам, и Всевышний сказал: „O посланники! Вкушайте благое и совершайте праведные дела“ (23:51). Всевышний также сказал: „O те, кто уверовал! Вкушайте из (того) благого, чем Мы наделили вас…“ (2:172). А потом Пророк ﷺ упомянул о покрытом пылью человеке с всклокоченными волосами, который уже долго находится в пути и воздевает свои руки к небу (повторяя): „О Господь, о Господь!“ — однако пища его запретна, и питье его запретно, и одежда его запретна, и вскормлен он был запретным, так как же может быть дан ему ответ?» (Муслим).
Имам ан-Навави комментируя хадис писал:
«Это один из хадисов на котором основываются правила ислама и строятся шариатские заключения» (Шарх Муслим 7/88).
Ученый ат-Туфи о хадисе говорил так:
«Помни, по своей пользе, — это великий хадис. Он включает в себя правила «Дуа» — мольбы связанные с условиями ее принятия, либо отторжения» (Комментарии ат-Туфи к Сорокам 117-118).
Ибн Дакык сказал:
«Хадис призывает жертвовать только из дозволенного — «халял» — и запрещает жертвовать из каких-либо других (запретных) средств. Еда, питье, одежда должны быть полностью «халяльными», в их дозволенности не должно быть никакого сомнения» (Комментарии ибн-Дакыка к Сорокам).
Все приведенные толкования говорят, о важности хадиса в понимании о дозволенном и запретном.
В хадисе приводятся слова: «Поистине, Аллах — Благой». Т.е. Он пречист от всех недостатков и изъянов. Аллах — Благой в Своих качествах, делах и словах. И Господь желает, чтобы мы, — люди, стремились ко всему благому и раздавали в качестве милостыни только то имущество, которое заработано честным путем:
«О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретенных вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле, и не стремитесь раздать в качестве пожертвования дурное, чего бы вы сами не взяли, пока не зажмурили глаза» (2:267).
Аллах повелел Своим пророкам и посланникам вкушать только из дозволенного, ибо все запретное отравляет тело, приводит к разным болезням и служит преградой между просящим и Творцом. Пророк Мухаммад ﷺ в качестве примера привел одного мужчину. Посмотрите на его положение, он возможно заблудился среди пустыни, у него не осталось ни одного глотка воды, он не знает в каком направлении двигаться, и скажите, кто поможет ему в такой трудной ситуации? Мужчине ничего не оставалось, кроме как молить Аллаха о спасении! Он поднял руки и стал молить: «О Господь, помоги, помоги мне!». Но помощь Аллах ему так и не пришла, — между ним и Всевышним прочный занавес из грехов и харама. Видимо он жил, нарушая заветы религии, вкушал запретную пищу, покупал себе вещи из тех денег, которые он приобрел незаконным путем.
В хадисе четкое послание всем разумеющим, любой из нас может оказаться на месте несчастного человека. Едете морозной зимой на автомобиле и вдруг заглохли в безлюдной трассе. Сколько случаев, когда автомобилисты с семьями умирали от холода. Кто нам окажет помощь в такой плачевной ситуации? В жизни случается всякое, и как только мы оказываемся лицом к лицу со смертью, начинаем просить Аллаха.
Из приведенного хадиса мы черпаем для себя множество уроков и давайте перечислим основные из них:
- «Дуа» («мольба») имеет определенные правила и условия
- Верующий, совершающий «дуа» обязан остерегаться запретной пищи и питья
- Проблемы могут настигнуть нас в любой момент и мы должны быть готовыми к ним
- Всевышний обладает только лучшими качествами
- Аллах не принимает ничего, кроме благого
- Все дозволенное «халяль» имеет преимущества; и каждый мусульманин должен стремиться пропагандировать здоровый образ жизни и здоровое питание
- Употребление и использование «харама» — запретного — служит преградой от милости Аллаха: Он не принимает дела и не отвечает на мольбы
- Мусульманин по мере возможности анализирует и размышляет над источниками своих доходов
В наши дни, наверное, нет человека, который не пользовался бы банковскими и прочими полезными услугами. Мы можем расплачиваться, переводить деньги по «электронке» — онлайн-системе. Ислам не запрещает это. Но нельзя забывать о подводных камнях и серых схемах. Проценты в нашей религии запрещены. Аллах узаконил торговлю и запретил лихву. Обращайте внимание на еду, которую вы покупаете и из которой готовите пищу. Недобросовестные продавцы хитрыми способами выдают свои товары за «мусульманские» и «халяльные», при этом, они не имеют никаких соответствующих сертификатов. Держитесь подальше от сомнительных услуг, ресторанов, рынков межбанковского обмена валют, бирж и развлекательных центров.
В Досточтимом Коране Аллах нам говорит:
«Они спрашивают тебя о том, что им дозволено. Скажи: "Вам дозволены блага"» (5:4).
Харам не может быть благом. То, что убивает наш организм, не является благом. Электронные сигареты, безалкогольное вино, пиво и шампанское — вещи, призванные деградировать наше сознание. Шайтан желает, чтобы мы подражали грешникам и уподоблялись им во всех поступках.
Пророк ﷺ предупреждал:
«Не войдет в рай тело вскормленное харамом» (Ахмад).
Прежде чем надеть на себя запретную одежду или положить в рот запретную пищу хорошенько задумайтесь о последствиях.
Прошу Аллаха, чтобы Он направил нас только на благие дела!
Имам-хатыб Нижегородской Соборной мечети Мунир-хазрат Беюсов