закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2017 15:12    

Хадис Джибрииля: поучительные уроки и мудрость. Проповедь

Дорогие братья и сестры! Уважаемые верующие!

Сегодня в своей пятничной проповеди, я расскажу вам об известном хадисе, в котором во всех подробных деталях описывается встреча пророка Мухаммада ﷺ с величайшим ангелом, выполняющим функции передачи Священного Писания, – Джибриилем (мир ему!). Еще этот хадис называют хадисом Джибрииля. Поистине, он несет в себе огромную мудрость и преподает множество уроков, связанных с мусульманской культурой и поведением. В нем приводятся столпы ислама и имана (веры), говорится о понятии «ихсан» и о конце Света. Хадис длинный, поэтому мы будем разбирать его по частям, буду останавливаться и разъяснять там, где необходимы некоторые комментарии. И так, сообщается, что Умар, да будет доволен им Аллах, рассказал:

«(Однажды), когда мы находились в обществе посланника Аллаха ﷺ, к нам неожиданно подошёл какой-то человек в ослепительно белых одеждах с иссиня чёрными волосами, по виду которого нельзя было сказать, что он находится в пути, и которого никто из нас не знал».

Умар, чье имя упоминается в хадисе, и собственно очевидец произошедшего – это Умар ибн аль-Хаттаб, один из крупных и известных сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Он славился не только своей силой и решимостью, но и преданностью. После того, как Умар (да будет доволен им Аллах) принял ислам, он оказывал поддержку нашему Посланника ﷺ, охранял его и постоянно сопровождал. Затем, после кончины Пророка ﷺ  и праведного халифа Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), Умар был выбран верующими халифом – главой правоверных и правил в течение 10 лет и шести месяцев.

Хадис Умар начинает с того, что он и еще несколько человек находились с Пророком ﷺ. Сахабы всегда стремились не тратить время попусту. Они слушали из уст Посланника ﷺ Досточтимый Коран, разъяснения к аятам. Нам нужно брать с них пример. Чему можно научится, находясь с грешниками и плохими людьми? Правильно, только плохому. Спросим себя, кто является нашими друзьями, кого мы больше слушаем, с кем мы постоянно проводим время? С полезными книгами? С учеными? В мечетях? К сожалению, нет. Нашими неотъемлемыми друзьями сегодня стала «дунья», ее соблазны, - наши взоры устремлены на экраны телевизоров, телефонов, женщин. И вот, по словам Умара, к Посланнику ﷺ и находящейся рядом с ним группе верующих подошел незнакомец - человек, которого они никогда не видели раньше. Все были поражены его внешним видом. Он был одет в непривычную для простых арабов и бедуинов чистую и не просто белую, а ослепительно белую одежду – по сути это первый урок ангела Джибрииля мусульманам: если ты решил изучать религию, вознамерился прийти в мечеть на намаз и любое учебное заведение, то ты обязан выглядеть достойно. Имам Абу Ханифа, имам Малик выходили в мечеть и на уроки заранее надев на себя лучшие одеяния и умащившись благовониями.

Имам ат-Тирмизи в своем сборнике также приводит хадис о достоинстве белого цвета над остальными:

Передают со слов Ибн Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими) что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Надевайте белые одежды из ваших одежд, ибо они являются наилучшими, и заворачивайте в белые ткани ваших покойников».

Незнакомец не был похож на путника. Потому что, находясь в пути, под палящим солнцем, переходя песчаные пустыни и пыльные дороги, человек устает, его одежда пачкается и теряет нормальный вид. Это теперь можно в пиджаке, в чистой рубашке доехать на скоростном поезде или долететь на самолете из одного города в другой и ничего не случится с вашим внешним видом. Тогда же люди на двух ногах преодолевали огромные расстояния. Одежда и обувь приходила в негодность, из-за постоянного палящего солнца кожа становилась грубой и трескалась. Но этот мужчина, словно вышел из своего дома стоящего где-то рядом, в то же время никто ничего о нем не знал. Умар (да будет доволен им Аллах) все больше удивляясь поведением незнакомца продолжает:

«Он (путник) сел напротив Пророка ﷺ так, что колени их соприкоснулись, положил руки себе на ноги и сказал: "О Мухаммад, поведай мне об исламе". Посланник Аллаха ﷺ сказал: "(Суть) ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, совершал молитвы, давал закят, соблюдал пост во время рамадана и совершил хадж к Дому, если сумеешь сделать это". (Этот человек) сказал: "Ты сказал правду", - а мы подивились тому, что он задаёт Пророку ﷺ вопросы и подтверждает правдивость его слов».

Здесь ангел Джибрииль преподносит второй урок: находясь перед устазом, имамом, учителем, нельзя сидеть облокотившись на спину, с вытянутыми вперед ногами или же в неподобающей позе. Ты должен сесть перед ним так, как мы сидим во время намаза. В такой позе, когда руки находятся на ногах, проявляется уважение к учителю-устазу учеником и наоборот. И тут, по словам Умара (да будет доволен им Аллах), незнакомец начал задать Пророку ﷺ вопросы. Первый из них касался понятия «ислам», что говорит о важности его правильного понимания. Отвечая на вопрос, Посланник ﷺ упомянул его пять столпов. Посмотрите на культуру обучения – поведение между учителем и учеником. Никто из них не перебивал друг друга. В наше время, бывает и такое, что имаму кто-то задает вопрос, он даже не успевает на него ответить, как рядом находящийся человек выкрикивает свой ответ. Нельзя перебивать имама, опережать его в вопросах и ответах.

И когда Пророк ﷺ закончил отвечать, незнакомец подтвердил правдивость его слов! Сахабы (да будет доволен ими Аллах) еще больше удивились таким поведением. Как какой-то человек может подтверждать слова наилучшего из людей – пророка Мухаммада ﷺ? Мужчина снова начал расспрашивать:

«(Потом) он сказал: "А теперь поведай мне о вере". (Посланник Аллаха ﷺ) сказал: "(Суть веры заключается в том,) чтобы ты уверовал в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников и в Последний день, а (также в том, чтобы) уверовал ты в предопределённость как хорошего, так и дурного", - (и этот человек снова) сказал: "Ты сказал правду"».

«(Потом) он сказал: "Поведай мне о чистосердечии" (ихсане). (Посланник Аллаха ﷺ) сказал: "(Суть чистосердечия в том,) чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, тo, (помня о том, что) Он, поистине, видит тебя"».

Пророк Мухаммад сначала поведал Джибриилю об исламе, потом об имане (вере) и в конце об «ихсане». В конце хадиса он что сказал Умару (да будет доволен им Аллах)? – «Поистине, это - Джибриль, явившийся к вам, чтобы научить вас вашей религии». Т.е. религия – «ад-дин», как мы поняли из хадиса, состоит из всех этих трех составляющих. Нельзя отделять одно от другого. 

Продолжение следует.

Имам-хатыб Нижегородской Соборной мечети Мунир-хазрат Беюсов

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.