закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

Благословенна рука дающего, его дом и имущество

Всевышний Аллах сказал: «Бери из их имущества пожертвования, чтоб ими очистить и возвысить их» (Коран, 9:103). Это ключевые слова для понимания сущности и значения закята в жизни мусульманина.

Но стоит внимательнее отнестись к вопросам: каково значение закята для дающих и принимающих его? Почему так трудно люди  отдают должное Богу и обществу?

В обыденной жизни мы часто видим, как люди  оказывают безвозмездную помощь друг другу: отдают деньги, вещи, предоставляют кров гостям, родственникам, нуждающимся путникам. Так поступают и верующие люди, и не верующие.  У хорошо воспитанного человека, вне зависимости от вероисповедания, всегда присутствует чувство сострадания, желание поделиться.

Следует помнить, выплата закята мусульманином принципиально отличается от проявления разового, порой случайного акта доброжелательности, благорасположенности одного человека к другому, терпящему нужду. Целью  закята является  не пополнение казны какого-либо общественного фонда, и  даже не помощь нуждающимся людям (пожертвования на эти цели носят самостоятельный характер). Закят, выплачиваемый мусульманином, является выполнением повеления Всевышнего Аллаха, стремлением  завоевания довольства Господа. Закят — религиозный акт поклонения, является осознанным стремлением верующего избавиться и очиститься от грехов.  

Хорошо известно, как велик соблазн накопления имущества, обогащения. Этому искушению могут поддаться самые, казалось бы, серьезные и трезво мыслящие люди. В истории известно немало примеров, когда человек становился рабом этой страсти. В классической литературе — образ скупого рыцаря у Александра Пушкина, герои романов французского писателя Оноре де Бальзака. А как погибельно повлияла страсть обогащения пап Римской католической церкви в ХШ–ХУ веках на них самих и на историю христианской церкви! При этом нельзя сказать, что те люди не знали о милосердии, не вносили пожертвования. Но — они стали рабами своего имущества. По сути, не они распоряжались своими вещами, денежными накоплениями, движимым и недвижимым имуществом. Наоборот, люди становились по- рабски зависимыми от имущества, оно распоряжалось их душами.

Чувство собственности — нормальное качество, присуще каждому человеку. Человек должен иметь в собственности личные вещи, одежду,  наконец, жилище, автомобиль. И должен заботиться о них. Но есть тонкая грань, которую нужно не переступить, такая, что делит заботу о поддержании собственности в хорошем состоянии и скупости, корысти,  овладевающими  чаяниями заботливого человека.

«Скажи: «Если б владели вы сокровищами милостей Господней, то и тогда бы вы их при себе держали, боясь растратить их (на нужды близких)». Поистине, скуп человек безмерно!» (Коран, 17:100)

«Душам свойственна скупость» (Коран 4:128)

Крайнее проявление скупости — алчность. Алчность представляет опасность для общественного обустройства и общества в целом. Она толкает на завоевательные походы, унижение других людей и народов, предательство друзей и родственников, пролитие крови. Она — причина предательства религии и родины. Но верующему следует быть выше этих слабостей.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)  сказал:  «Три вещи губительны: подчинение алчности, следование за своими страстями, самолюбие» (Аль-Табарани)

В Коране дважды обусловлен успех тех, кому удалось избежать соблазна алчности, победить ее. Слова Всевышнего однозначны:

 «А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими» (Коран, 59:9; 64:16)

Достоверно переданы слова Пророка Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует): «Остерегайтесь алчности. Поистине, она погубила тех, кто был до вас. Она приказывала им быть скупым, и они скупились;  и приказывала им прервать родственные связи и они прерывали;  и она приказывала им  быть нечестивыми и они стали» (Абу-Дауд)

Большое несчастье, когда Великий Аллах, сделал человека своим наместником и господином на земле, видит, как тот становится пленником бренных вещей.

Пророк Иса (мир ему) наставлял своих учеников не хранить своих сокровищ на земле, которые съест ржавчина и испортит моль.

Преодолеть наши человеческие слабости мы можем только верой. Через выплату закята мы освобождаемся от греховных зависимостей, учимся и становимся способными на щедрые поступки. Для такого человека становится естественным помогать людям.

Аллах Всевышний называет богобоязненными тех людей, которые расходуют из своего имущества, обещает им лучшее местопребывание:

«Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством богобоязненных, которые веруют в сокровенное, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили»  (Коран, 2:2-3)

 «Все, что даровано вам, является преходящим благом мирской жизни. А то, что есть у Аллаха, будет лучше и долговечнее для тех, которые уверовали и уповают на своего Господа, которые избегают великих грехов и мерзостей и прощают, когда гневаются, которые отвечают своему Господу, совершают намаз, совещаются между собой о делах и расходуют из того, чем Мы их наделили» (Коран, 42: 36–38)

Некоторые толкователи Корана считают, что речь здесь идет об  обязательном закяте, так как говорится и об обязательной молитве. Другие придерживаются версии, что речь идет скорее об обязательных пожертвованиях. Третья точка зрения: речь идет о содержании родственников. Наконец, есть суждение, что речь идет обо всем перечисленном у толкователей. И это правильно. Нравственность мусульманина обязует его платить закят, оказывать милостыню, помогать родственникам и всем нуждающимся. Об этих людях говорит Господь:

«Те, которые расходуют свое имущество ночью и днем, тайно и явно» (Коран, 3:134)

«Они терпеливы, правдивы, смиренны, делают пожертвования и просят прощения перед рассветом» (Коран, 3:17)

«Воистину, богобоязненные пребудут в Райских садах и среди источников, получая то, что даровал им их Господь. До этого они были творящими добро. Они спали лишь малую часть ночи, а перед рассветом они молили о прощении, Они выделяли известную долю своего имущества для просящих и обездоленных» (Коран, 51:15-19)

«Милость обеспеченного к нуждающемуся, сильного - к слабому,  главы семейства — к самым близким людям — такая милость бывает всегда вознаграждена искренней благодарственной молитвой и сулит дающему милость Всевышнего», — говорит председатель Совета муфтиев России, председатель Президиума Духовного управления мусульман Европейской части России муфтий шейх Равиль Гайнутдин.

Достоверный хадис доводит до нас слова пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) о богатстве: «Поистине, оно привлекательно и приятно на вкус. Прекрасно поступит обладающий богатством мусульманин, если станет тратить часть его на неимущих, сирот и путников» (Аль-Бухари). Проявляйте щедрость — вам воздастся. Помните о нуждающихся — Аллах все зрит.

Человек, который привык отдавать ради довольства Аллаха из своего имущества, передавать долю собственности своим братьям, такой человек не способен посягать на чужое имущество. Он не посмеет взять чужое, боясь навлечь на себя гнев Божий. В одной из первых мекканских сур говориться:

Клянусь ночью, которая покрывает землю,

Клянусь днем, который сияет светом!

Клянусь Тем, кто создал мужчину и женщину!

Ваши желания различны.

Тому, кто делал пожертвования и был богобоязнен,

кто признавал наилучшее,

Мы облегчим путь к легчайшему.

А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чем не нуждается,

Кто счел ложью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему.

Не спасет его достояние,

Когда он падет.

…Отдален будет от него богобоязненный,

который раздает свое богатство очищаясь,

и всякую милость раздает сполна

 из стремления к Лику своего Всевышнего Господа» (Коран, 92)

Такие виды поклонения Аллаху, как молитва и пост, свершаются через духовные, умственные, физические усилия. Таким образом  человек благодарит Всевышнего  за  дары, дарованные ему Господом.  Закят — это тоже форма выражения благодарности мусульманина  за имущество, данное человеку Всевышним.

Пребывание в этом мире можно сравнить с путешествием, пребыванием в дороге, Конечно, можно украсить время пути, сделать его комфортным, но нельзя забывать, ради чего ты отправился в путь, о конечной цели. Известно, что Аллах дает имущество всем: и тем, кого любит, и тем, кого не любит, и верующим и не верующим. Сказано: «Каждого из тех и других мы наделяем дарами твоего Господа,  и дары твоего Господа не являются запрещенными» (Коран, 17:20)

Обладание имуществом — не достоинство человека. Достоинство — это пожертвования на пути Аллаха и ради Него. Имущество, с точки зрения ислама, есть добро. Но не стоит забывать, что добро, как и зло, — это испытания для человека. «Мы испытываем вас и добром, и злом» (Коран, 21:35)

Закят связывает узами братства и любви людей разных социальных слоев, богатого человека и общество. Когда люди узнают, что богатый человек готов помочь, они желают ему благословений, благополучия в этом мире. Их молитвы могут стать причиной сохранения и преумножения имущества такого человека. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Защищайте свое имущество закятом»; «Если ты выплатишь закят со своего имущества, то избавишь себя от зла».

Это актуально и в наши дни, мы видим недовольство, бесконечные революции, вооруженные восстания. Очень часто они приводят к потере имущества владельцами, оно  к тому же, не поступает и в распоряжение нуждающихся или общества. Невыплата милостыни с имущества ведет к его потере. Духовный закон работает точнее, чем законы современной  экономики..

«Люди! Аллах Добрый и принимает только доброе»; «Как нет молитвы без омовения, так нет милостыни с ворованной добычи» (передал Муслим)

Удовлетворение материальных нужд является важным фактором благополучия человека. Ислам против бедности, угнетенности человека нищетой. Но ислам за исключительно праведный путь достижения благополучия и достатка, более того, только через благословение отданного ради любви к Аллаху, верующий может надеяться на приращивание необходимого ему и его семье имущества. О том свидетельствуют аяты: «Он нашел тебя бедным и обогатил» (Коран, 93:8)

«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (Коран, 56:2-3)

Исламу чуждо восхваление бедности, крайнего аскетизма, нищеты и юродства. Такие идеи присущи суфиям, христианскому монашеству, буддистам. В мусульманском понимании такая практика не может решить духовных и материальных проблем индивида и общества. Наоборот, способствуют нарастанию разрыва и непонимания людей состоятельных и обездоленных, терпящих по каким-либо причинам лишения и трудности.

Всевышний предостерег выплачивающих закят от вызывающего, недостойного поведения.

«О вы, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями, подобно тому, кто расходует свое имущество ради показухи и не верует при этом в Аллаха и в Последний день. Притчей о нем является притча о гладкой скале, покрытой слоем  земли.  Но вот прошел ливень и оставил скалу голой» (Коран, 2:264)

У любителей роскоши и эгоистических удовольствий, как ни огорчительно для них, выбора фактически нет: или они искренне, с душой полной любви, принимают наставление о закяте, или уподобляют себя голой бесплодной горе.

На радость Аллаху и в удовольствие себе самим  и близким или  унижение и рабство перед вещным миром? Решайте, помолясь, сейчас!

 11 мая 2007 г. Председатель Духовного Управления мусульман Республики Карелия 
Муфтий шейх  Висам Али Бардвил
(в статье использован труд доктора Юсуфа Аль-Карадави «Каноны закята»)  

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.