закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

Свобода выбора в протестантизме и исламе

Средневековая реформация в целом бросила вызов власти и приоритету папы и церкви, выступавших в качестве единственных авторитетов в вопросах веры, жизни и толкования Священного Писания.

Протестантизм и «право на спасение»

Средневековая реформация в целом бросила вызов власти и приоритету папы и церкви, выступавших в качестве единственных авторитетов в вопросах веры, жизни и толкования Священного Писания. Так, основатель немецкого протестантизма (лютеранства) Мартин Лютер утверждал, что «папа не хочет и не может прощать какие-либо наказания, кроме тех, что он наложил либо своей властью, либо по церковному праву. Папа не имеет власти отпустить ни одного греха, не объявляя и не подтверждая отпущение именем Господа» (1). Тут же М.Лютер "обосновал" новый подход ко "взаимоотношениям" Бога и человека: "Небесная праведность дается Богом помимо наших дел и заслуг…Мы учим точному различению двух видов праведности, активной и пассивной, дабы не смешивать мораль и веру, дела и благодать, светские отношения и религию. Необходимо и то, и другое, но все должно иметь свои пределы…Мы показываем два мира — один небесный, а другой земной — и помещаем в них два вида праведности, отличающиеся и отделенные друг от друга"(2). Т.е., согласно М.Лютера, отрицалось наличие свободы выбора у человека, и судьба индивидуума изначально была предрешена, не завися непосредственно от поведения человека, т.к. Господь «знает все, располагает и совершает по неизменной, вечной и непогрешимой Своей воле. Эта молния поражает и начисто испепеляет свободную волю»(3). Тем самым под созданным Богом индивидуумом подразумевалось абсолютно безактивное существо: «Человек…не нуждается ни в законах, ни в добрых делах, и даже наоборот – они вредят ему, если он полагает, что оправдывается ими»(4).

    Основатель кальвинизма Жан Кальвин не только подтвердил тезис об отсутствии свободы воли у индивидуума и изначальной запрограммированности жизни человека, но и расширил его догматом об избранности к спасению: "Человек порабощен грехом: по самой своей природе он не в состоянии ни желать появление доброго начала в собственной воле, ни служить добру...Никто не может отрицать, что в каждом заключено семя этого зла...От этих страшных недугов Господь очистил своих избранных, очистил особым образом...У отвергнутых они лишь сдерживаются, словно уздой, чтобы они не переступали через определенные границы, которые Бог полагает для сохранения вселенной"(5/а,б). Согласно Ж.Кальвина, Господь определил одних людей к вечной жизни, других - к вечному осуждению. Таким образом, "теоретиками" протестантизма пропагандировался новый уклад жизни, вернее, новое отношение к бытию. Исполнение божественных предписаний как бы уже не являлось главнейшим в жизни верующего, а основой мировосприятия провозглашалась вера человека в изначальное беспричинное разделение Господом людей на "избранных" и "греховных", т.е. на "высших" и "низших". Говоря словами великого Ф.Достоевского, на "тварей дрожащих" или "право имеющих".

    Постепенно идеи протестантизма начали "оформляться" "документально". Английский евангелист, основатель методизма, Джон Уэсли писал, что взглядам Ж.Кальвина созвучно «"Протестантское (Галликанское - прим.авт.) Исповедание Веры", составленное в Париже в 1559 г. Оно содержит следующие слова: "Мы верим, что из падшего состояния и осуждения, в котором находятся все люди, Бог вызволяет тех, кого в Своей вечной и неизменной мудрости Он избрал на основании Своей благости и милости. Делает это Он через нашего Господа Иисуса Христа, не учитывая их дел, и оставляя других людей в том же падшем состоянии и осуждении"(6)». В аналогичном духе были составлены и др. доктринальные документы протестантизма. В Канонах Дортского синода 1618-1619 гг. (Дордрехт, Нидерланды) отмечалось: "То, что некоторые люди в определенное время получают от Бога дар веры, а другие нет, происходит из Его вечного Установления...Это и есть явленное в Слове Божием установление об избрании и осуждении...Избрание есть Божие неизменное намерение, согласно которому прежде основания мира, по свободному изволению Своей воли…Бог избрал...определенное число людей...к спасению во Христе"(7).

    В свою очередь, Вестминстерское Исповедание Веры (1643-1649, Лондон) гласило: "По установлению Божию...одни люди и ангелы предопределены к вечной жизни, другие предназначены к вечной смерти...Людей, предопределенных к вечной жизни, Бог, - еще прежде создания мира, - согласно Своему вечному и неизменяемому намерению и тайному изволению Его благой воли, избрал во Христе в вечную славу...без какого бы то ни было предвидения их веры или добрых дел...Остальных людей было угодно Богу, по непостижимому изволению Его собственной воли, оставить во грехах"(8). Как отмечал в этой связи немецкий историк и социолог Макс Вебер, «практическая этика кальвинизма устраняла отсутствие плана и системы в повседневной жизни верующего и создавала последовательный метод всего жизненного поведения. Ведь не случайно в XVIII в. носителей последнего возрождения пуританских идей называли "методистами"»(9). Цитируемый чуть выше лидер методизма Д. Уэсли, в частности, писал:"Я не могу поверить в безусловное предопределение…потому, что оно обязательно предполагает существование безусловного осуждения людей на неверие"(6).

    Не случайно немецко-американский социальный психолог, философ и психоаналитик Эрих Фромм писал, что «протестантство разрушило веру в безусловную любовь бога; оно учило человека презрению и недоверию к себе и другим; оно превратило человека из цели в средство; оно капитулировало перед светской властью, отказавшись от идеи, что существующая власть не должна противоречить принципам морали, и оправдывая любую власть самим фактом ее существования» (10). Вследствие этого, "греховным" людям предоставлялась возможность лишь безучастного наблюдения за деяниями "избранных". Согласно же М.Вебера, протестантское учение «в своей патетической бесчеловечности должно было иметь для поколений, покорившихся его грандиозной последовательности, прежде всего один результат: ощущение неслыханного дотоле внутреннего одиночества отдельного индивида» (9). 

    Одним из первых «практических» «доказательств» провозглашенного "избранничества" явилось имущественное неравенство, усилившееся вследствие рождения мануфактур в странах Западной Европы в сер. XVI в., что вполне укладывалось в протестантскую «схему». В данном контексте целесообразно отметить, что одной из причин довольно быстрого распространения протестантизма являлся факт отсутствия в нем системы вертикальной подчиненности церквей (общин) единому центру. Это высвобождало местные церкви из подчинения единому религиозному "центру"; придавая данной ветви Христианства характера «национальной» религии, что устраивало светские власти. Естественно, что правителей также удовлетворял и лозунг "избранности", обеспечивавший их "обоснованное" нахождение у власти.

«Права человека» в Исламе

    Довольно расхожим является утверждение об отсутствии в мусульманстве «демократических принципов». Например, заслуженный профессор кафедры ближневосточных исследований в Принстонском университете Бернард Льюис ссылается на «отсутствие в классической исламской политической философии и практике понятия гражданина как свободного и активного члена гражданского сообщества» (11). В данном аспекте вопрос в том, что подразумевается под термином «демократия»? Дословно понятие «демократия» переводится как народовластие. Но словосочетание «народная власть» не может быть «включено» в основу религии в принципе. Другое дело, что исламская политическая система вполне может функционировать на основе осуществления народом власти, согласно законам, ниспосланным Всевышним. Как отмечается во Всеобщей исламской декларации прав человека (1981 г.), Господь "даровал человечеству право и мораль, позволяющие установить и регулировать все необходимые институты и отношения...Права человека в силу божественности их источника и предназначения не могут быть упразднены или ограничены ни правительствами, ни какими бы то ни было институтами власти» (12).

    Краеугольной основой Ислама является вера в Суд Аллаха. Однако именно в данном ракурсе нередко слышится, что раз справедливость Божьего Суда является проявлением непогрешимости Аллаха, то Господь изначально безошибочно управляет всем и вся; следовательно, индивидуум несвободен с момента рождения. Коран гласит совершенно иное. В буквальном смысле Аллах изначально призывает человека: делай так, а не иначе. Т.е. Господь определил, что есть разрешенным в жизни человека, а что запрещено. И посредством пророка Мухаммеда (да благословит и приветствует его Аллах) Всевышний довел Свои слова до индивидуумов. Значит, люди слышали (слышат) сказанное Богом. Но все ли воспринимают? И в этом контексте Господь фактически предоставляет личности право выбора, предупреждая, что за совершение разрешенного (добрых дел) человек попадет в Рай, а в случае греховного образа жизни - конкретному лицу уготована дорога в Ад. Т.е. человек перед принятием какого-то решения уже знает, согласно Словам Аллаха, данное деяние несет отпечаток разрешенного или греховного, и волен принять решение самостоятельно.

    Да, невозможно не признавать, что Аллах знает путь каждого заблаговременно: «И ни одна беда ни землю и ни души ваши не постигнет, Чтобы о ней не указалось в Книге (уложений)» (Коран 57:22); «Ужель не знаешь ты, что ведомо Аллаху, Что (происходит) в небесах и на земле? И значится об этом в (Его) Книге, — Аллаху это, истинно, легко!» (Коран 22:70), но индивидуум-то не располагает этой информацией. И иногда он остается как бы перед дилеммой — принять или отвергнуть путь к Истине (в каждом отдельном случае). А это и есть право выбора. Согласно имама каирского университета «Аль-Азхар» шейха Мухаммада Сайеда Тантауи,  «Аллах одарил человека силой разума...и силой воли, чтобы можно было двигаться в избранном направлении» (13), т.е. Господь, имея неограниченные возможности, желает сознательного поклонения, а не обязуемого. Как писал выдающийся мыслитель и богослов аль-Газали, "деяния могут считаться ценными только в том случае, если основой веры является сознательный шаг к добродетели...которые человек совершает сам и по своей волей и которые дают возможность человеку достичь очень больших и величественных стандартов"(14).

    А уж от того, насколько человек исполняет предписания Господа, зависит оценка его Всевышним: «Скажи: «Ужель сравни слепой и зрячий Иль можно Мрак ко Свету приравнять?» (Коран 13:16). Поэтому многих привлекает в Ислам не только факт возможности самостоятельного выбора пути, но и то, что оценивает все действия  человека Господь непосредственно. И даже пророку (да благословит и приветствует его Аллах) запрещено судить человека; он лишь передает слова Господа. А "расчет" на Господе: «Поистине, Господь твой лучше знает тех, Которые сошли с Его пути, И лучше знает тех, Которые идут прямой стезею" (Коран 16:125); «Воззвал (пророк): «О мой Господь! Поистине, не верует сей люд!» Оставь их и скажи им: «Мир!» Они узнают скоро» (Коран 43:88,89).

    Таким образом свобода выбора не означает вседозволенность (это-де предопределено Господом), а, наоборот, призывает к ответственности человека за совершаемое, т.к. любой поступок будет оцениваться Всевышним. Поэтому совершение греховного деяния происходит от человека непосредственно: «И кто творит какой-то грех, Против души своей стяжает» (Коран 4:111). Но для понимания сути Ислама в данном аспекте важно осознание того, что, даже согрешив, человек не теряет надежду на прощение Господа: «О вы, кто верует! Вы обратитесь в искреннем раскаянье к Аллаху! Быть может, ваш Господь Очистит вас от дел греховных, Введет в Сады, реками омовенны» (Коран 6:8); «Какая бы беда вас ни постигла, Это — за то, что предварили вам деянья ваших рук. Но многое Господь прощает» (42:30). И при этом Всевышний все время призывает людей к добру: «И с тех, которые уверовали (в Бога) и добрые дела творили, Он снимет все грехи И их введет в Сады, реками омовенны, И вечно пребывать им там (Коран 64:9); «А тем, кто верует и делает добро, — Прощение и высшая награда» (Коран 35:7).

    Т.е. истинная вера подразумевает исполнение добрых дел. Как отмечал выдающийся русский философ XIX в. Владимир Соловьев, «мы нигде не находим в Коране признания отвлеченной, чисто теоретической веры: Мухаммед никогда не разделяет веру от дел веры...А о такой мнимой вере, которая не выражается ни в каких добрых делах, в Коране даже не упоминается» (15). Т.е. Господь призывает не к бездумному (механическому) исполнению ритуалов, а к реальным деяниям во имя веры, что отмечается и Аль-Газали: «Верующий человек, который совершает определенные молитвы или исполняет определенные формы поклонения, но в то же самое время после этого совершает какие-то злостные поступки, или груб в отношениях с людьми, издевается над бедными и жесток с беспомощными, тогда как можно назвать такого человека праведным?» (14).

 

1.Мартин Лютер. 95 тезисов

2.Мартин Лютер. Лекции по посланиям к Галатам

3.Мартин Лютер. О рабстве воли

4.Мартин Лютер. О свободе христианина

5.Жан Кальвин. Наставление в христианской вере

а/ http://calvin.tvcom.ru/8/K/k2-4.htm

б/ http://calvin.tvcom.ru/8/K/k2-3.htm

6.Джон Уэсли. Спокойное рассмотрение предопределения

7.Решения Дортского синода (1618-1619 гг., Дордрехт, Нидерланды)

8.Вестминстерское Исповедание Веры (1643-1649, Лондон, Великобритания)

9.Макс Вебер. Протестантская этика и дух капитализма

10.Эрих Фромм. Бегство от свободы

11.Бернард Льюис. Свобода и справедливость на сегодняшнем Ближнем Востоке

12.Всеобщая исламская декларация прав человека (1981 г.)

13.Мухаммад Сайед Тантауи. Общее представление об Исламе

14.Абу Хамид аль-Газали. Нравственность мусульманина

15.Владимир Соловьев. Магомет, его жизнь и религиозное учение

 

Теймур Атаев

политолог (Азербайджан)

Фото с сайта http://freedom.nnm.ru

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.