закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

«Срединный путь» как метод профилактики и лечения экстремизма

 

Богатейшее исламское наследие содержит четкие определения всех причин так называемого экстремизма. И определены они еще на заре возникновения Ислама и в первые века его существования, когда формировались мазхабы. Уже тогда, еще в первых акыдах, символах исламского вероучения, формулировались понятия срединного пути и крайностей. В Коране говорится: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины»(2:143). Например, в Акыде ат-Тахивийа говорится: «Ислам находится между чрезмерностью и недостаточностью». Отсюда ясно, что впадение в любые крайности есть отклонение от срединного, прямого пути в Исламе, и так было в начале распространения Ислама, и в IX веке, и сегодня. Поэтому не так давно, в Кувейте и началось распространение идеи о необходимости возвращения уммы к аль-васатыйи, к срединному пути, свободному от любых крайностей.

 

В период становления Ислама, когда общество разделялось только на две категории — мусульман и немусульман, а язычники вели против первых ожесточенную войну, любые проблемы могли решаться либо на поле боя, либо миром. Тем не менее и тогда Пророк (с.а.в.) заключал союзнические договоры и с иудеями, и с язычниками, которые воевали вместе с мусульманами против общего врага. На сегодняшний же день мусульмане тесно связаны с другими общинами, и для решений проблем и для мирного сосуществования нужен иной подход, иная интерпретация коранических аятов, соответствующая данному месту и времени и в то же время не противоречащая учению Ислама.

Поэтому и возникло движение среди мусульман в защиту необходимости следования «срединным путем» («васатыйа» в переводе с арабского — «середина, умеренность в Исламе»), свободному от любых крайностей, направленное на адекватность приложения толкований Корана к текущим обстоятельствам. А исламоведение может взять на себя научную сторону этой проблемы.

Инициатором этого движения является Кувейт — разумеется, при поддержке правящего монарха, а в частности «сердцем и душой» проекта стал первый заместитель министра по делам вакфов и религиозных отношений Кувейта доктор Адель аль-Фалях, которому помогает шейх Исам Башир, авторитетный богослов, ученик шейха Юсуфа аль-Карадави, в прошлом министр по делам религии Судана.

Целью инициативы является не изменение того, что уже дано в Исламе Аллахом, а извлечение более глубокого смысла Корана и приложение его к современному контексту жизни, которое тем самым раскрывает идейное богатство и гуманность Ислама.

Важно отметить, что понятие «васатыйи», «умеренного пути в Исламе», не является новшеством («бид‘а»), а напротив, оно укоренено в Коране и всегда являло собой обязательную норму для мусульман.

Вот что говорится в Коране: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины («васатыйа»), чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих» (2: 143)

В ходе исследования «срединного пути» задается вопрос: существуют ли границы «срединного пути»? Когда можно будет назвать ту или иную вещь крайностью?

Безусловно, каждое общество отличается от другого, в Коране Всевышний говорит: »И сделали Мы вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга (49:13), и то, что для одного народа будет считаться нормой, для другого может считаться максимализмом. Например, ношение никаба, то есть паранджи, в странах Персидского залива считается нормой, тогда как в других арабских странах, не говоря уже о России, ношение этой части одеяния вызывает негодование у местных жителей.

Поэтому, собственно, ориентируясь на общество, можно определить границы этой крайности. Хочу подчеркнуть, что при этом основа Ислама должна остаться неизменной, мы не в праве запрещать то, что разрешено Господом, и дозволять то, то Он запретил. Помимо обязательных выполнений и запретов, существуют также нормы, выполнение которых либо желательно, либо не желательно, или же в которых исламские богословы разделяются во мнениях по поводу запрета или разрешения — в таких случаях мы можем выбрать то положение, которое соответствует условиям проживания каждого народа.

Пророк Мухаммад (с.а.в.) на один и тот же вопрос: «Какое самое хорошее дело в Исламе?» — в разных ситуациях и разным людям давал разные ответы. Богатому, но скупому человеку Пророк ответил: «Милостыня», непослушному юноше он ответил: «Послушание родителям», а ленивому и малодушному: «Усердие на пути Аллаха». И для всех троих его ответ был действительно главным средством преодоления греховных влечений своего «я» («нафс»), отторгающих человека от послушания и истинного служения Богу.

Такая вариативность в ответах Пророка (с.а.в.) побуждает нас, людей Сунны, считающих Пророка примером для подражания, уделять особое внимание контексту, в котором современные мусульмане должны принимать решения, опирающиеся на законы Ислама. У муджтахида, имама Шафии в Египте и в Ираке были по сути две различные школы, поскольку он по-разному отвечал на одни и те же вопросы применительно к местным условиям и индивидуальностям.

Возвращаясь к теме, хочу подчеркнуть, что важнейшим принципом «васатыйи» является целостность подхода.

В вероучение, акыду, нужно верить как в целостную систему иджтихада праведных ученых и не допускать веру в одни частности, абсолютизируя их, забывая, то есть пренебрегая иными частями целого. Тем более что в Исламе недопустимо оставление главного, проявляя чрезмерное внимание к второстепенным вещам.

Религия Ислам — это умеренная (серединная) религия. Доказательством запрета чрезмерности и крайности служат слова Всевышнего, которые Он обращает обладателям писания:

»О обладатели писания, не излишествуйте в вашей религии» (4:171), (5:77).

Соблюдение любых норм шариата также ниспосланы людям в силу их возможности, что говорит о гуманности Ислама. Свидетельством этому также являются слова Аллаха: «Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии (22:78). А также: «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения (2:185).

Ислам запрещает любые крайности, потому что любая крайность может понести за собой тяжелые последствия. Крайность в поклонении может быть поводом для лицемерия. Неравноценное употребление природных ресурсов является расточительством, что ведет к анархии с одной стороны и к жадности — с другой. Чрезмерное использование силы приводит к враждебности, преступлениям и отсутствию безопасности. Чрезмерное использование прав ведет к самопроизволу, что несет за собой отрицательные результаты. Чрезмерная любовь приводит к помешательству, и таких примеров множество.

Ислам, призывает к доброму и мудрому методу его распространения и решения проблем: призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием (16:125), говорится в Коране.

Поэтому хотелось бы отметить, что иного пути, кроме срединного, — перед уммой сегодня нет! Ибо крайности — вооруженное насилие без необходимой самообороны либо полное атеистическое безверие с культом вседозволенности — показали свою полную несостоятельность.

Зульфия Мазитова (Ханова) 

 

Ссылки по теме:

Идеология умеренности в исламе («аль Васатыйя»), как ответ вызовам глобализма и национализма

http://www.islamrf.ru/news/teology/faith/3005/

Из Кувейта в Поволжье – с идеями Васатыя

http://www.islamrf.ru/news/rusinterview/russia/731/

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.