закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

Примирение – маслахат как чеченский обычай

Эта публикация основана на материалах грозненской газеты «Зори Ислама» от 4 октября 2007 г., а также на материалах книги «На светлом пути Ислама» (Грозный, «Зори Ислама», 2008), одним из авторов которой является известный в Чечне проповедник, глава Совета старейшин республики Хож-Ахмад Кадыров. Он так рассказывает о своей семье: «Среди Кадыровых мало осталось тех, кто старше меня по возрасту: отец первого президента Чеченской Республики - мой дядя Абдул-Хамид, и мой двоюродный брат Абдул-Халим. Поведаю о том, что мне известно.

Мы из тейпа Беной, рода Онджабий. Насколько мне известно, предки наши жили в Беное (Ножай-Юртовский район) в местечке Ойла-те и наши старшие называли это место «наши земли».
Имя предка рода Кадыровых Онджабий сохранилось как первое имя одного из сыновей дяди Хож-Ахмада Кадырова, которого звали Шахад. Второе имя Онджабий было Абубакар. Так его все и звали.
В урочище Бена было одиннадцать сел и хуторов: Лемкорц, Беной-ведено, Гуржамокх, Керан-Бене, Ожа-юрт, Осий-юрт, Ойла-те, Ола-мокх, Булгат-ирзе, Пхоча, Стерч-керташ.
 Жителям этих сел в 30-е годы XIX века пришлось переселиться на территорию нынешнего Курчалоевского района. Село Хоси-юрт, нынешнего дагестанского города Хасавюрта тогда еще не существовало. На этих землях поселились два брата из рода Беной – Дуда и Долак. «Я затрудняюсь называть имена более отдаленных предков, не имея достоверных сведений» - пишет Хож-Ахмед Кадыров.

Он также сообщает ценные сведения о своем прадеде Ильясе, сподвижнике величайшего шейха Северо-восточного Кавказа Кунта-хаджи Кишиева. В числе других муридов Ильяс отбывал срок вместе с Кунтиа-Хаджи Кишиевым в остроге Устюжно. Он умер в ссылке. Домой вернулся только один из муридов – Коврнака, который и рассказал сыну погибшего в Устюжно Ильяса Адсаламу о судьбе его отца. Тот передал ее своему сыну Шахаду.

«Я слышал от своего дяди Шахада, что Коврнака рассказывал следующее: Кунта-Хаджи и его брат Мовсар были в одной камере, а через стену в другой камере находились остальные муриды. Перегородка имела трещину, и они могли свободно общаться между собой.

Ильяс заболел и его перевезли в гарнизонный лазарет. Через месяц после этого поздней ночью из-за перегородки раздался голос Кунта-Хаджи. Он сообщил: «наш товарищ Ильяс скончался в лазарете, взбодритесь, совершите омовение, утром попросим разрешение и похороним его». На рассвете Хаджи постучал в дверь, подозвал надзирателя и сказал ему: «Нам сообщили о том, что в лазарете скончался наш сподвижник, мы просим разрешить нам похоронить его согласно нашим религиозным предписаниям». Надзиратель ответил: «Нам ничего не известно о смерти вашего товарища. Мы рассмотрим вашу просьбу, и сели он действительно скончался, будем ходатайствовать о разрешении вам похорон».

Вскоре двери камеры открылись и нас вывели. В долинном коридоре уже стояли Хаджи и Мовсар. Под их началом мы пришли в лазарет, забрали оттуда тело Ильяса, сложили свои сбережения и купили у местных татар большого барана, принесли его в жертву и достойно похоронили вашего отца Ильяса. При этом укладывали тело в нишу могилы Хаджи и Мовсар, - так поведал Коврнака брату моего дела Адсаламу о судьбе моего прадеда Ильяса.
Адсалам, о котором шла речь, дружил с детьми Кунта-Хаджи – Махмой и Мовлой, был их ровесником и отдал себя служению Богу».

Хож-Ахмад Кадыров ведет большую общественную работу, к которой относится и забота о мирных отношениях мусульман между собой. Годы тяжелых испытаний, в которых находился чеченский народ , оставили много проблем. Одной из таких проблем современной Чечни является и проблема примирения кровников, улаживание конфликтов.

Установление мира между кровниками или поссорившимися членами общины, а также примирение мусульман-соседей разных национальностей – это распространенная практика на Северном Кавказе. Механизм ее сложен, а потому принимать участие в маслахате могут лишь очень опытные, образованные в исламских науках, а также знакомые с адатами и морально-этическим кодексом этих народов люди. Чаще всего, к их помощи прибегают в самых трудных случаях, и тогда совершение обряда примирения становится еще и важной политической функцией алимов. 
Каковы механизмы этого важного обряда?

Приведем пример одного из таких примирений, состоявшихся по поводу кончины человека в результате ДТП. Вот что говорит по этому поводу алим.

«… Миротворец должен знать нравы обеих стран, истоки и причины конфликта. Он должен быть беспристрастным и непредвзято рассмотреть такое дело…

…В селе Баташ Хасав-Юртовского района Дагестана люди собрались для примирения враждующих семей. Посредником в этом деле выступал известный в нашей республике богослов Хож-Ахмад Кадыров.

«Бисмиллахи-р-рахмани-р-рахим! Пусть будет добрым ваш день. Дай нам Аллах встретиться в раю с нашим ушедшим братом мусульманином. И чтобы встать нам перед ним с открытым лицом, достойно. Мы сегодня пришли к вам виноватые и жалкие. И да убережет Аллах сердца наши от помыслов осуждаемых Им и удержит нам на пути, который одобряет Он. Все мы мусульманские братья и сестры. По разным причинам оборвутся и наши жизни. Ситуации, подобные сегодняшней, происходят в последнее время очень часто, потому что увеличилось количество автомобилей на дорогах. В прежне времена невозможно было услышать о том, что разбился самолет и погибли люди или произошла авария и погиб человек. Таких транспортных средств раньше не было.

Хамзат-хаджи, мы пришли согласно нашей предварительной договоренности, потому что вы уважили нас, и сегодня хотели бы, чтобы здесь произошло прошение, и исчезла вражда. Да будет доволен вами Аллах, что вы приняли и уладили этот конфликт, который не нужен обеим сторонам».

После этого с ответным словом выступил старейшина от пострадавшей стороны. Речь его была корректной и вежливой. Прочитав молитву, представители обеих сторон обнялись, простили виновного и разошлись. После возвращения оттуда, Хожд-Амад-хаджи сказал: «Да убережет Аллах мусульман от позора. Даже если мы не ищет этого, случаются и убийства, и кровная вражда. В каждом случае надо соответственно ситуации искать пути выхода из этого. То, что виновный в смерти мирного человека находиться в тяжелом положении- это понятно. Он готов отдать все свое состояние, призвать на помощь родственников, чтобы уладить это дело.

Согласно шариату виновный обязан платить выкуп за мужчину сто верблюдов, за женщину пятьдесят верблюдов. Эту цену оплачивает непосредственно виновник и его близкие. Да смилостивится Аллах над улемами, которые среди нашего народа поддерживали нормы шариата. Они не налагали невыполнимых обязательств и в соответствии с реальным материальным положением людей определяли сумму выкупа. Но здесь следует особо выделить наш чеченский менталитет и наши благородные обычаи и традиции, которые трудно отличить от религии, настолько сильны они вместе. Поэтому в таких случаях чаще всего решающими и облегчающими вражду и боль потери бывают такт, вежливость, смирение и покорность виновного.

В таких случаях виноватый должен позаботиться о погибшем. Сообщить своим близким, выполнить ритуальные действия. Обмыть тело покойного, завернуть в саван и отнести его родным погибшего. Впереди этой процессии должен находиться уважаемый и почитаемый улем.

Также в наших традициях все родственники виновного покидают село, избегают увеселительных мероприятий и встреч с родственниками покойного. Если последние окажутся людьми, понимающими благородный язык, случается, что они выслушивают тех, кто с повинной головой стоит перед ними, и улаживают конфликт.

После встречи именно с такими благородными людьми, когда они отвечают на мою просьбу, я возвращаюсь домой… с большим душевным подъемом и желанием сделать еще больше для увеличения людского счастья. Не дай Аллах нам таких происшествий никогда» - заключает Хож-Ахмад Кадыров.

Материал подготовила Галина Хизриева

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.