закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

День сомнения (шакк)

Имеется в виду день, наступающий после 29-го дня месяца ша‘бан, когда из­за туч не виден молодой месяц, вследствие чего этот день невозможно отнести ни к ша‘бану, ни к рамадану. Иначе говоря, нельзя с уверенностью считать его ни тридцатым днём ша‘бана, ни первым днём рамадана. Сомнительным день считается и в том случае, когда молодой месяц в первый день рамадана увидит либо один известный своей справедливостью человек, либо два нечестивца (фасик), свидетельство (шахадат) которых не принимается. Если же небо будет ясным, а молодого месяца не увидит никто, такой день сомнительным не считается. В зависимости от того, какой из видов поста соблюдается в такой день, пост может являться либо просто порицаемым, либо крайне порицаемым, либо желательным, что определяется конкретными обстоятельствами.

 

 

1. Если намерение человека состоит в соблюдении в этот день предписанного поста, то делать это крайне порицается, так как Пророк  сказал: «Пусть никто из вас не начинает поститься за  день или за два дня до начала рамадана, если только человек не делает это постоянно[1]: (в подобном случае) пусть он постится в этот день» (аль­Бухари; Муслим).

 

Другой причиной является то, что человек, который постится в такой день, уподобляется людям Писания (ахль аль­Китаб), увеличивавшим срок своего поста. Если выяснится, что этот день относился к рамадану, то пост человека будет действительным, если же выяснится, что относится к ша‘бану, тогда его пост следует считать добровольным. В случае нарушения такого поста возмещать его не требуется, поскольку человек не намеревался поститься добровольно.

 

2. Если в этот день человек намеревается соблюдать пост с целью выполнения какой­нибудь другой обязанности (ваджиб), например в качестве возмещения первого из дней пропущенного им ранее поста, то делать это просто порицается (макрух танзихан). Если выяснится, что этот день относился к рамадану, то человеку, живущему на одном месте (мукым), пост будет засчитан как предписанный, поскольку никакие иные посты во время рамадана соблюдать не полагается. Если же речь идёт о путнике, то соблюдение им поста в этот день следует рассматривать как выполнение той обязанности, которую он намеревался выполнить, так как ранее мы уже упоминали о том, что во время рамадана путник может соблюдать пост в тех случаях, когда им выполняется какая­то иная обязанность. Если же выяснится, что этот день относился к ша‘бану, следует считать, что человек выполнил ту обязанность, которую он намеревался выполнить, независимо от того, являлся ли он путником или находился на одном месте.

 

3.  Если в такой день человек намеревается соблюдать добровольный пост, порицаемым это не является. Что же касается слов Пророка : «Пусть никто из вас не начинает поститься за  день или за два дня до начала рамадана...», то имеется в виду такой случай, когда человек намеревается начать соблюдать предписанный пост до наступления рамадана.

 

Каждому, кто имеет представление о том, как следует соблюдать пост, в день сомнения настоятельно рекомендуется намереваться соблюдать только добровольный пост. Если выяснится, что этот день относился к рамадану, пост будет засчитан человеку как предписанный, в противном же случае его следует рассматривать как добровольный.

 

4. Если намерение в основе своей является неопределённым, то есть в таком случае, когда человек намеревается поститься, если завтра наступит рамадан, и не соблюдать пост, если этот день будет относиться к ша‘бану, его пост действительным не будет, поскольку твёрдого решения он не принял. Такой человек подобен тому, кто намеревается не соблюдать пост, если завтра у него будет еда, в противном же случае намеревается поститься.

 

5. Порицается поститься в том случае, когда неопределённым является вид намерения. Имеется в виду такой случай, когда человек намеревается соблюдать предписанный пост, если завтра наступит рамадан, и поститься для выполнения какой­нибудь иной обязанности, если этот день будет относиться к ша‘бану. Поступать так порицается  ввиду того, что в подобном случае человеку предстоит совершать одно из двух порицаемых действий. Если выяснится, что этот день относился к рамадану, его пост будет засчитан как предписанный, поскольку у него не было никаких колебаний относительно намерения поститься как такового, а пост в рамадане является действительным, если человек намеревался поститься вообще, о чём речь уже шла выше. Если же выяснится, что этот день относился к ша‘бану, соблюдение поста как выполнение какой­то другой обязанности, которую он намеревался выполнить, действительным не будет, поскольку в данном случае неопределённого намерения недостаточно, и поэтому его пост надо будет считать добровольным.

 

6. Порицается также намереваться соблюдать предписанный пост, если завтра наступит рамадан, и поститься добровольно, если будет продолжаться ша‘бан. В подобном случае пост засчитывается как предписанный, если выясняется, что  наступил рамадан, если же выяснится, что продолжался ша‘бан, пост считается добровольным.

 

С наступлением дня сомнения муфтий или кади должен велеть людям ожидать, не принимая никакого решения относительно поста, и принимать пищу после полудня, если положение не прояснится. Если человек, не намеревавшийся поститься, по забывчивости съест что­нибудь в день сомнения во время такого ожидания, а потом выяснится, что наступил рамадан, и он вознамерится поститься до наступления полудня, его пост будет действительным, и этого человека следует приравнять к тому, кто съел что­либо по ошибке после того, как вознамерился соблюдать пост.

 

Если у людей возникают сомнения относительно того, днём ‘Арафата или днём жертвоприношения является наступивший день, предпочтительнее соблюдать пост.

 

 

Из книги Абдальхамида Тахмаза «Ханафитский фикх в новом обличье». Том 1;
Под общей редакцией Д. В. Мухетдинова. - Н. Новгород: ИД "Медина", 2007.

 

[1] То есть если эти дни не придутся на тот период, когда человек соблюдает пост и во все остальные месяцы года, например на середину месяца, на понедельник или четверг и т. д.

 

 

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.