закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

Можно ли произносить такбир-ташрик на проводимых в месяц зу-ль-хиджа маджлисах?

Ученые-богословы выделяют два вида такбиров по времени их произнесения: 1) ат-такбир аль-мутляк (неограниченный по времени такбир) и 2) ат-такбир аль-мукаййид (ограниченный временем такбир).

 

1) Ат-такбир аль-мутляк (неограниченный по времени такбир). Этот такбир произносится в любое время в течение первых десяти дней месяца зу-ль-хиджа и в течение дней ташрика (11, 12 и 13-й зу-ль-хиджа). Время этого такбира наступает после захода солнца в последний день месяца зу-ль-каъда, и он продолжается до захода солнца в 13-й день зу-ль-хиджа.

 

В качестве свидетельства этого вида такбира ученые-богословы приводят следующие аяты Корана (перевод смысла):

 

– «Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают Имя Аллаха в установленные дни» (сура 22 «Аль-Хадж», аят 28). Эти дни, как отмечалось ранее, согласно Ибн Аббасу и другим знатокам религии, относятся к первым десяти дням месяца зу-ль-хиджа.

 

– «И поминайте Аллаха в считанные дни» (сура 2 «Аль-Бакара», аят 203). В своем тафсире Священного Корана Ибн Кясир, да будет милостив к нему Аллах, приводит следующее высказывание Ибн Аббаса: «Считанные дни – это дни ташрика (то есть 11, 12 и 13-й зу-ль-хиджа)». Подобные же высказывания передаются от Ибн Умара, Ибн аз-Зубайра, Абу Мусы, Аты, Муджахида и многих других знатоков Ислама.

 

Что касается хадисов, то хадис от Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, о велении Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, почаще произносить в первые десять дней месяца зу-ль-хиджа слова тахлиля (то есть «Ля иляха илля Ллах»), такбира (то есть «Аллаху Акбар») и тахмида (то есть «Аль-хамду ли-Ллях»)» (Ахмад, 7/224). В этом хадисе речь идет о первых десяти днях зу-ль-хиджы.

 

Кроме того, имам аль-Бухари в своем сборнике «Сахих» приводит достоверное сообщение об Ибн Умаре и Абу Хурайре, да будет доволен ими Аллах, в котором сообщается, что «они оба ходили на рынок в течение этих десяти дней, произнося: «Аллаху Акбар», (тем самым) побуждая людей также произносить эти (слова)».

 

В свою очередь, Исхак передал от ученых табиин (поколение последователей – учеников сподвижников), что в эти десять дней они повторяли: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля Ллаху, валлаху Акбар, Аллаху Акбар ва ли-Лляхи-ль-хамд» («Аллах Превелик! Аллах Превелик! Нет божества, кроме Аллаха! Аллах Превелик! Аллах Превелик! И вся хвала Аллаху!»)

 

Что же касается поминания Аллаха в дни ташрик, то имамы Муслим и Ахмад приводят следующий хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Дни ташрик предназначены для (принятия) пищи, питья, (а также) для поминания Аллаха».

 

2) Ат-такбир аль-мукаййид (ограниченный временем такбир). Этот такбир произносится после каждой обязательной молитвы. Первый раз он произносится после утренней молитвы (фаджр) в День Арафа, затем после каждой обязательной молитвы, а в последний раз он произносится после предвечерней молитвы ('аср) в 13-й день зу-ль-хиджа.

 

В качестве свидетельства этого вида такбира ученые-богословы приводят некоторые аяты и хадисы, которые были упомянуты ранее. Кроме того, на этот счет сообщается ряд достоверных сообщений от сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Передается, что Али, да будет доволен им Аллах, начинал произносить такбир после окончания утренней молитвы (фаджр) в День Арафа, последний раз произнося такбир после предвечерней молитвы (аср) в последний из дней ташрика. (Абу Шейба приводит это предание в «Аль-Мусаннаф»).

 

Сообщается, что Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, произносил такбир в своей палатке во время пребывания в Мина так громко, что находившиеся в мечети могли слышать его и сами начинали произносить такбир, а затем люди на рынке, следуя их примеру, начинали читать такбир, и вся долина Мина оглашалась звуками такбира.

 

Также передается, что в эти дни Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, произносил такбир после каждой молитвы, полулежа на своей постели, находясь в своей палатке, а также на собраниях и направляясь куда-либо пешком.

 

Маймуна, да будет доволен ею Аллах, произносила такбир в День жертвоприношения. Женщины произносили такбир вместе с Абаной ибн Усманом и Амром ибн Абдул-Азизом ночью в дни ташрика наряду с мужчинами, находившимися в мечети.

 

Разъясняя причины произнесения такбира, Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» приводит следующее высказывание аль-Хаттаби: «Мудрость, содержащаяся в произнесении такбира в эти дни, заключена в том, что во времена джахилиййи жертвоприношение совершалось тагутам (идолам). Поэтому было предписано произносить такбир в качестве указания на то, что ритуал жертвоприношения совершается только ради одного Аллаха, упоминая лишь Его Имя».

 

Таким образом, как следует из вышеприведенных аятов, достоверных хадисов и сообщений, ат-такбир аль-мутляк (неограниченный по времени такбир) и ат-такбир аль-мукаййид (ограниченный временем такбир) совпадают друг с другом в течение пяти дней зу-ль-хиджа, начиная с 9-го числа этого месяца. Тем самым, помимо произнесения такбира аль-мукаййид после каждой молитвы, время которого наступает с рассветом в День Арафа, также произносится такбир аль-мутляк в любое время суток в течение этих дней вплоть до захода солнца 13-го зу-ль-хиджа.

 

В то же время, как отмечают ученые-богословы, паломникам следует начинать произносить такбир после полуденной молитв (зухр) в День жертвоприношения, а до этого им следует сосредоточиться на чтении тальбийи. Поистине, Аллаху все это ведомо лучше!

 

Как видно из вышесказанного, такбир-ташрик после окончания праздничных дней не произносится ни при каких обстоятельствах.

 

Материалы первого заседания Совета улемов ДУМНО 18 ноября 2008 г./20 зу-ль-каъда 1429 х.

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.