закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

Лицезрение Бога

Как известно из традиционного мусульманского богословия в Раю люди увидят Бога. При чем наши богословы настаивают, что лицезрение Бога - это не метафора, обозначающая богопознание, а то, что произойдет на самом деле, ведь люди увидят Всевышнего именно «глазами своих голов», т.е. в буквальном смысле этого слова. Иных «просвещенных» мусульман данное уточнение ставит в тупик и приводит в некоторое замешательство. Признать лицезрение Бога в подобном отношении для них остается несовместимым с тем, что принято называть рационализмом. Но как часто бывает так, что мы со своим багажом ученой образованности оказываемся словно малые дети перед бездонной мудростью старцев из прошлого. Порой, мы даже не подозреваем насколько были глубоки рассуждения наших предшественников и насколько они «современны». Вопрос лицезрения Бога (ру^яту Ллах) - один из таких случаев.

Как мы знаем из Корана Бог слепил человека из глины. Этот безжизненный комок земли оставался неподвижным до тех пор, пока Бог не «вдохнул от Духа Своего», в следствии чего глиняная кукла по имени Адам открыла глаза и ожила. Другими словами именно Божий Дух, поселившийся в Адаме, сделал человека человеком.


Затем после того, как первый человек восстал из небытия Всевышний приказал ангелам пасть перед ним на колени ниц, т.е. оказать ему такой почет, которого достоин только Сам Творец. Ангелы беспрекословно исполнили приказ. И лишь Сатана, не сумевший разглядеть в глиняной плоти человека божественную сущность, отказался и был изгнан.


Веками люди часто проклинают Сатану, возмущенные его богоослушанием. Однако многие из них мало чем отличаются от него: они сами видят в человеке только плоть и кровь, только материальную глину, т.е. рассматривают человека только как часть тварного мира. А ведь наш Пророк недвусмысленно сказал: «Кто познает себя, тот познает своего Господа».


Среди тех, кто познал себя был известный мусульманский праведник Мансур ал-Халладж, который сказал: «Я есмь Истина», что означало: «Я есть Бог». Современники сочли его слова аналогичным тому, что сказал грешный Фараон своим подданным: «Я ваш высочайший Господь» и потому предали ал-Халладжа смертной казни. Однако несмотря на внешнее схожесть этих двух изречений с точки зрения своего содержания они полностью противоположны друг другу. Фараон впал в тяжкий грех самообожествления, ибо своими словами он провозгласил, что нет иного Бога, кроме него. Фараон вместо Бога поставил себя. А это есть отрицание Бога. Ал-Халладж же говорил совершенно о другом. Назвав себя Истиной/Богом он лишь сказал, что его сердце стало некой пустой комнатой, которую целиком заполнил божественный свет, т.е. он всецело стал частью целого словно капля, слившаяся с океаном, которая является частью и одновременно всем этим океаном. Неслучайно Всевышний в хадисе кудси гласил: «Вся Вселенная не может вместить Меня, но Я вмещаюсь в сердце верующего».
Многие, привыкшие мыслить в количественно-пространственных категориях, не понимают, как бесконечный Бог может вместиться в сердце одного человека? Для того же, чтобы осознать это необходимо помнить, что сердце в традиционном мусульманском богословии ассоциируется с зеркалом. Подобно тому как даже в маленьком зеркальце отражается/помещается все бескрайнее звездное небо, так и в сердце верующего отражается вся бесконечная полнота Бога. Сердце верующего - зеркало, в котором Бог созерцает свое нескончаемое совершенство. Другими словами Бог именно посредством человека может видеть Самого Себя. «Я был скрытым сокровищем, - говорит Он Сам об этом в хадисе кудси, - и захотел быть познанным и создал этот мир», т.е. человека.
В данной связи интересно отметить, что среди 99 прекрасных имен Всевышнего есть такие, как Всезнающий (алим), Всеведущий (хабир), Премудрый (хаким), но нет атрибута, обозначающего главный признак личности - разум, сознание (акл). Сознанием обладает только человек. Это в свете вышеприведенного хадиса может означать лишь одно. Подобно тому, как любая культура выражает себя посредством ее носителей, вне которых ее не существует, так и Бог как бы опирается на разум человека, чтобы выразить и познать Себя Самого. Он как бы использует человека, чтобы видеть глазами его разума.


Итак, в раю люди увидят Бога, увидят Его «глазами своих голов». Однако JTO не будет неким светопреставлением на вселенской сцене. Все будет совсем по другому. Когда настанет торжественный момент лицезрения Бога, когда все люди соберутся в его предвкушении, гадая над тем, что сейчас перестанет перед ними, и как оно будет выглядеть им, неожиданно для многих, вынесут простое зеркало. И каждый увидит в нем себя самого. Каждый увидит Бога. Бог же увидит Себя во всей Своей полноте и совершенстве. Капля сольется с океаном. А океан вместится в каплю. Часть растворится в целом, а целое - в части.


Впрочем, незачем ждать, когда долгожданное зеркало предстанет перед тобой. Это зеркало уже есть у тебя. Оглянись вокруг и вспомни слова Пророка: «Верующий подобен зеркалу. Смотрящий в него увидит себя». Посмотри на другого человека, загляни ему в глаза и в их глубине увидь себя самого. Увидь свое совершенство. И позволь другому увидеть себя. Позволь ему раствориться в твоих глазах и слиться с тобою. Не прячь свои глаза от другого человека. Глаза - это зеркало Вселенной, которая вся целиком вмещается в тебе.


Председатель Совета улемов ДУМ РТ,

Проректор по научной работе Российского исламского университета

Рустам-хазрат Батров

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.