закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

Ахмад ат-Тауфик : Человек призван к установлению весов по справедливости

Если знатоку Священного Корана и досточтимых хадисов Пророка задать вопрос о происхождении умеренности, исходя из этих двух источников, то он приведет в качестве довода многочисленные красноречивые тексты, призывающие к отказу от расточительства и крайностей, особенно в богослужении и повседневной жизни.

 

Однако каждый размышляющий читатель Книги Аллаха вправе предположить, что существуют такие коранические аяты, затрагивающие данный предмет универсальным и кардинальным образом, которые могли бы послужить введением к теме умеренности в ее кораническом контексте в том виде, в каком она обращена к людям, в их совокупности, и к мусульманам, в частности. К таким благословенным аятам можно отнести те, что начинают, например, суру «Всемилостивый», где Аллах – Велик и Могуч. Он – говорит: «Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного! Всемилостивый – Он научил Корану, сотворил человека, научил его красноречью. Солнце и луна [движутся по заданным им срокам], трава и деревья Ему поклоняются. И небо Он поднял и установил весы, чтобы не нарушали весов вы. Соблюдайте же вес справедливо и не портьте весов».


Эти девять великих аятов относятся к универсальному аспекту человека как творения Всевышнего Аллаха – аспекту общему для всех людей, независимо от их приверженности той или иной религии. Анализ этих аятов, вскрывая прочную внутреннюю структуру Священного Корана, демонстрирует на их примере одну из сфер совершенства, которыми он исполнен.


В аятах суммарно упоминается о Творении и его порядке, причем с той отличительной особенностью, что Всевышний Аллах предпосылает в них Своему священному имени еще одно из Своих прекрасных имен – Всемилостивый, да объемлет Его милосердие человека и миры, человека, созданного не для того, чтобы быть несчастным с Кораном, ибо Коран – это совершенное представление о Его Божественном замысле. Одновременно со своим сотворением человек был научен умению изъясняться, то есть получил в дар различающее и постигающее знание, дабы быть в состоянии познавать как самого себя, так и все то, что связано с его Господом и окружающим его мирозданием. Именно такому человеку была подчинена природа, представленная солнцем, луной, звездами, растительным миром. Знаменательно, что и в такие создания, в их сотворенную сущность вложено поклонение Богу, что они также наделены своей собственной программой бытия и рассчитанного существования. Но в отличие от них человеку дано расширить или сократить свою изначальную программу, не преступая, однако, за определенные Кораном пределы, но действуя в соответствии с ним, что как раз и составляет его суть как Божьего творенья, одаренного Создателем свободой выбора. Именно благодаря такому изначально заложенному в нем качеству он и считается венцом Творения. Высший смысл свободы, дарованной человеку, оказался поначалу непостижимым для ангелов, которые, узнав о замысле его сотворения с отмеченными выше качествами, обратились к Создателю со словами: «Разве Ты установишь на ней того, кто будет производить там нечестие и проливать кровь, тогда как мы возносим хвалу Тебе и святим Тебя?» – Он сказал: «Поистине, Я знаю то, чего вы не знаете!»


Из комментариев муфассиров к тематическим аятам нашего урока можно заключить, что весы означают справедливость, средством которой служит суждение; нарушение весов означает – гнет и несправедливость, а их порча – уничтожение справедливости, так что по своим последствиям несправедливость уравнивается с уступкой места хаосу.


Таким образом, человек, которому предоставлена возможность пользоваться свободой, призван одновременно и к установлению весов по справедливости, с тем чтобы он оставался быть справедливым к своему Господу, не совершал преступлений и не был, поддаваясь своим страстям, несправедливым к самому себе, а также к своим собратьям – не посягал на их права.


Наверняка один из смысловых аспектов исследуемых нами аятов состоит в синонимичном соотнесении справедливости с верным и точным весом, но очевидно также и то, что содержательный смысл самих весов в общем контексте этих аятов не может быть ограничен только подобным конкретным представлением, таким, как например, представлением о правилах вежливости к клиенту. Вернее будет, если мы станем понимать под весами те весы высшей ответственности и самоотчета перед самим собой, которые устанавливаются человеком (будь то индивид или коллектив) в глубинах своей души и точность которых выверяется действием в соответствии с Богоданным Законом и ради установления равновесия, то есть распределения вещей по достойным их местам, что на практике оказывается проявлением умеренности.


В этой связи один из виднейших мусульманских мыслителей-неомодернистов пакистанского происхождения профессор Фазлур Рахман – да будет милостив к нему Аллах! – утверждал даже, что срединность в Исламе не есть один из возможных и произвольно выбираемых путей, но единственный путь, ведущий к пребыванию в Истине, достичь которой мы постоянно стараемся во всех делах; отсюда срединность – это не пребывание в некой точке между истиной и ложью, а справедливость – не нейтральное деяние, но причастность к истине и устремленность в ее сторону, как пишет Ибн Араби в трактате алъ-Футухат («Откровения»). Это подтверждает и корень «'а-да-ла» в арабском языке.


В определенном смысле об Исламе можно говорить как о религии весов, наряду с тем, как мы говорим о нем как о религии срединности и умеренности. Исповедующий Ислам человек призван применять эти весы, разумно и целенаправленно. Первый императив определяется изначальной природой (фитра) человека, в которой дарованная ему свобода оказывается неразрывно связанной с той ценой, которую ему приходится платить за нее, если он поддается самовольным пагубным страстям. Второй императив определяется для человека задачей реализации его коранической программы, целью которой является благоустроение Земли и недопущение ее порчи.

Полная версия статьи опубликована в журнале «Минарет» № 1-2 (23-24) 2010

IslamRF

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.