закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

Абу-Ханифа: О божественной воле

– Приказывает ли Бог такое, создание чего Он не волеизъявлял? И волеизъявляет ли такое, что Он создавал, но не приказывал?

 

– Да.

– А что?

– Он приказывает неверным обращение в веру, но не волеизъявляет для них создание этого [действия]. Волеизъявляет неверным неверие, но не приказывает это, хотя и создает его.

– Бывает ли богоугодным то, что Он не приказывал исполнять?

– Да, например, дополнительные богослужения.

– А приказывает ли Бог совершать неугодное Ему?

– Нет.

– Почему?

– Ибо Ему угодно все, что Он приказывает совершать.

– Бог наказывает людей за богоугодное или за богопротивное?

– Бог наказывает людей за богопротивное, поскольку Он наказывает за неверие и богоослушание, а это противно Ему.

– Он наказывает их за то, что волеизъявил, или за то, что не волеизъявлял?

– Конечно же, Он наказывает людей за то, что волеизъявил им, ибо Он наказывает за неверие и богоослушание. А неверным Он волеизъявил неверие, богоослушникам же – богоослушание.

– Ужель Он приказывает им обращение в веру, а Сам волеизъявляет неверие?

– Да.

– Его воля предшествует повелению или повеление предшествует Его воле?

– Его воля предшествует повелению.

– Его воля угодна Ему?

– Богоугоден тот, кто действует в соответствии с Его волей, довольством и послушанием, исполняя предписанное. Кто же не исполняет предписанное Им, тот действует также в соответствии с Его волей, но поступает небогоугодно, ибо богоослушно, а богоослушание не богоугодно.

– Он наказывает людей за богоугодное?

– Он наказывает за богопротивное – неверие. Однако само наказание и мщение за оставленное богослушание и взятое богоослушание – богоугодно.

– Волеизъявляет ли Бог верующим неверие?

– Нет. Он волеизъявляет верующим веру, равно как для неверных волеизъявляет неверие, прелюбодеям – блуд, ворам – воровство, знающим – знание, облагодетельствованным –благоденствие, ибо Бог еще до создания неверных волеизъявил им быть неверными и заблудшими.

– Наказывая неверных, богоугодно ли то, что Бог создал для них[1], или богопротивно то, что Он для них создал?

– Конечно же, наказание за созданное для них богоугодно.

– Почему?

– Потому что Он наказывает за неверие, а создание неверия само по себе – богоугодно. Богопротивно неверие в людях.

– Бог гласил: «И неверие людей противно Богу» (39:7). Как же может быть богоугодным создание неверия?

– Бог волеизъявляет неверие, но само оно богопротивно.

– Почему?

– Потому что создание Иблиса богоугодно, а сам Иблис богопротивен. Так же и с вином, и со свиньей: их создание богоугодно, а сами они богопротивны.

– Почему?

– Потому, что если богоугодным было бы само вино, то тот, кто его пьет, пил бы богоугодное. Однако вино, Иблис, неверие и соответствующие деяния – богопротивны! А Мухаммад богоугоден!

– А как Вы считаете, когда иудеи сказали: «Длань Божья в оковах [скупости]» (5:64), угодны были Богу такие слова?

– Нет.

 

Снова о божественной воле

 

По словам Абу-Ханифы, кто на вопрос: «Способен ли Бог волеизъявить создание всех творений богопослушными, подобно ангелам?» ответит: «Нет», тот характеризует Бога иначе, чем Он Сам, ибо Всевышний гласил: «Он полновластен над своими рабами» (6:18). И гласил Всевышний: «Он настолько всемогущ, что может послать на вас наказание или сверху, или снизу из-под ног» (6:65). А если ответит: «Способен», то уточни: «Ты согласен с тем, что Бог способен волеизъявить Иблису быть в богопослушании подобным [архангелу] Гавриилу?» Если снова ответит: «Нет», то, стало быть, он не принял это суждение, продолжая характеризовать Бога через не Его атрибут [немощности].

А если кто спросит: «Человек прелюбодействует, пьянствует, клевещет по Божьей воле?» – следует ответить: «Да». Если же спросит: «А почему он подвергается телесному бичеванию?» – следует ответить: «Дабы не оставлял исполнения того, что Бог приказал».

Угнетение раба соответствует Божьей воле, но осуждается людьми, которые одобряют лишь его освобождение. В действительности же и то, и другое осуществляется по Божьей воле. Однако кто, действуя по Божьей воле, совершает богоослушание, тот богопротивен и несправедлив в своих деяниях. Вопрос «А почему он подвергается уголовному преследованию?» – вопрос изначально неверный, ибо не учитывает Божью волю во всевозможном множестве богоослушаний, осуществляемых также по Божьей воле, но за которых, как за употребление вина, не предусмотрено никакого уголовного наказания.

 

 

Продолжение следует…

 

 

Из книги Рустама Батрова "Абу-Ханифа: жизнь и наследие".
Под общей редакцией Д.В. Мухетдинова. — Нижний Новгород - Ярославль. ИД "Медина", 2007.

 

 

 

Ссылки по теме:

Абу-Ханифа: О предопределении

Абу-Ханифа: Упрощенное знание

Абу-Ханифа: Завещание о единобожии

Абу-Ханифа: Письмо Усману аль-Батти

 



[1] «То, что Бог создал для них» – деяния, предопределенные Богом.

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.