закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

Абу-Ханифа: Об опровержении того, кто обвиняет в неверии из-за греха

– Как Вы думаете, чем можно оспорить того, кто говорит: «Кто содеял грех, тот неверный»? – спросил я Абу-Ханифу.

 

– Ему следует ответить, что Бог, говоря [о пророке Ионе] «И поглощенному рыбой – когда он, негодующий, убежал и думал, что Мы не справимся с ним, но потом, находясь во мраке, воззвал: "Нет божества, кроме Тебя; слава Тебе! Истинно, я был неправедным!"» (21:87) – назвал его «неправедным», то есть все же верующим, а не неверным или лицемером. Так же и братья Иосифа, сказавшие: «О отец наш! Испроси прощения грехам нашим, ведь мы были грешниками (*хатиун)» (12:97), – были грешниками, но не неверными. И говоря о Мухаммаде: «Бог простил тебе прежние и последующие ошибки твои» (48:2), Бог не говорит «неверие твое». Так же и Моисей, убивший человека, был в своем убийстве грешником, но не неверным.

 

Когда говорят: «Я, если есть на то воля Божья, верующий», следует сказать: «Бог гласил: "Поистине, Бог и Его ангелы благословляют Пророка! О Вы, которые уверовали! Благословляйте его и усердно приветствуйте"» (33:56). Коль ты верующий, так благословляй его, а если неверный ты, то не благословляй! И гласил Бог в аяте: «О уверовавшие! Когда возглашено на молитву в пятницу, то устремляйтесь к поминанию Бога [в молитве] и оставьте торговлю!» (62:9).

 

Муаз [ибн Джабаль] сказал:

– Кто сомневается в Боге, тот этим сводит на нет все свои благодеяния. Кто же, [не сомневаясь], верует, тот, свершив богоослушание, может надеяться на прощение, хотя и должен опасаться наказания.

– Стало быть, если сомнения губят благодеяния, то вера губит сильнее, но только злодеяния! – воскликнул собеседник Муаза.

– Ей-богу, я не видел более странного человека, – ответил Муаз, – чем тот, кто на вопрос: «Ты мусульманин?» отвечает: «Не знаю». Такого надо спросить: «Твои слова “не знаю” относятся к истине или заблуждению?». Если скажет: «К истине», тогда спросить: «А ты согласен с тем, что истинное в этой жизни будет истинным и в жизни будущей?». Если он ответит: «Да», тогда спросить: «Так веруешь ты в могильное наказание, [допрос могильными ангелами Мункаром и] Накиром, предопределение доброго и худого Богом?». Если ответит: «Да», тогда спросить: «Так ты верующий?» И если вновь ответит: «Не знаю», тогда скажи: «Да ты ничего не знаешь и не понимаешь! И не будет тебе спасения!»

 

Если кто скажет: «Рай и Ад не сотворены», то спроси его: «Они нечто (*шай) или ничто?» и [процитируй] Божьи слова: «Бог – творец всякой вещи (*шай)» (39:62); «Поистине, Мы всякую вещь сотворили по мере!» (54:49); «Ад, в который они ввергаются утром и вечером…» (40:46). А если кто скажет: «Рай и Ад исчезнут», то ответь ему: «Бог описал райские блага словами: «не прекращаются и никогда не запрещаются» (56:33). Стало быть, кто скажет: «Они исчезнут после того, как войдут туда их обитатели», тот проявляет неверие в Бога, ибо отрицает вечное в них пребывание.

Бог, – сказал Абу-Ханифа, – не характеризуется атрибутами сотворенных. Гнев Его и Его довольство – атрибуты, которые надлежит воспринимать без конкретизации[1], так считают люди Сунны и согласия[2]. Бог гневается и бывает довольным, но нельзя считать, что гнев – это Его наказание, а довольство – дарованное Им вознаграждение. Мы характеризуем Его так, как Он Сам Себя характеризует: «Единый», «Вечный», «не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один» (112:3–4), «Присноживой», «Присносущий», «Всемогущий», «Всеслышащий», «Всевидящий», «Всезнающий», «Над их руками была Длань Его» (48:10), которая не как руки творений и не есть некий орган, ибо *Он Творец рук! Лик Его не как лица творений, ибо *Он Творец всех лиц! Самость (*нафс) Его не как самости творений, ибо *Он Творец самостей! «Нет ничего подобного Ему! И Он Всеслышащий и Всевидящий!» (42:11).

– А как Вы ответите на вопрос: «Где Бог?»

– Следует ответить: «Бог был, когда еще не было места – до создания творений. Бог был, когда еще не было ни «где», ни творений – ничего! Он Творец всего! А если кто спросит: «Чем Волеизъявитель изъявил волеизъявленное?», то ответь: «Соответствующим атрибутом»: Он –Всемогущий, и всемогущ Он всемогуществом, Знающий, и знает Он знанием, Владеющий, и владеет Он владением. А если спросят: «Волеизъявляет ли Он волей? Всемогущ ли Он волей? Волеизъявляет ли Он знанием?», то ответь: «Да».

 

Продолжение следует…

 

 

Из книги Рустама Батрова "Абу-Ханифа: жизнь и наследие".
Под общей редакцией Д.В. Мухетдинова. — Нижний Новгород - Ярославль. ИД "Медина", 2007.

 

 

 

Ссылки по теме:

Абу-Ханифа: О божественной воле

Абу-Ханифа: О предопределении

Абу-Ханифа: Упрощенное знание

Абу-Ханифа: Завещание о единобожии

Абу-Ханифа: Письмо Усману аль-Батти

 

 



[1] Букв. «без [вопроса] как?»

[2] *Ахль ас-сунна ва аль-джамаа – сунниты.

 

 

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.