закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


20 июня 2023 10:54    

Место хаджа в исламе и его шуруты (необходимые условия)

 

Определение слова «хадж»

 

Арабское слово «хаджж» означает «стремление к чему-либо величественному и почитаемому». В качестве шариатского термина это слово употребляется для обозначения стремления посетить Заповедный Дом Аллаха (Кааба) особым образом, в особое время и с соблюдением особых необходимых условий.

 

Место хаджа в Исламе

 

Хадж является одним из пяти столпов Ислама, перечисленных Пророком. Указаниями на то, что совершение хаджа относится к числу предписанных (фард) действий, служат Коран, Сунна и единодушное (иджма) мнение всех членов мусульманской общины. Аллах сказал: «И обязанностью людей пред Аллахом является (совершение) хаджа к Дому, если они будут в состоянии сделать (это), а кто не верует, то ведь Аллах не нуждается в (обитателях) миров!» (Коран, 3:97). Аллах также сказал: «И объяви об (обязательности) хаджа людям: они станут являться к тебе пешком и на всяких исхудавших верблюдах, которые будут приходить, (передвигаясь) по далеким горным дорогам...» (Коран, 22:27).

В Сунне есть указание на то, что хадж предписано совершать хотя бы один раз в жизни. Сообщается, что однажды во время проповеди Пророк сказал: «О люди, Аллах обязал вас совершать хадж, так совершайте же его». Один человек спросил: «Каждый год, о, Посланник Аллаха?» Ответа не последовало, но после того, как этот человек задал свой вопрос в третий раз, Пророк сказал: «Если я отвечу утвердительно, это станет обязательным, но вы ведь не сможете делать этого!»

Человек, обязанный совершить хадж, но не использовавший возможность сделать это в первый же год, поступит греховно. Однако если он совершит хадж впоследствии, его хадж будет действительным и послужит искуплением пропуска, поскольку выполнять эту религиозную обязанность можно на протяжении всей жизни.

 

Необходимые условия (шурут)
обязательности совершения хаджа

 

1. Исповедание Ислама.

Совершение хаджа неверующим не является его обязанностью и поэтому будет недействительным.

2. Знание о том, что мусульманам предписано совершать хадж.

Это условие в основном касается мусульман, живущих в немусульманских странах.

3. Достижение возраста половой зрелости.

4. Наличие разума.

Наличие разума является необходимом условием обязательности хаджа, безумец же не обязан совершать его.

5. Свобода.

6. Наличие соответствующей возможности.

Наличие возможности совершить хадж является обязывающим условием, а не позволяющим его совершения. Так, например, если бедный человек отправится в путь с целью совершения предписанного хаджа, что создаст для него затруднения, совершение такого хаджа будет действительным и в дальнейшем совершать предписанный хадж он не обязан.

Для того чтобы определить, имеет ли человек возможность совершить хадж, следует принимать во внимание среднюю величину расходов на дорогу без излишеств и чрезмерной экономии, а также то, что паломник должен располагать необходимыми средствами для оплаты жилища своей семьи; приобретения нужных ему книг с описанием обрядов хаджа; уплаты долгов; покупки всего необходимого для того, что позволит ему содержать себя и свою семью и т. д. Кроме того, в случае наличия тех, кто находится на его иждивении, он должен оставить достаточно денег на их содержание.

Если человек, обязанный совершить хадж, будет откладывать его и его постигнет бедность, независимо от причин, в силу которых это может случиться, эта обязанность не будет снята с него из-за того, что он неожиданно лишился средств. В подобных случаях мусульманин обязан занять деньги и совершить хадж, если, по его мнению, долг, скорее всего, удастся вернуть. Если же он посчитает, что не сможет сделать этого, то лучше не занимать.

 

Необходимые условия для совершения хаджа (шурут аль-хадж)

 

От соблюдения этих условий зависит обязательность совершения хаджа, и, если все они, равно как и все условия, перечисленные нами в предыдущем разделе, соблюдены, это означает, что мусульманин должен совершить хадж лично. Если же вышеперечисленные условия будут соблюдены, а хоть одно из необходимых условий совершения хаджа соблюдено не будет, совершать хадж лично мусульманин не обязан. В подобных случаях он должен либо поручить кому-нибудь сделать это за него, либо завещать, чтобы на его деньги хадж был совершен кем­либо после его смерти.

 

1. Отсутствие болезней и физических недостатков

Совершать хадж лично не обязаны слепые, разбитые параличом, страдающие хроническими болезнями люди, глубокие старцы, которые не в состоянии переносить тяготы, связанные с пребыванием в пути и совершением обрядов хаджа, равно как и все те, кого можно приравнять к этим людям. Однако если они располагают необходимым денежными средствами, им следует при первой возможности поручить кому-либо совершить хадж за себя и оплатить все связанные с этим расходы или же распорядиться о выделении на это необходимой суммы в завещании.

При этом следует отметить, что, по мнению всех ученых, в том случае, когда здоровый человек мог совершить хадж, но не делал этого, пока не был разбит параличом или не получил какое-нибудь увечье, эта обязанность с него не снимается и он должен отправить в хадж вместо себя кого-нибудь другого.

 

2. Безопасность пути

Если человек опасается притеснителей, врагов или разбойников, он не обязан совершать хадж лично. В подобном случае ему следует либо отправить в хадж другого либо распорядиться о выделении на это необходимой суммы в своем завещании. Дороги должны быть безопасными с того времени, когда жители города или селения, где живет паломник, начинают отправляться в хадж, и до времени их возвращения.

 

3. Условие, касающееся женщин

Если для того, чтобы добраться до Мекки, женщине потребуется не менее суток, сопровождать ее в пути должен близкий родственник (махрам) или муж. Посланник Аллаха сказал: «Непозволительно женщине, верующей в Аллаха и в Последний день, отправляться в поездку, (которая займет) день и ночь, без сопровождения близкого родственника» (аль-Бухари; Муслим).

По мнению Аш-Шафии, женщинам разрешается совершать предписанный хадж и без сопровождения мужа или близкого родственника, если она отправится в путь вместе с другими достойными доверия женщинами, что обеспечит ей безопасность.

Близким родственником (махрам) считается любой разумный, зрелый и не относящийся к числу нечестивцев мужчина, на брак которого с мусульманкой шариат налагает абсолютный запрет.

Если женщина найдет близкого родственника, который согласится ее сопровождать, муж будет не вправе запретить жене совершить предписанный хадж. Объясняется это тем, что выполнение предписанного шариатом имеет приоритет над правами мужа, а совершение хаджа относится к числу предписанных действий. Если же женщина намеревается совершить хадж добровольно, то муж вправе запретить ей это.

Если у незамужней женщины не найдется близкого родственника, ей следует распорядиться в завещании о выделении необходимой суммы на совершение хаджа вместо нее кем-­нибудь другим, если она скончается, прежде чем сможет найти сопровождающего из числа близких родственников. Однако, некоторые ученые, считающие наличие сопровождающего из числа близких родственников необходимым условием обязательности совершения хаджа для женщины, указывают, что она этого делать не обязана.

 

4. Второе условие, касающееся женщин

Для женщины, которая получила развод или овдовела и желающей присоединиться к паломникам, должен закончиться срок идда. Если же женщина совершит хадж до истечения этого срока или отправится в хадж без сопровождения мужа (близкого родственника), ее хадж будет действительным, но она поступит греховно, так как до истечении идды она считаться замужней.

Следует отметить, что в некоторых странах сейчас существуют специальные квоты на хадж, что приводит к многогодовым очередям. И это, конечно, также является одним из условий возможности или невозможности совершения хаджа.

Еще одной причиной невозможности отправиться в паломничество может служить социальное положение человека, под которым понимается наличие тех, кого невозможно оставить без присмотра (например, пожилые родители или дети) или оплатить услуги няни. В этом случае обязанность совершить хадж возникает только тогда, когда по каким-либо причинам такая ответственность с человека снимается (например, если находится тот, кто может его заменить).

Из книги «Ханафитский фикх» Абдальхамида Махмуда Тахмаза (публикуется с сокращениями)

На фото: хаджии, направленные Духовным управлением мусульман РФ 

по благословению муфтия шейха Равиля Гайнутдина

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.