закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


21 июня 2023 11:38    

Фарды, ваджибы и сунны хаджа

Предписанные обязательные

элементы хаджа (фараид аль­-хадж)

 

Насчитывается три предписанных элемента хаджа, без которых его совершение будет недействительным.

 

1. Вхождение в состояние ихрама

Вхождение в состояние ихрама подразумевает принятие соответствующего намерения (ният), после чего необходимо сразу же приступать к произнесению тальбии. Вхождение в состояние ихрама, именуемое «хурмат аль­-хадж»[1], можно сравнить с состоянием человека в начале молитвы, именуемое «хурмат ас-салят» после принятия им соответствующего намерения и произнесения «такбир аль-­ихрам». Вместо произнесения тальбии разрешается поминать Аллаха любым иным способом.

Необходимым условием действительности состояния ихрама является отказ от вступления в интимные отношения до дня стояния (вукуф) на Арафате для тех, кто совершает хадж, или до обхода Каабы для совершающих умру.

Паломнику, который вошел в состояние ихрама, разрешается выйти из него только после совершения тех обрядов, ради которых он надел ихрам. Исключением является такой случай, когда после вхождения в состояние ихрама для совершения хаджа человек в силу тех или иных обстоятельств не может совершить его. Такому паломнику следует выйти из состояния ихрама после совершения умры. Если же паломника что-то задержит в пути и он не сможет добраться до Мекки, тогда он должен выйти из состояния ихрама после заклания жертвенного скота и обязательно в будущем возместить паломничество, ради которого он надел ихрам.

 

Что является запретным в состоянии ихрама

Находясь в состоянии ихрама, паломник должен избегать нарушения целого ряда запретов, которые именуются «махзурат аль-­ихрам» и действуют вплоть до выхода из этого состояния. Эти запреты перечислены ниже.

а) вступление в интимные отношения («рафас»), совершение грехов и ведение споров

б) охота

в) ношение рубахи, шаровар, чалмы и любой скроенной одежды, а также кожаных носков (хуффайн)

г) покрытие головы и лица

д) нанесение благовоний на одежду и тело и использование масла для умягчения кожи

е) бритье головы и бороды

ж) подстригание ногтей себе и другим

 

2. Стояние на Арафате

Период, который отводится для стояния, начинается сразу после полудня девятого зу-ль-хиджжа и завершается с появлением утренней зари в десятый день этого месяца, который является первым из дней жертвоприношения. Если человек не примет участия в обряде стояния хотя бы в течение непродолжительного времени, это будет означать, что он не совершил хадж.

 

3. Обход Каабы

Третьим предписанным элементом хаджа является обход Каабы, который именуется «таваф аз-зияра» или же «таваф аль­-ифада». Аллах сказал: «...и пусть совершат обход вокруг древнего Дома» (Коран, 22:29).

Каабу следует обойти семь раз, из которых четыре раза являются предписанной (фард) частью «таваф аль-­ифада», а остальные три – обязательной (ваджиб).

Кроме того, следует придерживаться установленного порядка выполнения обязательных элементов хаджа, иначе говоря, сначала войти в состояние ихрама, затем стоять на Арафате, а затем совершить обход Каабы. Как уже отмечалось, для того, чтобы хадж был действительным, паломник должен воздерживаться и от вступления в интимные отношения до стояния на Арафате.

Хадж будет действительным лишь при условии выполнения всех трех вышеупомянутых элементов.

 

Обязательные элементы хаджа

(ваджибат аль-­хадж)

 

Обязательными элементами хаджа именуются такие действия, невыполнение которых не делает хадж недействительным, но приводит к тому, что он становится несовершенным. В подобных случаях положение можно исправить с помощью заклания такого животного, которое можно принести в жертву на территории Харама (то есть Заповедного места, включающего в себя Каабу и часть Мекки), при условии, что паломник не выполнил то или иное обязательное действие по своей вине, а не в силу независящих от него причин, так как во втором случае никакого искупления не требуется. Совершать жертвоприношение не требуется и в том случае, когда паломник не совершает молитву в два ракаата после обхода Каабы, хотя такая молитва и является одним из обязательных элементов хаджа.

Следует отметить, что жертвоприношение необходимо совершать как тем, кто не выполнил одно из обязательных действий намеренно, так и тем, кто не сделал этого по невнимательности или по ошибке, однако тот, кто не выполнит его намеренно, совершит более тяжкий грех. Жертвоприношение исправляет упущения, допущенные при совершении обрядов хаджа, но после него необходимо принести покаяние и попросить у Аллаха прощения.

 

1. Вхождение в состояние ихрама в микате

Слово «микат» в хадже употребляется для обозначения места вхождения в состояние ихрама, выбор которого зависит от того, где живут люди, намеревающиеся совершить паломничество.

Микатом для паломников из Медины служит Зу-ль-Хуляйфа. Это место, именуемое также Абйар Али и находящееся на расстоянии примерно пяти миль от Медины, является наиболее удаленным микатом от Мекки. Микатом для жителей Шама служит аль-Джухфа; микатом для жителей Неджда служит Карн аль-Маназиль, который находится недалеко от Таифа; микатом для жителей Ирака служит Зат Ирк, а микатом для жителей Йемена – Йалямлям. Обо всех этих местах упоминается в достоверном хадисе в «Сахих» аль-Бухари.

 

2. Стояние на Арафате до наступления вечерней молитвы

Паломник, который покинет Арафат до захода солнца и не вернется туда, должен принести в жертву овцу, но эта обязанность с него снимается, если он вернется до захода солнца. Если же он вернется на Арафат после захода солнца, то должен будет принести жертву.

 

3. Откладывание совершения вечерней (магриб)

и ночной (иша) молитв до прибытия в Муздалифу

 

4. Пребывание в долине Муздалифа в период между

появлением зари и восходом солнца десятого зу-ль-хиджжа

 

 

5. Бросание камешков

 

6. Бритье волос на голове или укорочение их

на длину фаланги пальца

 

7. Бритье головы в определенном месте

и в определенное время

Паломник должен обрить голову именно на территории Харама и именно в один из дней жертвоприношения, поскольку бритье относится к числу обрядов хаджа.

 

8. Заклание овцы паломником, который совершает

«хадж аль­-киран» или «хадж ат-таматту»

 

9. Совершение таких действий, как бросание камешков

в первый день, жертвоприношение и бритье головы

в определенном порядке

Это является обязательным для паломников, совершающих «хадж аль­-киран» или «хадж ат-таматту». Однако и тем, кто совершает только хадж, этот порядок следует соблюдать, что будет являться сунной.

 

10. Обход Каабы (таваф аль-­ифада, аз-зийара) в один из трех дней жертвоприношения

Совершать этот обход можно с наступлением дня праздника 10-го зу-ль-хиджжа и до захода солнца 12-го зу-ль-хиджжа. Имам Абу Ханифа считал, что паломник, который совершит этот обход позже, должен принести в жертву овцу, тогда как Абу Йусуф и Мухаммад аш-Шайбани придерживались иного мнения.

 

11. Начало обхода от Черного камня

 

12. Совершение обхода против часовой стрелки

(то есть во время обхода Кааба должна находиться

по левую руку от паломника)

 

13. Во время обхода Каабы паломник не должен

находиться в состоянии малого или большого осквернения

Сообщается, что, прибыв (в Мекку) во время своего хаджа, Пророк прежде всего совершил омовение (вуду), а затем – обход Каабы (аль-Бухари).

 

14. Прикрывание аурата во время обхода Каабы

 

15. Совершение молитвы в два ракаата

после каждого семикратного обхода Каабы

 

16. Ритуальный бег (сай) между холмами ас-Сафа

и аль­-Марва

 

17. Совершение ритуального бега после обхода Каабы

 

18. Начало ритуального бега с холма ас-Сафа

Пророк сказал: «Начинайте с того, с чего начал Аллах» (Муслим). Здесь имеется в виду, что в упоминавшемся айате первым упоминается холм ас-Сафа.

 

19. Совершение ритуального бега и обхода Каабы

своими ногами, если нет никаких уважительных причин,

в силу которых он не сможет делать это

Что касается Пророка, то он объезжал Каабу на верблюдице для того, чтобы люди видели его и могли задавать ему вопросы. Если же паломник поступит так без уважительной причины, он должен будет либо повторить этот обряд, либо принести в жертву овцу.

 

20. Совершение прощального обхода Каабы

(таваф ас-садр или таваф аль­-вида) теми паломниками,

которые прибыли в Мекку через микаты

Сообщается, что всем, кроме женщин, у которых начались месячные, было велено, чтобы их последним (обрядом перед отъездом из Мекки), стал обход Каабы (аль-Бухари).

 

 

Рекомендуемые действия во время хаджа (сунан аль-хадж)

 

Имеются в виду такие действия, намеренный отказ от которых считается дурным поступком, так как они неуклонно совершались Пророком, но вместе с тем не требуют искупления, будь то жертвоприношение или раздача милостыни. Что же касается совершения таких действий, то за это человека ждет награда Всевышнего. Важнейшие из них перечислены ниже.

1. Совершение обхода Каабы в честь прибытия в Мекку (тафав аль­кудум), если паломник не живет в этом городе постоянно и совершает только хадж (хадж муфрад) или хадж в сочетании с умрой (хадж аль-­киран).

2. Произнесение имамом хутбы в трех местах:

а) в Мекке 7-го зу-ль-хиджжа;

б) на Арафате 9-го зу-ль-хиджжа;

в) в Мине 11-го зу-ль-хиджжа.

Имаму, который будет произносить эти хутбы, следует учить людей тому, как они должны выполнять все необходимые обряды.

3. Посещение Мины 8-го зу-ль-хиджжа (йаум ат-тарвия). Паломник, совершающий хадж, покидает Мекку после утренней (фаджр) молитвы.

4. Ночевка в Мине в ночь Арафата.

5. Перемещение из Мины на Арафат после восхода солнца 9-го зу-ль-хиджжа.

6. Совершение полного омовения на Арафате до начала полуденной (зухр) молитвы.

7. Ночевка в Муздалифе после перемещения туда с Арафата в ночь на 10-е зу-ль-хиджжа.

8. Перемещение из Муздалифы в Мину до восхода солнца 10-го зу-ль-хиджжа.

9. Ночевка в Мине в те дни, которые паломнику следует там проводить. Хотя, по мнению большинства ученых, это относится к числу обязательных элементов хаджа.

10. Частое произнесение тальбии с момента вхождения в состояние ихрама и до бросания камешков в большой столб в первый день жертвоприношения.

Из книги «Ханафитский фикх» Абдальхамида Махмуда Тахмаза (публикуется с сокращениями)

На фото: хаджии, направленные Духовным управлением мусульман РФ 

по благословению муфтия шейха Равиля Гайнутдина



[1]         Ночь «джама» – ночь первого из дней жертвоприношения.

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.