закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


26 июня 2023 10:26    

О жертвенном животном (аль-удхия)

Определение

Слово «аль-удхия» в арабском языке означает то, что забивают в дни праздника жертвоприношения.

Канонически это слово обозначает заклание животного особого вида и возраста с намерением выполнить определенный вид поклонения в особое время. Жертва не будет достаточна без намерения поклонения, потому что заклание может быть произведено ради мяса, а может и ради поклонения. Действие же не будет считаться поклонением, если совершено без намерения.

Данное поклонение может быть совершено в различных видах: «мута» (при раздельном совершении умры и хаджа), «кыран» (при совместном их совершении), «ихсар» (при невозможности продолжить хадж) и др. Поэтому жертва определяется только с намерением. Но не обязательно произносить вслух то, что намереваются совершить сердцем, так же как и в молитве.

 

Условия праздничного жертвоприношения

Обязательными условиями для совершения жертвоприношения являются следующие:

исповедование Ислама;

не путник, т.е постоянное проживание (мукым) в какой-то местности во время дней праздника;

наличие достатка, при котором обязательно выплачивается подаяние по случаю разговения (садака аль-фитр).

Причем учитывается наличие этих условий на момент истечения времени, в которое положено приносить в жертву, даже если они отсутствовали в начале его.

 

Причина

Причиной для принесения в жертву животного является наступление определенного времени, а именно дней жертвоприношения. В основе взаимосвязи одного с другим лежит причина. А также если одно неразрывно связано с другим и оно повторяется через определенный период. Обязательность жертвоприношения действительно повторяется, когда наступает время для него.

Доказательство того, что время является причиной, – невозможность совершения данного вида поклонения раньше либо позже него. Как, например, невозможность совершения молитвы заранее. И не обязательна жертва для бедняка только потому, что отсутствует условие – наличие достатка, пусть и присутствует причина.

 

Основа (рукн)

Основой жертвоприношения является заклание только определенных видов животных (овцы, козы, коровы, быки, верблюды).

Поэтому крайне нежелательно резать других животных или домашнюю птицу (курицу или петуха и т.д.) с намерением принести их в жертву в дни жертвоприношения, потому что это считается уподоблением огнепоклонникам.

 

Суждение о жертвоприношении

Жертвоприношение обязательно (ваджиб) для каждого свободного мусульманина, постоянно проживающего в данной местности на момент наступления праздника и состоятельного на этот момент.

 

Что и в каком количестве приносится в жертву

От имени одного человека совершается жертвоприношение в размере одного барана (или козы). Верблюда же или корову разрешается приносить в жертву от имени семи человек.

 

Время жертвоприношения

Время для жертвоприношения наступает с появлением зари 10-го дня месяца зу-ль-хиджжа, но сам обряд совершается после чтения имамом праздничной молитвы. Что же касается жителей деревень, где не проводится праздничная молитва, то им разрешается совершать его после восхода солнца.

Дней жертвоприношения три. Лучший из них – первый (10-й день месяца зу-ль-хиджжа). Праздничных дней (ат-ташрик) также три, и все они заканчиваются на четвертый день. Первый день – только для заклания жертвы, последний – только для праздничного такбира, а два между ними – для заклания и праздничного такбира. И это сообщение свидетельствует о том, что жертвоприношение разрешается в двух последних ночах, а не в первой.  

Допускается приступать к жертвоприношению сразу после праздничной молитвы, не дожидаясь окончания праздничных проповедей (хутб), однако предпочтительнее совершать обряд после них.

На паломниках не лежит обязанность совершения праздничной молитвы в день жертвоприношения, потому что в это время они заняты исполнением обрядов хаджа. Им разрешается совершать жертвоприношение после восхода солнца.

 

Возраст жертвенных животных

Возраст овец и баранов, предназначенных для совершения курбана, должен составлять не менее года. Некоторых из них разрешается заклать в шестимесячном возрасте, если они схожи по размеру с теми, кому год и более, но это является исключением.

Верблюды для жертвоприношения должны быть в возрасте пяти лет и старше, а коровы – не менее двух лет. Если принести в жертву животное младше по возрасту, то жертвоприношение будет недействительным, а если старше, то действительным, более того, такое будет лучше. Поэтому не разрешается приносить в жертву ягнят, козлят, телят и верблюжат.

 

Животные, разрешенные для жертвоприношения

Разрешается приносить в жертву однорогое животное, не имеющее рога с рождения, а также потерявшее часть его вследствие перелома и т.д. Однако если перелом достигает костного мозга или основания кости – то не разрешается.

Можно приносить в жертву кастрированное животное, однако некоторые ученые считают это порицаемым. На самом же деле это не является дефектом, поскольку устраняет дурной запах.

Не разрешается для жертвоприношения слепое, одноглазое или худое, истощенное животное. Если же оно истощенное, но в нем все-таки есть немного жира, то оно разрешается.

Не разрешается приносить в жертву хромое животное, которое при ходьбе не опирается на больную ногу. Если же оно опирается на больную ногу, используя ее для перемещения, то разрешается.

Не разрешается для жертвы и то животное, у которого отрезана большая часть уха или хвоста или потерявшее большую часть зрения.

Также не приносят в жертву животное беззубое, однако достаточно для жертвоприношения наличия большей части зубов. Согласно другому мнению, достаточно наличия тех зубов, которыми оно питается. Не подходит для принесения в жертву животное, не имеющее ушей с рождения, а имеющее маленькие уши подходит.

Достаточно для жертвоприношения также животное с отрезанными сосками или у которого высохло молоко. Также разрешается приносить в жертву животное, имеющее маленькое вымя или соски, у которого они были перевязаны, чтобы перестало выделяться молоко (араб. аль-мусаррама атыббауха), или же, как объяснил аз-Зейляи, неспособное выкормить своего детеныша.

Нельзя приносить в жертву животное-гермафродита.

Не разрешается животное, питающееся исключительно экскрементами, пока его не подержат взаперти для улучшения запаха мяса: верблюда держат сорок дней, корову – двадцать, овец и коз держат по десять дней.

Можно приносить в жертву неспособное к совокуплению, чахоточное, неспособное из-за старости давать приплод и клейменое животное. А также не имеющую языка овцу, но не корову, поскольку овцы берут корм зубами, а коровы – языком. Также есть мнение, что, если отрезано больше трети языка, то в жертву приносить нельзя.

Разрешается использовать для жертвы животное с разрезанным вдоль или проколотым ухом, а также то, у которого отрезана передняя часть уха и оставлена подвешенной, и то, у которого сделано то же самое с задней частью уха. Запрет, касающийся принесения в жертву последних, относится к нежелательным, а не запретным (харам) действиям.

Разрешается для жертвоприношения и остриженное животное (после стрижки шерсти у овец). Однако таких животных приносить в жертву порицается (макрух), поскольку это противоречит желательному (мустахабб).

Если животное при покупке было здоровым, а потом заболело или у него появились недостатки, которые делают животное непригодным для жертвоприношения, то купивший, если он состоятельный, обязан заменить его другим. Если же он беден, то достаточно и этого животного, так как оно стало обязательным для него при покупке.

Таким же образом необходимо поступать, если при покупке животное имело дефект, который не исчез до дней жертвоприношения. Если же дефект исчез, то жертва будет считаться достаточной и для богатого человека.

Если животное умрет, тогда богатый будет обязан принести в жертву другое животное; бедный не обязывается к этому, даже если животное будет тем самым, которое он обещал принести в жертву по обету, несмотря на то, что в случае гибели или потери посвященного по обету животного обязательность жертвоприношения, совершаемого по данной причине, спадает. Однако если человек состоятелен, то должен зарезать другое животное в жертву по причине изначально лежащей на нем канонической обязанности, а не обета.

Если жертвенное животное заблудится или будет украдено, и человек купит другое, а потом найдется первое, то богатый должен заклать одно из них. Если принесет в жертву первое, то этого будет достаточно, и ничего другого он делать не должен, даже если стоимость его меньше. Однако если принесет в жертву второе и его стоимость будет меньше первого, то он отдает разницу в цене в качестве подаяния. Однако это не распространяется на тот случай, когда вместе со вторым приносится в жертву первое. В этой ситуации он освобождается от принесения подаяния, поскольку будет своевременно исполнено основное действие и соответственно отпадает необходимость в замене. Бедный в этом случае обязан принести в жертву оба животных, так как для бедного человека совершение жертвоприношения становиться обязательным после покупки, а для богатого человека жертвоприношение обязательно из-за его материального положения.

 

Как поступить с мясом жертвенного животного

Желательно, чтобы подаяние составляло не менее трети от жертвы. И лучше треть мяса отдать в подаяние, треть использовать для угощения близких и друзей, а треть оставить про запас. Не порицается оставлять для себя все мясо жертвенного животного, так как раздача мяса – добровольное действие.

Несостоятельному человеку, имеющему кого-либо на иждивении, будет правильнее оставить все мясо себе.

В качестве подаяния можно отдать и шкуру жертвенного животного или изготовить из нее подобие бурдюка и т.д.

Если человек может совершить жертвоприношение сам и знает как, то ему желательно все сделать самому. В противном случае, ему следует обратиться к тому, кто сможет хорошо с этим справиться, а самому желательно присутствовать при жертвоприношении.

Продажа мяса жертвенного животного с целью раздачи его стоимости в качестве подаяния (садака) не разрешается. Мясом жертвенного животного нельзя выплачивать закят.

Разрешается угощать мясом жертвенного животного немусульман. Таково мнение аль-Хасана, ас-Саури и последователей ханафитской школы.

Имам Малик даже говорил, что «другие люди нам предпочтительнее», явно имея в виду немусульман.

Из книги «Ханафитский фикх» Абдальхамида Махмуда Тахмаза (публикуется с сокращениями)

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.