закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


15 марта 2012 16:48    

Выборы как часть «политического» джихада

Участие мусульман в политике порой вызывает крайне ожесточенные споры, и мнения по данной проблеме условно можно разделить на: - крайние (полное игнорирование); - близкие к умеренным (политическое участие только в странах Ислама; поддержка только мусульманских партий и кандидатов); - рациональные (возможность поддержки таких движений, которые способны принести мусульманам пользу или не нанести большего, чем другие, вреда).

В разных условиях существуют различные правила и исключения, однако все они должны исходить из такого шариатского понятия, как «истихсан», т.е. предпочтение наилучшего.

Целью участия мусульман в политике должно быть не стремление к власти как таковой. Важно, «чтобы слово Аллаха было выше всего», как сказал об этом Пророк Мухаммад - мир ему и благословение Всевышнего («Сахих» аль-Бухари и Муслима).

Выборы в Исламе

Относительно института выборов на те или иные должности большинство мусульман единодушны. Уже третьего праведного халифа Усмана выбирал совет из числа сподвижников Пророка. Одна из сур Священного Корана называется словом «аш-Шура» (т.е. Совет), и не случайно государственные органы власти в арабо-мусульманских странах часто именуются термином «Маджлис аш-Шура». Такие «Государственные советы» состоят из обычных, но выбранных народом людей. И именно из их числа избираются впоследствии руководители подобного рода госорганов. Известный мусульманский ученый, автор тафсира Корана А.Ю. Али сказал: «Шура, т.е. совещание, пред¬полагает идеальный способ, по которому праведные люди дол¬ж¬ны определять свое поведение так, чтобы они не становились слишком эгоистичными, и не отказы¬вались от ответст¬венности, ко¬торая возложена на них. В полной мере этот принцип был приложим к Пророку в его лич¬ной и общественной жизни, и был принят праведными халифами. Современные вы¬борные прави¬тель¬ства – это попытка при¬ло¬жить этот принцип к государственным делам».

В чем причина появления института выборов? Вероятно, это связано с вопросом сакральности власти. Посланник Аллаха правил по велению Всевышнего, и это не может и не должно обсуждаться. Не случайно после того, как он ушел из этого мира, проблема власти стала для исламского общества едва ли не основной. На первом этапе возникшие разногласия удалось примирить. Ведущую роль в этом сыграл Али ибн Аби Талиб, который присягнул Абу Бакру, остановив тем самым взросшие ростки смуты. И даже после смерти Усмана он не хотел брать власть в свои руки, однако люди просили его об этом, а государство катилось к полному хаосу, поэтому Али согласился стать халифом.

Сегодня выборы позволяют народу влиять на политику своих правителей. Практически в любой мусульманской стране проходят те или иные выборы, в связи с чем можно констатировать, что большая часть мусульман участвует в политических процессах.

Разногласия же вызывает проблема участия мусульман в политике тех государств, которые управляются представителями других религий. Часть мусульманских ученых считает, что в случае создания и выдвижения мусульманских партий и/или кандидатур, последователи Ислама имеют право их поддержать, руководствуясь примером пророка Йусуфа (мир ему). При этом существует ряд условий, например, несоглашательство с действиями, приводящими к религиозной или расовой дискриминации. Некоторые ученые говорят о возможности поддержки и тех движений, которые не являются мусульманскими, но так или иначе симпатизируют, поддерживают либо отстаивают права мусульман. В качестве примера приводится положение мухаджиров в Эфиопии. Как известно, власти этого средневекового государства приняли мусульман под свою защиту и опеку, будучи христианами. И мусульмане активно поддерживали эфиопские власти того времени не только духовно (молитвами), но и физически, участвуя в войне на их стороне.

Среди части мусульман господствуют настроения, согласно которым участие в голосовании чуть ли не приравнивается к куфру (неверию) и даже ширку (многобожию). Не говоря уже о том, что такие резкие и очень серьезные обвинения безграмотны по сути, следует отметить: участие в выборах происходит не по причине симпатий к куфру, а в интересах самих мусульман. Если мусульманин выдвигает себя или поддерживает другого для того, чтобы попасть в структуры власти, то делает он это в целях «повелевания к одобряемому и удержания от порицаемого». Могут возникать и такие ситуации, когда тот или иной кандидат менее враждебен по отношению к Исламу, чем другой. В этом случае, очевидно, мусульманам лучше проявить свою активность, чтобы предостеречь себя от прихода во власть откровенно антиисламских сил. Всевышний не случайно говорит: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (сура «Аль-Мумтахана», аят 8).

Одной из сторон политической борьбы можно назвать и создание лоббистских структур, которые хорошо известны на примере еврейских, армянских и других организаций в странах Запада. И лишь о мусульманском лобби ничего неизвестно, хотя уже самые первые мусульмане – мухаджиры в Эфиопии, фактически, таковыми и являлись.

Стабильность как характерная черта Ислама

Одной из необходимых черт политической линии в Исламе является поддержка стабильности: «Лучше 60 лет неправедной власти, чем одна ночь безвластия» (Ибн Таймия, «Маджмуа аль-Фатава», том XIV). Подобный подход поддерживается многими мусульманскими учеными самых разных направлений. Так, Н. аль-Албани в комментариях к книге «Акида ат-Тахави» пишет о том, что создавать исламское государство мусульманам следует в своих сердцах, а не посредством военных переворотов и низложения правителей. Более того, такие насильственные действия он называет не соответствующими, противоречащими шариату. А. аль-Маудуди призывал мусульман осуществлять свою деятельность не на основе подпольных группировок, а посредством открытого и мирного призыва, обращенного к сердцам и умам. При исправлении ситуации, не устраивающей верующих, он призывал исключать насильственные действия, особенно применение оружия. Мусульманские ученые говорили: «Если не существует иного средства удержания от неодобряемого, кроме как посредством оружия, то человек должен отказаться от его выполнения, потому что прибегать к оружию – это прерогатива правителя, т.к. применение его другими может привести к смуте  (фитне), т.е. к злу еще большему, нежели то, которого хотел избежать удерживающий».

Вот что сказал по этому поводу один из авторитетнейших мусульманских богословов ат-Тахави: «Мусульмане не должны выступать против имамов и руководителей, даже если они будут совершать «зульм» (несправедливость; притеснение). Мусульмане не должны проклинать их и не должны противиться повиноваться им. Мусульмане считают повиновение им обязательным повиновением Аллаху, если только они не приказывают совершать грех. В то же время мусульмане просят у Аллаха для них исправления и прощения» («Акида ат-Тахави»). Ученые, комментировавшие данный пункт вероубеждения, сказали: «Если правители приказывают делать добро, мусульмане считают обязательным повиноваться им. Если же они приказывают совершать грехи, то мусульмане не слушаются их и не повинуются им. Однако восстание против руководителей приводит к плохим последствиям, кровопролитию и распространению беспорядка. Мусульмане совершают для них дуа, прося для них исправления».

«Призыв к одобряемому и удержание от порицаемого» является в Исламе одним из основных принципов. И Пророк Мухаммад говорил по этому поводу: «Кто из вас увидит неодобряемое, то пусть исправит его своей рукой; если же не сможет, то – словом; если и этого не сможет, то – сердцем. Но это является самым слабым проявлением веры» («Сахих» Муслима). Данный хадис показывает, насколько важным является этот принцип, но очень часто мусульмане делают относительно него неправильные выводы, полагая что «цель может оправдывать средства». Такое ложное понимание хадиса связано с тем, что мусульмане либо не хотят, либо лишены возможности узнать мнение ученых по этому поводу. Что же говорят относительно данного хадиса богословы? Так, автор книги «Аль-кянз аль-акбар», известный ученый ас-Салихи отмечает: «Это доступно тому, у кого есть законная сила, но не тому, кто ее не имеет. Более того, если именно такой и начнет командовать, повелевать или удерживать, может случиться так, что как раз зло одержит верх, приводя к взаимному противостоянию и даже истреблению».

Современная ситуация в Ливии самым наглядным образом демонстрирует, что происходит при утрате стабильности. Страна все больше погружается в хаос и анархию, когда различные группировки начинают кровавое противоборство друг с другом. А западные страны тем временем, используя это положение, вводят в страну свои военные формирования. Такой же вариант эти самые государства пытаются теперь провести и в Сирии.

Россия и мир Ислама

Исламский мир всегда хотел видеть в России своего союзника, друга и партнера. Очевидно, что многие аналитические круги на Западе обеспокоены возможностью смычки между здравыми патриотическими силами в России и исламским миром, в силу чего прилагаются колоссальные усилия по информационному воздействию на граждан России с целью опорочить Ислам. С другой стороны, в силу разного рода обстоятельств, позиции России в исламских странах были частично дискредитированы. Так и проводится в жизнь известный девиз «разделяй и властвуй». Тем не менее, очевидно, что мусульманские страны и Россия обоюдно заинтересованы в тесном союзе между собой. Из такого сотрудничества обе стороны могли бы извлечь немало пользы – от материально-финансовой помощи России со стороны богатых мусульманских государств и совместных технологических разработок с использованием российского научно-технического потенциала до совместных глобальных проектов.

Заключение

Итак, принимать ли мусульманам участие в выборах или отстраниться? Аллах Всевышний сказал в Коране: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (сура «Аль-Маида», аят 2). А.Ю. Али, комментируя данный аят, отмечает: «Ненависть злобствующих нечестивцев не может оправдывать враждебные действия с нашей стороны. Мы должны оказывать поддержку и помогать друг другу в праведных благочестивых поступках, в добродетели, а не в бесконечной вражде и распрях, вызванных ненавистью и злобой». Хотим мы того или нет, выборы все равно будут проходить как в мусульманских странах, так и во всех других. И именно выборный процесс предоставляет возможность влиять на власть имущих, избирать своих кандидатов. Если мусульмане сумеют консолидироваться и влиять на политику своего государства, то пользы от этого будет больше, чем вреда, что и является одной из основных целей «истихсана», подразумевающего «предпочтение наилучшего».

 

Дамир Мухетдинов,

первый заместитель председателя ДУМЕР;

Марат Хайретдинов,

руководитель информационно-аналитического отдела ДУМЕР

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.