закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


    

Калининградская область

История мусульман Калининграда началась «с нуля» в советское время. В Вост. Пруссии мус. общины не было, хотя мусульмане с эпохи средневековья жили в непосредственной близости – на землях вел. княжества Литовского. С 1397 г. татарские воины по приглашению вел. кн. Витовта поселились в Литовском гос-ве, включавшем в себя тер. совр. Литвы, Белоруссии и Польши. В Грюнвальдской битве 1410 г., подорвавшей мощь Тевтонского ордена, союзником Литвы выступил с несколькими тыс. всадников эмир Джелаледдин, сын золотоордынского хана Тохтамыша. Потомки этих татарских воинов впоследствии составили мус. общины Литвы, Польши, Белоруссии. Согласно переписи населения 1897 г., в Северо-Западном крае Российской империи насчитывалось ок. 14 тыс. польско-литовских татар.

После третьего раздела Польши в кон. XVIII в. по соглашению между бароном фон Шрёттером, действовавшим от имени короля Фредерика Вильгельма II, и быв. полковником польской армии татарином Янушом Туган-Барановским в прусской армии также был создан Татарский уланский кавалерийский полк численностью в разные годы от 500 до 1500 чел. Этот полк оказал Пруссии большие услуги в ходе прусско-французской войны 1807 г., разбив кавалерию Наполеона в ходе ряда сражений на тер. Вост. Пруссии: под Бежуном, под Илавой, у Хайльсберга (совр. северо-восток Польши) и др. Однако мус. общины в прусском Кенигсберге, по имеющимся данным, не существовало.

В Великой Отечественной войне против фашизма участвовало много мусульман разл. национальностей; многие погибли и похоронены в землях Калининградской обл. Среди них, напр., татарский поэт из Башкирии Фатих Ахметвалиевич Каримов (род. 22.01.1909), погибший в ходе Восточно-Прусской операции в 1945 г. и захороненный в г. Багратионовске. В память о поэте его именем названа улица в Багратионовске, а на жилом доме установлена мемориальная доска.

Те из воинов, кто остался здесь жить, вместе с вновь приехавшими составили мус. население области. Хотя в советском Калининграде мусульмане проживали с момента его перехода к СССР в 1945 г., но офиц. регистрации не было вплоть до перестройки не только у мусульман, но и у представителей др. конфессий (первый православный приход появился здесь только в 1985 г., а до этого времени Калининградская обл. неофициально рассматривалась властями как бастион атеизма).

Когда в нач. 1990-х гг. делались первые шаги по созданию мус. организации, инициаторы обзванивали горожан с мус. фамилиями по спискам телефонной книги, приглашая их на организационное собрание; в дальнейшем для этих целей использовались СМИ.

Таким образом, мус. община Калининградской обл. строилась на «пустом месте»; но хотя здесь не было ни мус. культовых сооружений, ни каких-либо свидетельств мус. культуры и литературы, стремление к постижению основ ислама всегда жило в душах мусульман, поселившихся здесь.

В становлении мус. общины чрезвычайно помогли арабские студенты, учившиеся в вузах Калиниграда. Первыми преподавателями основ ислама были марокканец Ж. Фахори и Ибрахим из Мавритании, которые обучали Корану, арабскому яз., омовению, намазу и т. д. В качестве первых учебных книг использовались брошюры, изданные в Дагестане. В течение 12–13 лет из-за отсутствия молельного дома пятничные намазы проходили в доме мусульманина-чеченца. Имамом первоначально являлся Жамаль Фахори; после его отъезда на родину – марокканец Ибрахим Драйя. После отъезда Ибрахима имамом стал Абдаллах Акенжуд, который является им и ныне.

 

Мусульманская община Кронштадта в кон. XIX – нач. ХХ вв. В Кронштадте, военном и коммерческом порту и крепости, в 1897 г. проживало 50 062 чел., в т. ч. 478 мусульман (350 муж. пола и 128 жен.).

По переписи 1910 г. здесь насчитывалось 682 мусульманина, в основном татар. Среди них постоянно проживающих было 274 чел., гл. образом отставные матросы, занятые работой на заводах и мастерских, занимающиеся извозом и торговлей. Др. группу мусульман представляли прибывшие на заработки на время навигационных 8 месяцев; татары особенно ценились в порту на работах по погрузке и выгрузке товаров. Рабочие в порту не посещали пятничный намаз, но в дни годовых религиозных праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам присутствовали на обществ. молитве. Помимо них, в частях сухопутного гарнизона насчитывалось 58 чел., в войсках морского ведомства – 77 чел. Всего в 1910 г. м.о. насчитывала 923 чел. Тогда же был создан мус. приход, который несколько лет возглавлял военно-морской ахун Балтийского флота (см.: Военные имамы в Кронштадте). Члены прихода совершали обществ. богослужение в молитвенном доме на пересечении ул. Петербургской и Чеботаревой, действовавшем с 1870 г.; попытка постройки соборной мечети в Кронштадте в нач. ХХ в. провалилась в силу реакционной политики прав-ва П. Столыпина.

В 1912 г. в Кронштадте проживало 793 татарина-мусульманина. В том году при молитвенном доме состояли имам-хатыб и муэдзин. Дети татар в числе 20 чел. получали нац. образование и воспитание при местном мектебе.

М. о. продолжала свое существование и после Октябрьской революции 1917 г., пользуясь зданием молитвенного дома как мечетью; окончательный разгром м.о. произошел в 1929 г. (см.: Ликвидация мус. общины Кронштадта в кон. 1920-х гг.).

 

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.