закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


    

Свердловская область

Ислам в Свердловской области – малоизученное явление. Датировка прихода и. на тер. региона вызывает затруднения, поскольку в Свердловской обл. не обнаружено исламских археологических памятников древнее XVI в. Однако, опираясь на археологические находки в Прикамье и Зап. Сибири, можно с уверенностью сказать, что знакомство жителей края с и. состоялось задолго до этого. Известно, что купцы из Волжской Булгарии осуществляли торговлю с финно-угорским населением края с X в. В Прикамье они строили городки и торговые фактории, на тер. которых имелись мечети. Проф. А. М. Белавин обнаружил на тер. Рождественского археологического комплекса фундамент каменной мечети, датируемой этим временем. Ф. Баязитова в одной из своих статей отмечает, что тер. совр. Красноуфимского р-на посещалась булгарами. В окрестностях Чердыни (Пермский край) находят иранские и арабские серебряные монеты и предметы домонгольского периода, что свидетельствует об интенсивных торговых контактах населения. У вост. стран вызывала интерес прежде всего уральская пушнина, так что торговля в первую очередь способствовала знакомству с и. населения Урала. Посредством мирной проповеди происходил и малоизученный процесс исламизации угорского населения Ср. Урала.

Более поздним источником проникновения и. на тер. региона является Зап. Сибирь, куда в XIV в. его принесли шейхи-миссионеры из Ср. Азии. В XV–XVI вв. регион входил в зону влияния Тюменского и Сибирского ханств. На тер. Ср. Урала находился Епанчин-Юрт (ныне г. Туринск) мурзы Епанзы (Япандзы) – небольшой татарский город, обнесенный деревянным частоколом на правом берегу р. Туры. Именно тут произошла первая серьезная стычка казаков атамана Ермака с татарскими отрядами хана Кучума в 1582 г. По данным краеведов, в этом татарском городе имелась и мечеть. Исламское влияние со стороны Сибири прослеживается в исламизации коренного нетюркского населения. Автор Сибирской летописи 1636 г. Савва Есипов утверждал, что «тотаровя» р. Тура (верхотурские, туринские татары) исповедовали ислам уже в сер. XVII в. – «закон Моаметов держат».

Тер. Свердловской обл. подверглась серьезному исламскому влиянию с запада после взятия Казани войсками Ивана Грозного. Татары из Ср. Поволжья бежали в малозаселенный Урал. Они селились у башкир на правах припуска, укрепляя и. среди родственного башкирского народа. Некоторым свердловским татарским деревням, стоящим по теч. р. Уфы, более 400 лет. Самым древним на сегодня и. памятником является надмогильный камень на кладбище д. Усть-Бугалыш Красноуфимского р-на, на котором обозначена дата по хиджре, соотв. 1515 г.

Источники XVIII в. фиксируют наличие мечетей в татарских и башкирских деревнях края. Это столетие стало временем борьбы гос-ва с и. – жестоко подавлялись башкирские восстания, насильственно крестили пленных башкир, возвратившихся в и. жестоко казнили. Были организованы православные миссионерские экспедиции с целью крещения манси, часть которых исповедовала ислам (см. Православная колонизация Ср. Урала в XVIII в.). В то же время именно к этому периоду относятся первые попытки построения нормальных взаимоотношений с мус. населением (см. Политика Горной администрации Урала по отношению к башкирам в XVIII в.). Стабилизировало обстановку учреждение Екатериной II в кон. XVIII в. ОМДС, что способствовало развитию и. во всем уральском регионе. Особенно интенсивным оно стало после реформ Александра II, когда большое кол-во крестьян, в т. ч. татар и башкир, устремились в города и заводы, где они формировали мус. общины, строили мечети (см. Ярмарочная мечеть г. Ирбита; мечеть Ниж. Тагила), организовывали благотв. общества, которые занимались организацией просветительских учреждений и помощью обездоленным единоверцам. В нач. ХХ в. на тер. Свердловской обл. действовали Екатеринб. мус. благотв. общество, Красноуфимское и Нижнетагильское мус. культурно-экономические и благотв. общества. Крупными меценатами были купцы Агафуровы, Богатиевы, М. Х. Хабибуллин. Мус. деревни Ср. Урала имели устойчивое экономическое положение – так, в с. Азигулово перед революцией было 3 мечети. Рост влияния и. и возвращение к вере предков крещеных татар вызывал серьезное беспокойство у православной церкви. Поэтому в 1910 г. была учреждена Противомус. миссия Екатеринб. епархии. Но в действительности конец спокойному существованию и. положили события вслед за революцией 1917 г.

Мусульмане региона приняли активное участие в событиях Гражданской войны под руководством братьев Касимовых, С.‑Г. Саид-Галиева. Был создан I мус. революционный батальон Урала, сочувствовавший идеям ВКП(б). Однако лозунги сов. власти о свободе вероисповедания и праве наций на самоопределение оказались фикцией. На Ср. Урале начался постепенный процесс уничтожения ин-тов мус. общин: начавшись с создания советской системы образования для мусульман в 1920-е гг., этот процесс завершился закрытием мечетей (см. Типология закрытия мечетей Ср. и Юж. Урала), организацией политич. процессов против мусульман вроде дела мюридизма на Ср. Урале 1933 г. и репрессиями против духовных лидеров (см. Репрессированные мусульмане Свердловской области). Несмотря на запущенный процесс уничтожения и., ряду общин и мечетей удалось уцелеть и продолжить свою деятельность. Так, мечети д. Нов. Бугалыш и г. Кушва работали легально.

Процессы религиозного и нац. возрождения в 1990-е гг. шли параллельно. Не случайно созданный татарский благотв. фонд «Якташ» занимался и вопросами и., и развития татарской культуры. В нас. пунктах начали строиться мечети, самой большой и красивой из которых является «Медная» мечеть г. Верх. Пышма. По данным переписи 2002 г., в Свердловской обл. из 4,5 млн жителей этнических мусульман насчитывается более 244 тыс. чел., что представляет довольно значительную цифру (2-е место по УрФО). По данным на 2006 г., зарегистрировано 48 мус. общин. На тер. обл. работает ок. 80 мечетей (часть строится) и молельных домов, в т. ч. 13 в системе Федеральной службы исполнения наказаний. Социальный облик имамов Свердловской обл. свидетельствует о том, что 82% имамов региона – татары, их средний возраст составляет 56 лет. С 1994 г. работает Региональное ДУМ Свердловской обл. (в составе ЦДУМ) во главе с С. С. Сайдулиным, с 1999 г. – Казыятское управление мусульман Свердловской обл. (в составе ДУМ АЧР) под руководством Д. М. Давлетова. Действует первая официально зарегистрированная в России шиитская община «Ахли-бейт». Активную деятельность на поприще И. проводят обществ. организации: Нац.-культурная автономия татар Свердловской обл., «Союз мусульманок Урала», женский клуб «Шанс», молодежная организация «Яшен». Довольно развиты исламские СМИ: работает исламская телестудия «Манара» (с 2005 г.), телепрограмма «Ислам сегодня» (с 2002), изд-во «Мир»; выпускаются газеты «Урал карчыгасы» (с 2002) и «Истина» (с 2004), ряд газет в городах обл. («На пути истины», «Мирас»). Преподавание основ ислама осуществляется в ряде приходских школ – мектебов при обл. мечетях, 3 предприятия Свердловской обл. осуществляют производство халяльных продуктов питания (см. Халяль-индустрия на Урале). Возрождаются дореволюционные традиции меценатства. Спонсорскую помощь мусульманам оказывают М. М. Шарафулин, А. Ф. Абзалов, благотв. фонд «Евразия», который оказывает помощь в строительстве мечетей и проведении школьной олимпиады «Юные знатоки ислама». В 1990–2000-е гг. вследствие интенсивной миграции с Кавказа и Ср. Азии общины свердловских мечетей стали полиэтничными. Миграционную ситуацию и развитие мус. сообщества изучает ряд ученых, научных учреждений и обществ. организаций. Многие мусульмане занимают высокое положение в бизнесе и политике Свердловской обл. и влияют на развитие региона.

 

Энциклопедический словарь «Ислам на Урале»

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.