закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


    

Кабардино-Балкарская Республика

Ислам среди карачаевцев и балкарцев

Кавказ славится разнообразием и самобытностью своих народов. Но даже в этом таком пестром регионе одними из самых интересных народов являются карачаевцы и балкарцы. Тюрки по языку, местные жители по антропологии, они проживают в самых высокогорных областях, занимая в т.ч. предгорья Эльбруса. Что касается вопросов распространения ислама среди этих народов (некоторые считают их одним этносом), то начало этого процесса связывается с двумя датами с разбросом больше чем в полтысячелетия.

С одной стороны, известны арабоязычные надписи XI-XII вв. в Архызе, в том числе на могильных плитах. Здесь они встречаются вместе с греческими эпиграфическими памятниками. Существует мнение, что в домонгольский период в этой местности находилась столица Кавказской Алании, и арабоязычные надписи служат дополнительным подтверждением наличия среди алан групп мусульман (другие доказательства приведены в главе про Осетию).

В золотоордынские времена на территории Предкавказья располагался крупный город, известный по источникам, как Джулат. На почетное право быть им претендуют два городища – известное ныне как городище Нижний Джулат близ г. Майский в Кабардино-Балкарии, а также Верхний Джулат у с. Эльхотово в Осетии. Как и все золотоордынские города, они имели процветающую культуру, в основе которой имелись местные и принесенные элементы. В числе последних, по мнению специалистов, значимы закавказские и иранские пласты.  

Вместе с тем, именно среди карачаевцев и балкарцев известно имя человека, которого предания считают первым проповедником ислама среди этих народов. Им был Айсандыр Дудаланы, иначе известный как шейх Абдулла Бухарачи, выходец из карачаевской аристократии (ок. 1620 – ок. 1735 гг.). Как и среди соседей карачаевцев и балкарцев – адыгских народов и осетин, а еще раньше в Золотой Орде, ислам на начальных этапах своего распространения являлся привилегией знати. Но постепенно он распространился и среди низших слоев общества, чему способствовала, в том числе, Кавказская война.

Ахмад Макаров

 

Историю ислама в Кабардино-Балкарии нельзя рассматривать в отрыве от исламизации всего Северного Кавказа. Районом древнейшего проникновения ислама на Северный Кавказ считается Дербент (Дагестан). Ислам проникает к кабардинцам и балкарцам, как через Дагестан, так и из Золотой Орды, через Нижнее Поволжье. Укреплению позиций ислама в Кабарде также способствовали «крымские ханы, имевшие частые и тесные сношения с горцами…».

Ислам в Кабарде полностью утвердился в XVIII в. (хотя эта дата и подвергается уточнению). В это время у кабардинцев наряду с исламом продолжали существовать и христианство, и язычество. К первой половине XVIII в. лишь часть кабардинцев была мусульманами. Поначалу ислам проник главным образом в среду знати, остальная часть населения приняла его несколько позже. Вторая половина XVIII в. характеризуется активизацией процесса исламизации всего кабардинского общества, что во многом было связано с обострением русско-турецких отношений.  В этот период в Кабарде расширяют свою деятельность миссионеры, проповедовавшие не только религиозные, но и политические идеи. «В Кабарде ислам начал доминировать над христианством благодаря своей ярко окрашенной политической направленности. Глобальная борьба против христианства, которую взвалил на свои плечи ислам, в Кабарде соединилась, как и на всем Северном Кавказе, с борьбой против христианско-колонизаторской России». Наиболее заметными проповедниками ислама становятся князь Адиль-Гирей Атажукин и мулла Исхак Абуков.

В Балкарию же ислам проник довольно поздно. До недавнего времени считалось, что он стал распространяться среди балкарцев с XVIII в., однако новейшие исследования позволяют говорить о распространении этой религии с XVII в.  Некоторые данные свидетельствуют о проникновении мусульманских проповедников в этот регион еще во времена Арабского халифата и Золотой Орды. Духовная жизнь балкарцев до утверждения ислама представляла собой сложный симбиоз остатков христианских представлений и развитой системы языческого культа.

К началу XIX в. кабардинцы и балкарцы, как и другие народы Северного Кавказа (за исключением части осетин), исповедовали ислам суннитского направления. Распространение ислама произошло преимущественно мирным путем. Ислам утвердился постепенно, приспосабливаясь к местным традициям и обычаям, нормам обычного права (адата), социальному устройству кабардинского и балкарского общества. С распространением ислама укрепляются позиции и духовенства, их влияние и роль в общественной жизни возрастают. Во второй половине XIX – начале XX в. ислам в Кабарде и Балкарии развивается вглубь. Строятся новые мечети, при которых действуют медресе, в которых мулла учил учеников (сохт) чтению Корана и арабскому письму. Ислам способствовал развитию грамотности и постепенному формированию собственной письменной культуры кабардинцев и балкарцев. Вслед за Кораном и другими религиозными книгами в край начали проникать и светские произведения, сочинения ученых на арабском языке, поэзия.

Ряд исследователей считают, что ислам явился противовесом ассимиляционной политике, проводимой царизмом на Северном Кавказе. Массовое переселение горцев после русско-кавказской войны в Османскую империю было в определенной мере связано с религиозными причинами. Это переселение получило название «мухаджирство». Для большинства же адыгов, чеченцев, кабардинцев и других северокавказских народов решиться на такой кардинальный шаг, как пойти на отрыв от родины, было вызвано политикой России, желающей добиться мира на Кавказе, снижением доли горцев, пропагандой местных князей и турецких эмиссаров. Мухаджирство объективно способствовало процессу увеличения удельного веса христианского населения на юге России, на Северном Кавказе. Царское правительство было заинтересовано в христианизации края, оно стремилось поддержать христианство, использовать его в своих политических целях. Еще в 1779 г. генерал Якоби отдал распоряжение, по которому представителям горских народов, «приемлющим святое крещение и переселяющимся в Моздок и в другие места линии, не только в том не препятствовать, но отнюдь их никоим образом не притеснять». Однако христианизация народов Кавказа не велась активно и очевидного успеха не имела. Вхождение Северного Кавказа в состав России после окончания Кавказской войны (1864) организационно закрепило ислам в существующей системе государственных институтов.

С установлением советской власти государство начало осуществлять политику искоренения всякой религии. В конце 20-х гг. происходит вытеснение религиозных традиций на Северном Кавказе и в Кабардино-Балкарии, в первую очередь мусульманских (90 % населения исповедовали ислам), за счет отторжения мусульманского духовенства от традиционных занятий (регистрация рождений, браков, смертей, отправление культа, образование, судопроизводство), при котором его функции передавались соответствующим государственным органам. В 30-е гг. репрессии против мусульманского духовенства ожесточились вплоть до ареста, ссылки и физического уничтожения. Балкарский народ этот период времени определил как время смуты и назвал его «эфендилени тутхан заман» («время ссылки служителей культа»). Политика насаждаемого атеизма продолжалась вплоть до середины 80-х гг. XX в., и она в значительной мере подрубила корни религии, в том числе и ислама. Однако несмотря на репрессивные меры, религиозная жизнь сохранялась, и с 1970-х гг. отмечается смягчение религиозной политики, которое произошло в ответ на активизацию мусульманского населения, требующего либерализации этой сферы. В партийные и советские органы шел поток писем от мусульман, которые полагали, что государственная религиозная политика избирательна: лояльна к христианам, а мусульман притесняет. Одной из причин таких настроений было то, что в республиках Северного Кавказа были действующие церкви, а мечетей не было (в этом мусульмане усматривали дискриминацию по религиозному признаку). Сторожки, существующие при мусульманских кладбищах, верующие использовали как молельные дома, власти же закрывали на это глаза. Среди населения интерес к исламу, к его обрядовой стороне был высок, некоторые родители тайно обучали чтению Корана своих детей. В эти же годы росло и количество регистрируемых религиозными деятелями браков (никях). В мусульманском духовенстве грамотных представителей насчитывались единицы, и все они являлись людьми преклонного возраста.

В конце 80-х – начале 90-х гг. религиозная жизнь в СССР коренным образом меняется, что было связано с созданием в стране новой законодательной базы в области свободы совести и деятельности религиозных объединений. В обществе стало модным говорить о вере, религии, стремительный рост религиозного вектора общественного мнения обернулся настоящим религиозным бумом. С конца 80-х гг. В Кабардино-Балкарии наблюдался «исламский бум», фиксируемый на основе статистических данных. За период с 1990 по 2000 г. было построено около 100 мечетей, в основном на средства верующих. Финансовая помощь также была оказана арабскими странами и Турцией. К 2007 г. в КБР уже действовали 132 мечети и 5 находились на стадии строительства. Мечети есть практически во всех селах республики, в некоторых селах мечетей несколько: соборная и квартальные.

Источник: Аккиева С. И. Ислам в Кабардино-Балкарской Республике / Под ред. проф. А. В. Малашенко. – Москва: Логос, 2009.

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.