закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


11 октября 2011 15:38   Кабардино-Балкарская Республика 

Хазраталий Дзасежев: Знания – это заслон от враждебных влияний

Учиться за рубежом – нормальная практика. Но сначала  нужно создать возможность получения религиозного  образования и просвещения на Родине. Тогда мы убережем нашу молодежь от чуждых опасных влияний, - говорит муфтий Кабардино-Балкарской республики Хазраталий хаджи Дзасежев.

Хазраталий хаджи, где Вы сами получили мусульманское образование?

 

Я родился и вырос в селе Залукодес Зольского района Кабардино-Балкарии. В то время, конечно, никаких медресе и мектебов у нас не было. Учился, как и все в обычной общеобразовательной школе. И мама, и отец, как часто принято говорить, были простыми людьми. Отец работал механизатором, мама швеей. Они были очень набожными, верующими. Родители много работали,  поэтому важную роль в религиозном воспитании сыграли дедушка Мухаммад и бабушка Кулья. Будучи второклассником, я уже читал Священный Коран и знал основы ислама.

 

В те времена у Вас в селе был мулла?

 

Да мулла был. Это был пожилой человек, очень уважаемый. Его звали Абий. Он занимался с детьми – давал уроки по чтению Священного Корана, основам веры. Он получил религиозное образование еще в те времена, когда были медресе. Мне повезло – мы были соседями с муллой – я приходил к нему чаще других.

 

Мечети или молельного дома в те времена в нашем селе не было, как, наверное, и в других населенных пунктах. Уже чуть позже появились молельные дома на кладбищах. Мулла ходил по домам. Верующими было большинство людей, а вот намаз читали в основном пожилые люди.

 

Вы избрали профессию медицинского работника, наверное, это было неслучайно?

 

Я действительно поступил в медицинское училище и окончил его. Мои родители очень хотели, чтобы я работал в медицине. Они считали, что эта самая благородная и важная профессия. Я был послушным сыном и всегда уважал волю родителей. После службы в армии, я три с половиной года отработал на «скорой помощи».

 

По какой причине Вы поменяли свою профессию?

 

Я не стремился «менять» профессию. Очень хотелось больше узнать, изучить арабский язык. В те времена получение исламского образования  за границей не практиковалось. На территории России таких учебных заведений не было. И тут получилось так, что старейшины нашего села – джамаат обратились ко мне с предложением поехать учиться в Бухару. В советское время медресе «Мири Араб» было единственным в стране профессиональным мусульманским учебным заведением, куда принимали учащихся со всего Советского Союза – всего 40 человек в год - из всех республик.

 

Наш сельский имам к тому времени стал уже глубоким старцем и выполнять обязанности священнослужителя не мог. Люди решили, что я буду лучшей кандидатурой – они даже предложили в складчину частично оплачивать мое образование. Они выразили мне глубочайшее доверие, которое надо было оправдать, тем более, что я сам стремился к знаниям. Мои родители также очень хотели, чтобы я учился. Тогда я не думал, что стану имамом – просто очень хотел постичь веру предков и был счастлив представившейся по воле Всевышнего возможности.

 

Как проходила Ваша учеба?

 

Я приехал в Бухару и как будто попал в другой мир. Здесь было много верующих, которые не скрывали своих религиозных убеждений. В мечети приходили не только старики, но и большое количество молодежи. Это приятно удивляло. Сам комплекс медресе «Мири Араб» построенного в 16 веке, как считается  шейхом Абдаллахом Йамани из Йемена, более известным под именем Мир-и Араба, производил потрясающее впечатление. Я ощущал, что учиться в таком учебном заведении, являвшемся центром исламской мысли еще в средние века и не только в Узбекистане, но и во всем мусульманском мире, большая честь. Но были и трудности, связанные с языковым барьером. Наши учителя плохо говорили по-русски, а мы не знали узбекского. Первые 3-4 месяца было очень тяжело, даже немного страшно, но желание учиться помогло преодолеть все трудности. Я прошел всю программу обучения в течение 4 лет, последний курс сдал экстерном.

 

Вы вернулись из Бухары и стали имамом?

 

Я думал вернуться в медицину, но к тому времени у нас не было муллы. Наши сельчане обратились ко мне. Я понял, что в соответствии с исламскими принципами должен и обязан передавать свои знания людям. В 1992 году я стал имамом в своем селе Залукодес, а затем мусульмане оказали мне доверие, избрав раис-имамом Зольского района. На эту должность не «назначают». Все решают люди. Мечети у нас не было – была молельная комната на кладбище. Мы начали строить мечеть в районном центре Залукокоаже. Строительство велось в течение двух лет на пожертвования мусульман. При мечети открылась воскресная школа. Воскресные школы и молельные дома стали открываться в других населенных пунктах.

 

Можно сказать, что в этот период началось возрождение религии?

 

Да, люди испытывали настоящий религиозный «голод», тянулись к знаниям. Но были и те, для кого религия была просто «модой». Они обращали больше внимания на внешнюю обрядовость, не стремясь проникнуть в суть ислама. Была и другая проблема. У нас не хватало образованных людей, которые могли бы стать учителями, имамами. Вот тут и стали появляться всякие «благожелатели» из заграницы. Они преследовали свои цели, подчас совсем далекие от вероучения. Это было очень опасно для неокрепших в вере людей. Встала острая необходимость подготовки своих кадров и у себя на родине.

 

Был создан Кабардино-Балкарский исламский институт, который теперь называется Северо-Кавказский исламский университет имени Абу Ханифы. Там высокий уровень образования. Я это могу сказать с полной ответственностью, поскольку сам там учился. При университете действует и среднее учебное заведение медресе «Нур». У нас 143 мечети. Практически при всех мечетях и молельных домах  действуют воскресные школы.

 

Тем не менее, потребность в образованных имамах у нас велика. В этом году -  15 марта в Нальчике состоялась церемония закладки камня в основание будущего Северо-Кавказского Исламского образовательного центра. Это очень важное событие. В церемонии открытия приняли участие президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков, представители духовенства Северо-Кавказского федерального округа и Кабардино-Балкарии. Этот центр будет носить имя Анаса хаджи Пшихачева, предыдущего муфтия, убитого в декабре прошлого года. Здесь будет мечеть, вмещающая до 5 тысяч прихожан, учебный центр, общежитие. На данном этапе возведены основные конструкции – остов, если можно так сказать, здания университета. Строительство ведется масштабное. Под контролем правительства  Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации.

 

Как Вы относитесь к появлению в общеобразовательных школах нового предмета  - основ религиозных культур и светской этики?

 

Очень радует, что такая программа есть. В 19 регионах нашей страны она уже введена. У нас, к сожалению, пока нет. Надеюсь, что в следующем году мы сможем войти в эту программу. Мы готовы всячески помогать в этом республиканскому Министерству образования. Правильные представления о вере должны закладываться в детском возрасте.

 

В начале каждого учебного года представители нашего духовенства идут в школы. У нас 70 школ. Один раз в год мы успеваем их посетить, побеседовать с детьми.  Это капля в море. Правильное религиозное просвещение должно быть постоянным. Иначе религиозной малограмотностью воспользуются те, кто использует религию в своих корыстных целях, затуманивает мозги молодежи, а это может привести  к страшным последствиям.

 

Как Вы участвуете в общественной жизни республики, в урегулировании межконфессиональных отношений?

 

На самом высоком уровне. Я вхожу в Общественный Совет при президенте республики, задачей которого является разрешение проблем межконфессиональных и межнациональных взаимоотношений, консолидация общественных сил.

 

Духовное управление имеет договоры о сотрудничестве с МВД, с Министерством образования, УФСИН, с Государственным университетом Кабардино-Балкарии.

 

А на более «простом» уровне?

 

У нас уже стало традиционным проведение совместного православно-мусульманского лагеря. В этом участвует наше Духовное управление и Ставропольская епархия. Дети вместе играют, занимаются спортом, участвуют в конкурсах и викторинах. Узнают больше о культуре, о вере, начинают понимать друг друга и дружить.

 

Как Вы относитесь к получению религиозного образования за рубежом?

 

Это вполне нормальная практика. У нас давно нет «железного занавеса». Но в другие страны надо отправлять тех, кто уже получил мусульманское образование на Родине, тех, кто имеет четкое представление о своей религии. Иначе неокрепшие в религиозном плане молодые люди могут быть введены в заблуждения чужыми и чуждыми обычаями, которые к вере имеют мало отношения.

 

Я за то, чтобы молодежь сначала получила мусульманское образование «дома» - в своем мектебе, в своем медресе, в своем Исламском университете в своей стране. Только тогда можно ехать и повышать квалификацию заграницей. А учиться и совершенствоваться надо постоянно.

 

Я сейчас тоже продолжаю учиться - на факультете теологии Пятигорского государственного лингвистического университета. Знания – это заслон от враждебных влияний. Ведь в самом Священном Коране заложено стремление к постоянному образованию и совершенствованию через познание. Создавая общество образованных мусульман мы будем объединять нашу Умму и способствовать консолидации нашего общества в целом.

 

Нина Зотова

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.