закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


7 июня 2016 13:55    

Резолюция XIII «Фаизхановских чтений»

РЕЗОЛЮЦИЯ

Международной научно-практической конференции

«Наследие Золотой Орды в государственности и культурных традициях народов Евразии»

(XIII «Фаизхановские чтения»)

4–6 мая 2016 г.

 

Участники Международной научно-практической конференции «Наследие Золотой Орды в государственности и культурных традициях народов Евразии» (XIII «Фаизхановские чтения»), проведенной в рамках Дней мусульманской культуры, по итогам заслушанных и обсужденных докладов, приняли следующую резолюцию.

 

Золотая Орда – изначально западная часть Улуса Джучи, являвшегося одним из уделов в составе единой Монгольской империи – представляла собой политическое образование того типа, когда в рамках одной социально-политической системы осуществляется объединение групп населения, принадлежавших к различным хозяйственно-культурным типам, которые упрощенно могут быть сведены к категориям кочевого и оседло-земледельческого населения. В условиях налаживания эффективного механизма взаимодействия между этими двумя категориями населения, а шире – между различными группами населения, характеризовавшихся собственными культурными и религиозными традициями, устоявшимися нормами социальной жизни, сложившимися механизмами власти, а также для координации этих взаимодействий через единый центр происходило формирование и эволюция социально-политических институтов, отвечавших интересам всей системы как единого целостно функционировавшего механизма.

Несмотря на то, что политическим ядром и центром политической жизни оставались именно территории с кочевым населением, тюркоязычным (преимущественно, кыпчакским), фактически все остальные группы населения сохранили не только свои культурные традиции, бытовой уклад, язык и нормы социальной жизни, но также обладали значительной автономией в рамках созданного политического образования. Кочевое население традиционно сохраняло племенную структуру, на основе которой формировались характерные административные объединения, возглавляемые потомками Джучи. Оседлое население в каждом из отдельных случаев фактически полностью сохраняло сложившуюся внутреннюю структуру, социальные институты и традиции правления. Административное управление этими территориями осуществлялось при помощи организации института специальных чиновников, осуществлявших эффективную связь центральной и местной власти, установления фискального контроля, а также введения обязанности участия местных воинских контингентов в военных предприятиях, организуемых центральным правительством. Внутренний порядок и политическая стабильность поддерживались при помощи военных контингентов центрального правительства. Выступавшие в качестве политической периферии территории, где изначально существовало полиэтническое и многоконфессиональное население, продолжали жить согласно устоявшимся нормам межэтнического и межрелигиозного взаимодействия, которые за некоторыми исключениями, связанными с конкретными политическими событиями, фактически не нарушались вмешательством ханской властей.

Установление политического контроля монгольских ханов над отдельными территориями совершенно не влекло разрыва налаженных здесь прежде культурных и торгово-экономических связей или снижения интенсивности. Кроме того, объединение в одну политическую систему земель, населенных представителями различных народов и культур, способствовало интенсификации взаимодействия культурных традиций, усилению торговых связей, обмену опытом осуществления работы социально-политических институтов и механизмов взаимодействия власти и общества. Естественно, глубина взаимодействия тех или иных традиций и степень влияния друг на друга отдельных культур в каждом случае имели свои отличия. Несомненен факт влияния политических традиций, сформировавшихся в Золотой Орде, на все последующие государственные образования, возникшие в связи с утратой централизованного управления и фактическим распадом Золотой Орды. В кочевых обществах оно было, несомненно, более сильным, поскольку эти традиции были связаны с ним генетически, в то же время велико их значение и для трансформации старых и формирования новых социально-политических и правовых институтов и ломки политической идеологии у населения русских земель.

Внутренняя история народов и территорий, связанных с политическим центром части Золотой Орды остается изученной в недостаточной степени. В тюркских республиках Центральной Азии изучению истории Золотой Орды уделяется значительное внимание в связи с тем, что это был важный период в истории кочевых народов, сыгравших роль в становлении и развитии государственности на этих территориях. В российской историографии в связи со сложившимся русоцентричным подходом к истории государства Золотая Орда рассматривается лишь в контексте истории русских княжеств, выступая, скорее, как внешнеполитической фактор в истории российской государственности, а не как один из ее этапов. Эта позиция отражена в учебной литературе. Вместе с тем, соответствующий образ Золотой Орды преподносится в кинематографе и СМИ, что поддерживает устоявшиеся стереотипы в бытовом сознании.

Участники конференции в ходе работы пришли к следующим соображениям:

- в дальнейшем необходимо развивать углубление сотрудничества между различными научными центрами СНГ в области исследований вопросов истории Золотой Орды и ее наследия в государственности и культуре народов евразийского пространства;

- опираясь на опыт проведенной конференции, продолжить практику регулярной организации научных мероприятий, связанных с обсуждением проблем истории и культуры Золотоордынского периода;

- сформировать рабочую группу под условным названием «Историческое соОбщество» из числа работников научных организаций, на которую будут возложены функции постоянно действующего секретариата конференции «Фаизхановские чтения», для дальнейшего развития концепции конференции;

- создать на базе сайта Международного мусульманского форума (ММФ) специальный раздел для конференции «Фаизхановские чтения», где будут собраны данные о прошедших заседаниях конференции, а также размещена информация о предстоящих заседаниях;

- предпринимать дальнейшие усилия для углубления знаний о Золотой Орде и популяризации ее наследия среди массового читателя;

- поручить Организационному комитету издание сборника материалов конференции;

- подготовить учебное пособие, отражающее более объективный взгляд на роль и место Золотой Орды в истории Российской государственности;

- созданной рабочей группе «Историческое сообщество» принять участие в рецензировании данного пособия;

- издать названное пособие через Ученый совет ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова, либо Восточный факультет СПбГУ;

- обратиться к органам государственной власти Российской Федерации вынести на повестку дня вопрос о пересмотре роли и места Золотой Орды в официальной концепции истории Российской государственности, обсудить возможность придания Золотой Орде статуса полноправного предшественника Московского царства, включить внутреннюю историю Золотой Орды в программы основных учебных курсов, связанных с историей России, в учебных заведениях всех уровней. Данное действие будет иметь концептуальное значение с точки зрения воспитания гражданина многонационального государства, которым является Российская Федерация. Пересмотр официальной концепции истории России в этом направлении будет способствовать укреплению в массовом сознании образа российского государства как общего достояния всех проживающих в нем народов, постепенному снижению уровня радикально-националистических и ксенофобских настроений;

- подготовить к изданию и выпустить в свет альбом «Мечети Крыма на старых фотографиях…»;

- приступить к переизданию с новой редакционной группой работ В.В. Вельяминова-Зернова «Исследование о Касимовских царях и царевичах» и «Материалы для истории Крымского ханства»;

- обратиться к руководству СПбГУ с просьбой установить бюст Х. Фаизханова во дворе Восточного факультета СПбГУ;

- в связи с предстоящей датой 200-летия со дня рождения Х. Фаизханова создать Оргкомитет для подготовки конференции, приуроченной к юбилею этого выдающегося деятеля. 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.