закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

RSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


13 сентября 2018 09:21    

Выступление муфтия Гайнутдина на III Международной научно-богословской конференции «Духовный Шелковый путь. Великие гуманистические традиции и вызовы современности»

Выступление председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России

муфтия шейха Равиля Гайнутдина

на III Международной научно-богословской конференции
«Духовный Шелковый путь. Великие гуманистические традиции и вызовы современности»

Би-сми-Лля́хи-р-рахма́ни-р-рахи́м!

Глубокоуважаемый Руководитель Аппарата Президента Кыргызской Республики Досалы Акпаралиевич Эсеналиев!
Глубокоуважаемый Муфтий Кыргызской Республики
Максат ажы Токтомушев!
Мои дорогие коллеги – участники Конференции – досточтимые муфтии и имамы, ученые и эксперты, государственные и общественные деятели!
Наши уважаемые гости!

Я рад сердечно приветствовать вас от имени Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России и, от имени всех моих коллег по подготовке и организации очередной – III-ей Международной научно-богословской конференции «Духовный Шелковый путь», которая посвящена на этот раз теме: «Великие гуманистические традиции и вызовы современности».

Я молитвенно прошу у нашего Всевышнего Создателя мира всем нам, Его милости и Его благодатного благословения:

— Ас-саламу алейкум ва рахматуллахи тааля ва баракатуху! — 

Замечательная традиция проведения наших ежегодных Международных научно-богословских Собраний в русле магистральной для них темы «Духовный шелковый путь» была инициирована российской стороной в 2015 году в ходе встреч с представителями Китайского правительства в лице Председателя Госкомитета по делам национальностей КНР и Директора Государственного управления по делам религии КНР и, естественно, неоднократных братских встреч с нашими единоверцами из Китайской исламской ассоциации. 

И уже в 2016 году, по инициативе китайской стороны, мы впервые встретились с коллегами — мусульманскими духовными лидерами и веду-щими экспертами стран Центральной Азии, в древнем городе Урумчи Синьцзян-Уйгурского автономного округа Китая. 

А в прошлом году, уже в более расширенном составе, всех нас радушно принимала земля российского Татарстана, где мы вместе праздновали открытие Болгарской исламской академии, созданной при поддержке Президента Российской Федерации В.В.Путина и призванной стать одним из крупнейших научно-образовательных центров мусульманского богословия в Евразии.

Сегодня, хвала Всевышнему, нас гостеприимно встречает прославленная столица Кыргызстана, расположившаяся у подножия Тянь-Шанских гор, где сходятся границы большинства стран-участниц нашей сегодняшней Конференции. 

Её непосредственными соорганизаторами с кыргызской стороны выступили наши давние друзья и партнеры – Духовное управление мусульман Кыргызской Республики и Госкомиссия по делам религии при Президенте Кыргызской Республики. С российской стороны хотелось бы выразить благодарность Фонду поддержки исламской культуры, науки и образования за содействие в организации столь значимого благодатного собрания.

Будучи одной из колыбелей тюркской цивилизации, Кыргызстан всегда (на протяжении многих столетий!) – и географически и духовно – был теснейшим образом связан со всеми тюрко-язычными народами. 

Не углубляясь в историю, остановлюсь лишь на событиях совсем недавнего прошлого. Всемирно признанный гений современности – славный сын кыргызского и татарского народов – Чингиз Торекулович Айтматов, чей девяностолетний юбилей весь мир отмечает в текущем году, внес великий вклад в обще-евразийскую интеграцию, в обогащение культур и развитие языков многих народов, в сохранение и упрочение традиционных духовно-нравственных ценностей. Мы молим Всевышнего Аллаха воздать ему за его праведное гуманитарное служение всему человечеству вечной райской благодатью!

Значение беспримерного гуманитарного подвига незабвенного Чингиза Торекуловича Айтматова проявляется с течением времени все очевиднее и убедительнее. Ведь он, глубоко переживая разрушительные дезинтеграционные процессы, духовно-нравственное падение общества, его морали, резкое понижение уровня образования на постсоветском пространстве в 90-е годы прошлого столетия, с необыкновенным мужеством твердо и последовательно отстаивал идеи всестороннего сближения стран Центральной Азии и России. 

В одном из своих интервью по итогам участия в Московской конференции «Ислам — религия мира» Айтматов сказал: «Я также поддерживаю идею о сближении России и Средней Азии в духе евразийской интеграции. Это касается всех областей: и религии, и экономики, и культуры, и политики»… 

Провидческие слова великого писателя и мыслителя мы воспринимаем как нашу стратегическую программу, как дорожную карту нашей повседневной деятельности. 

И нынешнюю Конференцию мы рассматриваем как наш посильный вклад в реализацию обозначенных им задач, а ее проведение в юбилейный для него год, да еще и на его Родине в Кыргызстане – как выражение нашего глубокого уважения ему и его народу.

Всевышний Создатель удостоил меня счастья и чести лично знать писателя, общаться с ним и я с большой долей уверенности могу сказать, что наш коллективный труд по восстановлению и развитию духовных связей народов Великого шелкового пути нашел бы у него большую поддержку и содействие.

Во времена разгула псевдоисламских радикальных движений, связанного с распадом СССР и развязанной информационной, и не только одной информационной, войны против благословенной религии Ислам, Чингиз Айтматов решительно и громко выступил последовательным защитником миролюбивого и гуманистического учения мусульманского Единобожия. «Ислам, – говорил он, как и любая другая религия, предназначен для того, чтобы содействовать духу человеческому, его приближению к Божественным началам. Вот главное! – и Ислам этому служит. Но любую религию, в том числе христианскую, можно исказить и превратить в нечто иное, спекулируя на тех же идеях».

К сожалению, проблема остается актуальной и по сей день. Вот почему одно из ведущих направлений нашей сегодняшней Конференции определяется темой: профилактика псевдорелигиозного экстремизма и пути противодействия ему на евразийском пространстве. К обсуждению этой чрезвычайно сложной и многоаспектной темы приглашены не только религиозные деятели, но и авторитетные эксперты от академического и университетского научных сообществ и, естественно – от органов государственной власти наших стран. 

Я убежден, что только так! – только совместными скоординиро-ванными усилиями мы сможем избавиться, ин ша Аллаhу тааля, от этой страшной заразы, завезенной к нам извне, причем уместно сразу же обратить внимание на тот печальный факт, что довольно нередко однобокие и непродуманные решения и акции тех или иных общественных и властных структур становятся козырем в руках экстремистских пропагандистов и приводят к трудно преодолимым негативным ре-зультатам.

Достаточно типичный пример этому – некомпетентная экспертиза мусульманской религиозной литературы, когда люди, мягко говоря, не всё понимающие в Исламе и мусульманском богословии, дают определяющие оценки, на основе которых выносятся вердикты судов общей юрисдикции, чреватые неоправданными общественными и даже политическими осложнениями.

Наши страны, изголодавшиеся за годы воинствующего безбожия, захлестнул поток изданий самых различных направлений и авторов, многие из которых не отвечают ни нормам литературного языка, ни нашей религиозной традиции. Более того, среди них весьма заметны публикации, злонамеренно искажающие учение Ислама. 

Несомненно, что подобные, скажем прямо – чрезвычайно опасные процессы нуждаются в экспертном наблюдении и контроле… 

Но также несомненно, что и то и другое должно начинаться в первую очередь с уровня самих религиозных организаций и профессионального экспертного сообщества.

Вот почему и эта острая и актуальная проблема также внесена в повестку дня нашей сегодняшней Конференции, и я надеюсь, что мы сможем выработать более эффективные механизмы в области, требующей крайней осмотрительности, профессиональных знаний и элементарного такта.

Я уверен, и ученые, и эксперты, специалисты государственно-конфессиональных отношений, которые принимают активное участие сего-дня на нашей конференции, широко и аналитически обстоятельно раскроют в своих выступлениях темы, включенных к обсуждению.

Я с большим удовлетворением могу констатировать, что на сегодняшний день имеется уже немало примеров успешного соработничества религиозных и светских научных организаций, духовенства и представителей академической и университетской науки. 

Мы – Совет муфтиев России, Духовное управление мусульман РФ – многие годы плодотворно сотрудничаем с ведущими востоковедными центрами и вузами нашей страны, совместно проводит конференции, готовим и издаем востребованную литературу. 

Не могу не отметить один из плодов такой совместной работы – Сборник научных статей «Оазисы шелкового пути: современные проблемы этнографии, истории и источниковедения народов Центральной Азии», посвященный столетию выдающейся подвижницы науки – доктора исторических наук Балкис Халиловны Кармышевой. Этот капитальный труд, изданный нашим издательством в преддверие Конференции, собрал материалы научной конференции, прошедшей в стенах Московской Соборной мечети в прошлом году, и содержит несколько десятков статей ведущих исследователей из России, Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Китая, Франции, Германии и Польши. Так сложилось, что эта встреча, проведенная под эгидой Совета муфтиев России, стала первой, после долгого перерыва, возможностью для ученых обменяться своими новыми исследованиями по истории и этнографии Центральной Азии. Их благодатные изыскания, посвященные разным мусульманским народам, культуре и традициям, жизни древних городов нашли отражение в докладах, вызвавших большой интерес в академи-ческом сообществе. Значительное место в сборнике уделено истории и этнографии Кыргызстана.

Наряду с научно-образовательной, просветительской деятельностью приоритетным направлением работы наших религиозных организаций должно стать социальное служение, являющееся фундаментальной основой нашей религии. Ведь социальное служение-это жить и работать во благо семьи, общества, своей страны во блага мира, согласия между народами и религиями, во благо утверждения в современных обществах добра и справедливости, духовной, нравственной морали, сохранения языка, культуры, религии и семейных ценностей. 

В Священном Коране сказано:

لَن تَنَالُواْ الْبِرَّ حَتَّى تُنفِقُواْ مِمَّا تُحِبُّونَ وَمَا تُنفِقُواْ مِن شَيْءٍ فَإِنَّ اللّهَ بِهِ عَلِيمٌ

«Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом» (3: 92).

Как отмечали муфассиры-толкователи Священного Корана, расходование здесь и во множестве других подобного рода айатах не ограничено лишь материальными выплатами, а объединяет в себе всю совокупность того, чем наделен Всевышним Творцом человек, то есть знания, время, силы, возможности и т. п.

В многочисленных изречениях Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) мы также находим сходные напутствия. 

И для всех нас главное заключается в том, чтобы никогда не забывать, что все возможные виды социального служения — это путь к Богу, Его милости и Его довольству. Направлять людей на такой, угодный Всевышнему Создателю путь, быть активными инициаторами социальных благотворительных и волонтерских проектов – вот важнейшая задача, стоящая сегодня перед религиозными организациями.

Выдающийся российский богослов Муса Джаруллах Бигиев сто лет назад писал: «Руками мальчика-сироты была основана исламская цивилизация, а воспитанием детей-сирот будут обеспечены спасение, благополучие и сила Ислама»!

У наших стран много общих социальных проблем, которые просто невозможно решить без деятельного участия каждого. 

Поэтому сегодня нам важно объединить свои усилия на этом поприще, следуя повелению Всевышнего:

وَتَعَاوَنُواْ عَلَى الْبرِّ وَالتَّقْوَى

«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности» (5: 2).

В завершение молитвенно прошу Всевышнего Аллаха даровать братскому народу Кыргызстана процветания, мира и благополучия, а Президенту страны Сооронбаю Шариповичу Жээнбекову крепкого здоровья и долгих лет жизни в служении своему народу и своей стране!

Молитвенно желаю успеха нашей Конференции, а всем участникам плодотворной работы!

Благодарю за внимание!

والسلام عليكم ورحمة الله تعالى وبركاته

Бишкек, 13 сентября 2018 года.

Система Orphus
Интерактивная карта ислама в России

© Духовное управление мусульман Российской Федерации 2017 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна