закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


5 декабря 2016 11:17   Ставропольский край 

Взаимодействие государства и религиозных организаций в воспитании и образовании молодежи и сохранении традиционных ценностей

Выступление первого заместителя председателя ДУМ Российской Федерации, члена Общественной палаты РФ Д.Мухетдинова на IV Международном политологическом форуме «Российский Кавказ»:

Уважаемые организаторы и участники Форума! Приветствую Вас на этой важной и актуальной аналитической площадке от имени Духовного управления мусульман российской Федерации и Совета муфтиев России от имени и по поручению их председателя − нашего духовного лидера муфтия шейха Равиля Гайнутдина.

Я бы хотел начать свое выступление с того тезиса, что с некоторых пор угол рассмотрения российского Кавказа как некоей особой территории в России с особой повесткой дня потерял свою актуальность. Во-первых, общественно-политическая, религиозная ситуация в каждом регионе Северного Кавказа имеет свои уникальные черты и локальная повестка дня у каждого своя. Во-вторых, те проблемы и кризисы, с которыми сталкивается российский Кавказ в целом, в значительной степени универсальны для всей России, но именно на Кавказе они проявляются с особой рельефностью. А если мы говорим о воспитании кавказской молодежи, то эта задача актуальна и на самом Кавказе, и во многих регионах, куда с образовательными или трудовыми целями прибывает молодежь из СКФО.

Поэтому рассуждая о взаимодействии государства и религиозных организаций в воспитании мусульманской молодежи, мы говорим, по существу, о государственно-конфессиональных взаимоотношениях и структуре мусульманских институтов на федеральном уровне.

На всех площадках и во всех аудиториях мы подчеркиваем, что решение государства в середине нулевых годов предметно заняться качественным развитием исламских институтов и поощрением мусульманских инициатив в виде создания специального фонда и основания специальной программы подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама сыграло, по воле Всевышнего, решающую роль в ускоренном развитии мусульманского сообщества в образовательном, научном, издательском аспектах. В том числе это подчеркивает наш духовный лидер муфтий Гайнутдин, выступая и в Москве, и в Лондоне, и в Стамбуле, и в китайском Урумчи, и в других точках мира.

Мы видим и решимость государства предметно заниматься вопросами национальной политики, гармонизации межэтнических отношений, что выразилось в принятии Стратегии государственной национальной политики, создании Федерального агентства по делам национальностей и начатой работе по созданию Закона о российской нации.

И на всем этом правильном и конструктивном фоне системной проблемой, барьером, не позволяющим и далее добиваться искомых результатов является тот факт, что вся наша активность, государственно-конфессиональное взаимодействие и сотрудничество происходит при фактически полном отсутствии общей системы координат в виде одинаково понимаемой всеми участниками процесса терминологии и, самое важное, достигнутого консенсуса относительно стратегии нашего совместного движения вперед. В наш оборот вошло много терминов – кавказский ислам, татарский ислам, традиционный ислам, ваххабизм, салафизм, экстремизм, духовный авторитет и прочие, но каждый вкладывает в эти термины что-то свое.

Когда мы − я имею в виду и духовенство, и представителей органов власти − оперируем термином "традиционный ислам", мы должны четко отдавать себе отчет в том, например, что если в мечети в Поволжье, Центральной России или Сибири, появится группа приверженцев тариката из Северного Кавказа, которая будет исполнять самый что ни на есть традиционный для Кавказа громкий зикр, сопряженный с круговыми движениями, в татарской общине, тоже традиционной, это вызовет, мягко скажем, отторжение и возмущение. Также как не понять традиционным северокавказским мусульманским сообществам, почему в татарских мусульманских общинах считается нормальным и даже одобряемым посещение музыкальных концертов, театральных постановок и прочего лицедейства, если их содержание отвечает нормам нравственности. А такое столкновение культур, укладов и ментальности неизбежно будет происходить в связи с процессами внутренней миграции. От многократного повторения мантры "традиционного ислама" вполне реальные проблемы мусульманского сообщества никак не решаются.

И вот возвращаясь к теме молодежи, мы вынуждены констатировать, что видя все это, молодёжь приходит к выводу: государство и официальное духовенство лукавят и создают имитацию деятельности, не желая на серьезном уровне анализировать и работать с такими назревшими проблемами как поддержание межэтнического баланса в многонациональных, сложносоставных общинах, обеспечение высокого общественного статуса имама, гармонизация процессов смены поколений в духовенстве, надлежащее материальное содержание отечественным учебным заведениям, воспитание гражданской позиции и патриотизма среди мусульман.

Два небольших примера. Среди мусульман широко известен пензенский имам, знаток Священного Корана, неоднократный участник и призер всероссийских и международных конкурсов хафизов Корана Али Якупов. Его злоключения начались с того момента, когда он был назначен имамом в самую что ни на есть традиционную татарскую сельскую общину. Указ о назначении подписан также самым что ни на есть традиционным муфтием, председателем Центрального духовного управления мусульман России Талгатом Таджуддином. Между имамом и советом общины через некоторое время возникли разногласия, которые вылились в уголовное преследование Якупова. Через несколько месяцев суд установил, что люди, подавшие заявление на имама, фактически оклеветали его, а Якупов не виновен. Но вот Якупов направлен на работу в другой регион и уже там, практически по той же схеме, в результате разногласий с прежним руководством общины, против него заводится уголовное дело. А молодое поколение мусульман получает для себя четкий посыл: грамотных имамов, которые чем-то не угодили старшему поколению общины, судят по статьям, по которым судят настоящих экстремистов и приверженцев запрещенных организаций. И делает вывод, что государственная машина считает приемлемым такой формат решения вопроса смены поколений в руководстве общин.

Второй пример также из событий последних недель. Учреждена новая религиозная организация - Духовное собрание мусульман России. Если раньше мы не без сарказма говорили, что для учреждения регионального муфтията требуется всего лишь 3 сельские общины (то есть 30 человек учредителей), то сегодня видим: фактически с тем же деревенско-джентельменским набором можно зарегистрировать и муфтият, претендующий на федеральное значение и пользующийся покровительством органов власти. При этом никто не задумывается, что реальный духовный авторитет в глазах молодежи не нарабатывается техническим накачиванием административных мускулов. В исламе сильны традиция наставничества и пиетет к учености, уважение к независимой и твердой позиции. Поэтому молодежь никак не впечатляется регалиями муфтиев, которые не владеют языками, не являются авторами богословских трудов, а ведут себя как флюгеры, моментально меняющие свое мнение и риторику в зависимости от политической конъюнктуры.

И в связи со всем сказанным, мой призыв и посыл к участникам нашей конференции и органам власти всех уровней: начать брать ответственность за происходящие социальные и институциональные процессы в мусульманском сообществе во всей их полноте, сложности и щепетильности, выстраивать стратегическую линию, которая будет понятна и ясна всему обществу, воздержаться от бессодержательного продвижения терминов и концептов, относительно реального значения которых мы и сами не пришли к единому мнению.

Хочу также остановится на практических путях сотрудничества государства и религиозных организаций в воспитании молодежи. Основной канал, через который сегодня осуществляется воспитание, наставление молодежи в массовом выражении − это прямое обращение и общение имама со своими прихожанами через пятничные проповеди, дополнительные лекции и занятия, факультативную деятельность при общинах. Но эпоха, процессы глобализации вносят свои коррективы и эта новая реальность гораздо лучше учитывается и используется нашими оппонентами, чем нами. Очень показательный случай произошел однажды со мной: будучи в иорданском городе Акаба я зашел в магазин, чтобы купить воды. Кассир, узнав во мне иностранца, расспросил меня откуда я прибыл, после чего достал из под прилавка и вручил мне исламские брошюры с обильным цитированием ведущих саудовских религиозных авторитетов. Судя по этому маленькому эпизоду можно оценивать масштаб пропагандистской машины, которой мы оппонируем. Она находит себе аудиторию везде: на автозаправках, закусочных и рынках. Используя метод грубой, незамысловатой пропаганды, в смысле менеджмента эта махина работает не в пример лучше многих официальных религиозных институтов, обеспечивая и перевод на языки мира, и логистику, и широкое распространение в социальных сетях, профессиональную работу с разными целевыми аудиториями, в том числе и с разными возрастными аудиториями. Мы в официальных муфтиятах к такой массовости в настоящем понимании этого слова, еще только подбираемся неуверенной поступью. Руководя на протяжении 10 лет одним из крупнейших мусульманских издательских домов Европы, я вижу, что нам остро не хватает талантливых ораторов и проповедников, чьи статьи и лекции стали бы популярным чтением и просмотром для мусульманского населения. Много лет наблюдаю, как талантливые в жанре гомилетики молодые имамы, погружаются в административно-бытовую проблематику своих общин и мечетей и с годами под грузом бытовых проблем теряют всякий интерес к проповеднической деятельности как таковой. И у нас не хватает инструментария стимулировать, поддерживать их ораторский талант, пестовать их именно как публичных авторитетов для молодежи.

В 2016 году книга преподавателя Московского исламского института Марата Хайретдинова «Джихад сквозь призму современной эпохи», вышедшая в Издательском доме «Медина», получила премию председателя Группы стратегического видения «Россия − Исламский мир», президента Татарстана Рустама Минниханова. Издать ее английский перевод как актуального труда для европейской молодежи уже изъявили желание наши партнеры в Западной Европе. Это несомненный успех, но тираж в 5000 экземпляров, который мы имеем возможность напечатать в своем издательстве − ничтожен в сравнении с масштабом пропагандистской машины наших оппонентов. Подобные книги необходимо издавать тиражами в миллионы экземпляров и бесплатно раздавать в мечетях по пятничным дням и на меджлисах.

Еще более плачевная ситуация и в сфере детской и подростковой литературы, неутешительны и результаты нашей работы в медиа нового поколения - социальных сетях, видеоконтенте.

Готовясь к сегодняшнему выступлению и вновь анализируя нашу повестку дня и проблемы, с которыми мы сталкиваемся в ее реализации, я обратил внимание, что сколь стратегически правильными были ключевые тезисы президента Путина на встрече с муфтиями в 2013 году (социализация, возрождение богословия, поднятие авторитета духовенства), столь же актуальными они остаются и по сей день в том смысле, что негативные явления, раскритикованные главой государства, продолжают тормозить наше движение вперед. Это, в первую очередь, споры о верховенстве и неумении добиться авторитета в массах верующих, неспособность вывести свою работу на должную профессиональную высоту. И наш призыв в этой связи - отталкиваясь от уже намеченных фундаментальных целей, идти к их достижению через реализацию четкой, внятной стратегии.

Благодарю за внимание.

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.