закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


5 октября 2017 14:29    

Раскрытие творческого, интеллектуального, миротворческого потенциала женщин-мусульманок на благо уммы и всего общества

Выступление первого заместителя председателя ДУМ РФ, имам-мухтасиба Санкт-Петербурга и Ленинградской области Дамира Мухетдинова на Всероссийской научно-практической конференции Чтения имени Мухлисы Буби «Роль женщины в просвещении и гуманизации общества»

Уважаемые мои сестры и братья, дамы и господа, приветствую вас братским мусульманским приветствием ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху - Мир вам, милость Всевышнего и Его благословение!

Наше Духовное управление мусульман Российской Федерации впервые проводит конференцию, посвященную роли и месту наших сестер-мусульманок в жизни и развитии уммы, а также всего российского общества. Мы посвящаем наше первое собрание памяти великой женщины в истории ислама - Мухлисы абыстай Нигматуллиной-Буби. Символично, что наша конференция проходит в год столетия избрания Мухлисы ханум в качестве казыи Оренбургского магометанского духовного собрания. Символично также и то, что конференция проходит на Урале, ведь именно с этим регионом связан расцвет педагогической, научной, религиозной деятельности Мухлисы Буби.

Наиболее плодотворные годы педагогической деятельности Мухлисы Буби проходили одновременно с всплеском внимания к женской теме со стороны крупных религиозных мыслителей и общественных деятелей того времени. Упомянем основанный Исмаилом Гаспринский журнал "Алеми нисван" - "Мир женщин", труд Ризаутдина Фахретдина "Мәшһүр хатыннар" - "Выдающиеся женщины", религиозно-философский трактат известного просветителя и педагога, младшего брата Мухлисы ханум - Абдуллы Буби под названием "Хатыннар" - "Женщины". Их обращение к женской тематике, бывшей на тот момент периферийной, само по себе достойно вдумчивого осмысления. Безусловно, видные религиозные деятели выражали свое беспокойство и стремились изжить из мусульманского общества бывшие достаточно распространенными явления унижения и эксплуатации женщин, не имеющее никакого основания в исламе пренебрежительное отношение к женщине и ее правам. Но Р.Фахретдин и А.Буби, безусловно, смотрели на женский вопрос шире собственно прав и социального благополучия женщин, напрямую увязывая самочувствие женщин и отношение к ним с нравственным, интеллектуальным, духовным благополучием общества как такового. Благородое, трепетное отношение к женщине рассматривалось как одно из свидетельств нравственного и интеллектуального мужчины и высокого развития исламского общества в целом.

"С развитием у нации науки и просвещения, в ней тотчас же меняются старые взгляды и обычаи в отношении женщин", которых освобождают из заточения и сподвигают их к пути развития и культуры. Это значит, что прогресс связан с общим прогрессом нации, тогда как их отсталость - показатель отсталости нации", - так об этом рассуждает Абдулла Буби на страницах своего трактата[1].

Избрание Мухлисы абыстай Буби в состав Духовного собрания (переименованного в 1917 году в Центральное духовное управление мусульман) стало возможным благодаря нескольким факторам, среди которых уже упомянутое обращение к женской тематике со стороны видных джадидов, объективные проблемы мусульманского сообщества, связанные с их бесправным положением и выражением к ним подчеркнутого пренебрежения, процессы эмансипации женщин-мусульманок.

Однако, произнося расхожую фразу "борьба мусульманок за свои права", мы должны ответить на вопрос, а что мы подразумеваем под правами и обязанностями мусульманок? Тем более сегодня, когда наши сестры в целом не ограничены в выборе супруга, в получении достойного образования, в профессиональном и карьерном росте, творческой и интеллектуальной самореализации.

Считаю, что феминизм как идеология также уводит нас от истины и от достижения женского благополучия. Движение феминизма зиждется не столько на равноправии мужчин и женщин, сколько на отрицании различий между мужчиной и женщиной, отрицании того очевидного факта, что психоэмоциональное устройство, миропонимание, способ осмыслять действительность у мужчин и женщин различаются и в этом заключается величайшая мудрость Создателя.

Примечательны слова, которые произнесла сама Мухлиса абыстай на церемонии торжественного открытия женского медресе в городе Троицке (ныне Челябинской области) в августе 1914 года. Рассуждая о роли женщины и матери в обществе, она сказала: «Если у них не будет представлений о религии и благочестии, сведений об истинной морали и хороших обычаях, то как они могут направить детей на хороший путь, воспитать во имя прямой и надежной цели. Дети, выросшие на руках воспитанных, религиозных, благочестивых матерей, знающих о мире и Судном дне, несомненно, когда вырастут, будут религиозными, благочестивыми, с истинной моралью, будут совершенными их национальные чувства»[i].

Как видим, будущей казые были чужды идеи подменить в обществе мужчин женщинами или вытеснить мужчин с их ролей в обществе. Искомой целью для нее было общее, целостное благополучие общества, которое немыслимо, если в нем угнетена женщина как личность, если подавляются ее устремления и творческий потенциал, если женщина воспринимается как некий социальный пакет, обеспечивающий комфорт мужчины и только. Именно в этом отношении личность и наследие Мухлисы Буби важны для нас сегодня.

Безусловно, условия, приведшие к избранию на высокий религиозный пост женщины, за истекший век претерпели значительные изменения. Сто лет назад и в мусульманском, и в западном обществах абсолютно серьезно обсуждалась интеллектуальная ущербность женщин, их способность адекватно распоряжаться своими гражданскими и даже религиозными правами, в обществе, как в восточном, так и западном, главенствовало восприятие женщины исключительно как объекта сексуального интереса и, соответственно, источника греха и порока. Сегодня такая постановка вопроса никому в здравом уме не придет в голову. Напротив, наши мусульманки самоотверженно разделили и продолжают разделять с имамами и религиозными деятелями тяжесть ответственности по возрождению ислама в последние три десятка лет.

Значит ли это, что события вековой давности и наследие Мухлисы Буби по защите прав женщин утратили свою актуальность? Отнюдь нет.

Будучи религиозным деятелем я с сожалением для себя отмечаю, что возродив намаз, построив мечети, открыв медресе, мы не возродили в умме то подчеркнутое уважение и почтение к женщине, к ее человеческому достоинству, которое заложено в Священном  Коране и очень ёмко выражено в кораническом изречении «Обходитесь с ними достойно» ("Ан-ниса", 19). К еще большему моему сожалению, многие наши современные сестры по вере и сами не до конца осознают то высокое место, которое им отведено Всевышним Аллахом и в обществе, и в семье. Особенно это проявляется в делах создания мусульманских семей, поспешного, часто безответственного заключения брачных союзов и утилитарного, потребительского отношения к женщине в семье. Казалось бы, локальная проблема, которая, однако, влечет за собой целый шлейф последующих проблем. Это проблема распада семей и связанные с ней психологические травмы, проблема воспитания подрастающего поколения мусульман в неполных семьях или в несчастных семьях, умножение членов уммы, чья социальная, семейная жизнь не благополучна. Все это серьезно подтачивает общее здоровье и самочувствие уммы.

Кроме того, искусственно зажимая творческий, научный, профессиональный потенциал женщин-мусульманок мы собственноручно лишаем себя важнейшего и очень нужного ресурса гармоничного развития нашей уммы. Вы - наши сестры, собравшиеся на сегодняшнюю конференцию, являетесь ярким подтверждением того, как женская активность может облагородить, украсить, наполнить жизнь уммы и я выражаю свою искреннюю признательность каждой из вас за ваши труды на пути Ислама и на благо развития российского мусульманства.

Обращаясь к религиозному аспекту женского вопроса, я всегда в своих проповедях акцентирую внимание на том, что в священной истории ислама - истории пророков и посланников Аллаха женщина всегда занимала очень важную роль, отнюдь не утилитарную и не периферийную. Здесь стоит вспомнить хотя бы Хаджар радыаллаху анху, которая с готовностью приняла все испытания от Аллаха тем самым помогая своему супругу Ибрахиму алейхиссаляму и сыну Исмаилу алейхиссалям исполнить их миссию пред Всевышним. Мы привыкли превозносить подвиг Ибрахима и Исмаила, готовых идти на величайшую жертву по велению Всевышнего, но обходим вниманием то, что и Хаджар (радыаллаху анху) совершила такой же подвиг, и даже дважды: отправившись в безлюдную пустыню с новорожденным Исмаилом, а затем и мужественно приняв испытание жертвованием своего сына. Неотъемлемой частью миссий пророков являлись их благочестивые, мудрые, великодушные и милосердные жены.

Завершая свое выступление, молитвенно желаю каждой из наших участниц довольства Всевышнего, здоровья и всестороннего благоденствия.

5 октября 2017 г., Екатеринбург



[1] Бубый Габдулла. Хатыннар/ А.Х.Мәхмүтова, басмага әзерләүче. - Яр Чаллы, "Ислам нуры" эшмәкәрлек үзәге. - 2013. - Б.76



[i] Цит. по: Махмутова А. Х. Лишь тебе, народ, служенье! (История татарского просветительства в судьбах династии Нигматуллиных-Буби). — Казань, 2003. — С. 230.

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.