закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 декабря 2018 10:32   Москва 

Муфтий Гайнутдин: величие Марджани в том, что он состоялся и как теоретик, и как духовный и нравственный авторитет своего времени

Выступление председателя Духовного управления мусульман РФ и Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина на III Всероссийской научно-теологической конференции «Чтения имени Шигабутдина Марджани» «Мусульманская цивилизация Евразии: концепция развития уммы», которая проходит сегодня в Москве:           

 

Уважаемые братья и сестры, дамы и господа!

От имени Духовного управления мусульман Российской Федерации, Совета муфтиев России и себя лично сердечно приветствую вас на III Чтениях им. Шигабутдина Марджани и выражаю свои искренние пожелания мира, милости Всевышнего Аллаха и Его благословения!

Выражаю признательность нашим партнерам, поддержавшим проведение сегодняшней конференции в лице академических центров науки и образования, равно как и благотворительных фондов, при участии которых организовано наше мероприятие. Нашей конференции выпала честь фактически завершать юбилейные мероприятия в честь 200-летия Марджани, под знаком которого для значительной части российского мусульманства прошел текущий 2018 год.

Высокой оценки и признательности заслуживают усилия Республики Татарстан в лице ее властей, научных и духовных кругов, при деятельном участии которых на Родине великого Марджани прошло множество мероприятий просветительского и научно-богословского характера, в том числе выставки и научные собрания.

С трибуны нашей конференции хочу также выразить благодарность и особо отметить подвижнический труд наших современников - ученых, посвятивших свою научную деятельность изучению и осмыслению трудов и воззрений выдающихся представителей российской школы мусульманского богословия, в том числе и Марджани, как одного из наиболее фундаментальных и плодовитых мыслителей среди татар-мусульман.

Шихабутдин хазрат Марджани как теоретик указал современникам на слабые стороны их взгляда на мир и фокуса их богословских штудий, предложил                          другую – адекватную реалиям своего времени парадигму осмысления источников и ключевых богословских текстов Ислама. В то же время, как имам, лидер мнений и духовный авторитет, призванный собственным примером воплощать благое и избегать дурного, он на практике своей собственной жизни явил принципиально новую стратегию развития мусульманского сообщества относительно мировой цивилизации и исторического процесса.

Истинное величие Марджани в том, что он состоялся и как теоретик, и как духовный и нравственный авторитет своего времени, и как имам и педагог. Вряд ли можно считать Марджани разрушителем основ, да он и сам себя не мыслил таковым, в своей частной жизни оставаясь традиционалистом, а в научном творчестве – фундаменталистом, если под последним иметь в виду опору на первоначальный пласт исламской религиозной мысли без позднейших наслоений.

Те процессы модернизации, прежде всего ментальной, предвестником которых выступил Марджани, невозможно и некорректно было бы описывать в категориях борьбы старого и нового, истинного и искаженного. Прорыв Марджани заключался в том, что, выйдя за рамки шаблона, господствовавшего веками, он указал на путь поиска самой сути религии и веры.

Хочу привлечь ваше внимание и к такому факту: - по сути, Шихабутдин Марджани на протяжении своей жизни не испытал сколь либо значительного интеллектуального, образовательного влияния извне мусульманской среды, т.е., по милости Аллаха, он был целиком продуктом исламского образования, воспитания, собственного таланта и трудолюбия.

На протяжении своей жизни он никогда не отрывался от вскормившей его среды, служа именно своей общине и своему народу.

Поэтому воззрения Марджани, казавшиеся его современникам радикальными и даже богохульными или еретическими, сформировались у него исключительно в процессе досконального изучения именно мусульманских источников и прекрасного владения ситуацией о сильных и слабых сторонах своей уммы.

Вне всяких сомнений, присущее Марджани великодушие, терпимость и интеллектуальный универсализм явились следствием  фундаментального универсализма самого Ислама, который был глубоко усвоен татарским мыслителем. В своих учениках он воспитывал способность мыслить системно, объективно оценивать окружающую действительность, ведь любое слепое и безотчетное следование авторитетам через несколько поколений неизбежно вырождается в обскурантизм и идолопоклонство. Мы называем Марджани реформатором, но в одном он всегда оставался консервативен – на протяжении всей своей жизни он не менял своей киблы, основополагающей цели своей деятельности, каковой было ведение своей уммы к спасению по пути, указанному Пророком (мир ему и благословение Аллаха).

Очень важно, чтобы современные исследователи не упускали из виду именно этот аспект деятельности великого мыслителя, поскольку в целеполагании любого богослова и духовного деятеля фактор конечной чистоты, искренности, целостности веры своей общины как причины спасения ее является первостепенным в сравнении с благостями земного бытия. И по убеждению Марджани, рационализм, широта и свобода мышления не могли причинить вреда вере индивидуума, тогда как обскурантизм, догматизм, косность наносили урон вероубеждению и нравственному облику человека.

Для Шихабутдин хазрата, безусловно, Ислам в полноте и целостности Божьего откровения являлся выбором зрелого ума и свободной души.

Тем не менее, неверным было бы представление, что ученый был чужд всему мирскому. Напротив, это был реалист, существенную часть своей творческой энергии уделявший вопросам обустройства и развития татарской мусульманской уммы Российской империи.

И здесь выступая не как революционер, жаждущий демонтировать устаревшие институты, но как мыслитель, призывавший трансформировать смысловое содержание устоявшихся общественно-религиозных институтов, он выступал за укрепление и развитие института Махкама-и-Шаргыя – Оренбургского Магометанского Духовного Собрания в качестве единого духовного центра мусульманской уммы огромных территорий на евразийском континенте.

Отдельно стоит сказать о деятельность Шихабутдин хазрата как историка, поскольку именно он, во многом, заложил основы татарского национального самосознания и исторической памяти татар, буквально считанными своими трудами задав вектор последующей деятельности маститых татарских историков и даже целых научных институтов вплоть до сегодняшнего дня.

Не является в этом исключением и коллектив научных редакторов серии энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации», осуществлявшийся на протяжении нескольких лет.

К сожалению, богатое наследие татарского мыслителя всё ещё не освоено в должной мере, не все его труды обнаружены, а из обнаруженных далеко не все переведены.

Кроме того, способ работы с идеями, оставленными нам Марджани, порой отличается излишне историко-каталогизирующим акцентом. Исследовательская работа, безусловно, необходима, она предваряет всякое серьёзное начинание в области самостоятельного мышления. Однако необходимо помнить, что мы должны не просто исследовать тексты Марджани, но и продолжать дело его жизни.

Дело независимого развития богословия, науки и философии, которые именно в своей независимости способны стать друг другу настоящей поддержкой; Дело социальных преобразований, реформы образовательной системы и обновления веры. Сегодня это наша главная задача, решение которой – залог процветания уммы.

Молитвенно желаю нашей конференции плодотворной и содержательной работы, а всем нашим братьям и сестрам, коллегам, участвующим в ней – помощи и благословения Всевышнего Аллаха в их трудах на ниве научных исследований и их практического применения.

Благодарю за внимание.

6 декабря 2018 г., Москва

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.