закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


1 ноября 2023 11:21   Санкт-Петербург 

«Хусаин Фаизханов. Линия жизни» – выставка к 200-летию великого ученого

В новом здании Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург, Московский просп., д. 165, корп. 2, 2-й этаж) 2 ноября 2023 г. в 17:00 торжественно откроется выставка «Хусаин Фаизханов. Линия жизни», посвященная 200-летию со дня рождения теолога-востоковеда, первым из российских мусульман провозгласившего и осуществившего на практике идеи сотрудничества между мусульманскими теологами и академической наукой. Выставка приурочена к Году педагога и наставника в России и проводится совместно с Духовным управлением мусульман Российской Федерации, Московским исламским институтом, Издательским домом «Медина» в рамках программы мероприятий к 200-летию ученого, при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования.

Хусаин Фаизханов (1823–1866) является одной из недоизученных фигур в российской интеллектуальной истории. Только обнаружение его письменного наследия, считавшегося утраченным, позволяет сформировать адекватные представления о масштабах этой личности. Хусаин Фаизханов за период своей весьма короткой жизни отметился как востоковед (филолог и историк), теолог и передовой просветитель.

Хусаин Фаизханов родился в 1823 г. в ауле Сабачай (ныне в Нижегородской области). Он обучался сначала на родине, затем в медресе Заказанья и самой Казани у авторитетных шейхов, в том числе у Шихабуддина Марджани (1818–1889) — одного из передовых деятелей российского мусульманства. В Казани происходит знакомство Фаизханова со светской научной средой в лице сотрудников Императорского Казанского университета. Среди них – член-корреспондент Российской Императорской академии наук Александр Касимович (Мирза) Казембек (1802–1870), который впоследствии пригласил Хусаина на работу в Санкт-Петербургский Императорский университет.

В столице Фаизханов занимался переписыванием рукописей по поручению директора Азиатского музея (основан в 1818 г.) академика Б. А. Дорна (1805–1881), став одним из основоположников формирования и каталогизации рукописного фонда музея. Х. Фаизханов активно принимал участие в работе Императорской Академии наук. Особенно тесным и продуктивным было его взаимодействие с тюркологом В. В. Вельяминовым-Зерновым (1830–1904), первым русским ученым, избранным в состав академии.

Академией наук Фаизханов был командирован в Московский главный архив Министерства иностранных дел с поручением сделать копии текстов тюркоязычных дипломатических документов. В результате этой поездки Хусаин переписал 378 документов, вместо предполагаемых 275, таким образом выявив 103 новых документа, касающихся сношений Крыма с Российской империей, не вошедших в прежние реестры. Издание материалов состоялось в 1864 г. в Санкт-Петербурге под названием «Материалы для истории Крымского ханства, извлеченные по распоряжению Императорской Академии наук из Московского гласного архива Министерства иностранных дел». 

Осознавая недостаточную научную разработанность вопросов истории волжских булгар и татар, около 1859 г. Фаизханов предпринимает первые опыты создания собственных исторических работ. Однако он надеялся, что труд о волжских булгарах напишет Ш. Марджани, в чем выражал готовность оказывать ему всяческое содействие. Через Фаизханова установились связи Ш. Марджани с петербургскими востоковедами.

Во время поездок в Оренбургскую губернию в 1860–1861 гг. Фаизханов собирает в казахских аулах лингвистические и этнографические материалы и сближается с казахскими просветителями Ибраем Алтынсариным (1841–1889) и Чоканом Валихановым (1835–1865). Собранные материалы в дальнейшем использовал тюрколог Л. З. Будагов (1812–1880), включив их в «Сравнительный словарь турецко-татарских наречий со включением употребительнейших слов арабских и персидских» (Санкт-Петербург, 1869; 1871; т. I–II.).

Во время очередной командировки в казахские аулы Оренбургского края, организованной университетом в апреле1862 г., на западном берегу Волги им обнаружены три надгробных камня с булгарскими надписями. Фаизханов скопировал и затем перевел их, предложив интерпретацию лексики на основе сопоставления с чувашским языком.

В последующем Хусаин Фаизханов занимался написанием сводной «истории династии Чингисидов», а также работ по истории Волжской Булгарии, Казанского и Касимовского ханств. Рукописи первых двух сочинений не обнаружены, другие два не были завершены. Однако те материалы, которые оказались впоследствии доступны современным исследователям, позволяют однозначно утверждать, что именно Фаизханов был основоположником национальной татарской историографии в этих областях.

Несмотря на то, что собственные труды Хусаина Фаизханова не увидели свет ни при его жизни, ни в последующие ближайшие годы, определенная часть его мыслей, некоторые материалы нашли отражение в работах Ш. Марджани: историческом сочинении Мустафадал-ахбар фи ахвал Казан ва Булгар («Изучение известий о состоянии Казани и Булгара», Казань, 1885; 1890. Ч. I–II) и 6-томном библиографическом словаре Вафиййатал-аслаф ва тахиййат ал-ахлаф («Даты смерти предшественников и их приветствия потомству»; в 1889 г. было издано только введение).

На выставке в Российской национальной библиотеке центральное место отведено труду «Материалы по истории Крымского ханства», по заслугам в составлении которого Фаизханов  был избран членом Императорского Русского Археологического общества, став, таким образом, первым татарином-мусульманином, удостоившимся этого статуса.

Значительную часть выставки составляют научные статьи о биографии и научном наследии Фаизханова, среди которых особо выделяются статьи Ш. Марджани в «Источниках по истории Казани и Булгара», Ризаэтдина Фахретдина (1859–1936) в многотомном сочинении «Асар», статьи Ахметзаки Валиди (1890-1927) и Р. Фахретдина на страницах дореволюционного журнала «Шура», статьи и труды историка Миркасыма Усманова (1934–2010), первым в советское время изучившего и введшего в научный оборот интеллектуальное наследие Фаизханова.

Один из разделов выставки знакомит посетителей с трудами брата Хусаина Фаизханова – Габдулгалляма, который занимался педагогической, литературной и публицистической деятельностью. Его перу принадлежат «Краткая научная морфология татарского языка» (Казань, 1887), «Общая география» (Казань, 1888) и другие работы, представленные на выставке.

Современные переиздания трудов Хусаина Фаизханова, представленные на экспозиции, подготовлены Издательским домом «Медина» под руководством главного редактора, доктора теологии профессора Дамира Мухетдинова. Выставку дополняют портреты единомышленников и соратников Фаизханова из собрания Издательского дома.

Работа выставки продлится до конца ноября.

Вход по читательским билетам.

Пресс-служба ДУМ РФ

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна