закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


1 ноября 2021 13:46   Республика Татарстан 

«Суннатчи бабай» – приглашение в духовный мир татарского народа

22 октября 2021 года в Татарском государственном театре юного зрителя имени Кариева в Казани состоялась премьера спектакля «Суннатчи бабай». Постановка главного режиссера театра, заслуженного деятеля искусств Татарстана, заслуженного артиста России Рената Аюпова объединяет несколько произведений классика татарской литературы Гаяза Исхаки. Спектакль примечателен тем, что его создание благословил председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации муфтий шейх Равиль Гайнутдин. В день премьеры труппу и всех зрителей поздравил и передал приветствия духовного лидера российских мусульман муфтия Гайнутдина председатель Совета старейшин ДУМ РФ Дамир-хазрат Гизатуллин.

Инсценировку, объединяющую сразу несколько прозаических произведений Гаяза Исхаки, в том числе повести и новеллы “Сөннәтче бабай”, “Кәләпүшче кыз”, “Ул әле өйләнмәгән иде”, “Остазбикә”, “200 елдан соң инкыйраз”, выполнили молодые литераторы Булат Минкин и Ландыш Абударова. Главную роль – роль старика Курбанколыя – хранителя традиций, выполняющего обряд обрезания детям мужского пола, в первом составе исполняет народный артист Татарстана и России Азгар Шакиров.

Массовые сцены в начале и финале постановки передают дух и традиции народной жизни. Между этими торжественными и важными событиями с жизни мусульманина – вступлением в жизнь уммы через обряд обрезания и покиданием ее ради жизни вечной, оставляя свою миссию в руки благодарного ученика – разворачиваются личные и общественные драмы, из которых и соткана жизнь любого общества. Авторы спектакля каждую из драматических ситуаций завершили счастливым концом. В этом главное отличие постановки от литературной основы, ведь в произведениях Исхаки финал чаще всего остается открытым или завершается драматически (а в некоторых произведениях, например в «Зулейхе», - трагически).

Метафорой глубоких исторических корней, из которых произрастает духовное бытие народа, выступает передаваемое из уст в уста шажэрэ - фамильное древо Курбанколыя. Провожая старика в последний путь – к его Создателю, вся община декламирует его шажэрэ, как бы черпая духовные силы и нравственный фундамент из наследия многих поколений праведных предков. Гаяз Исхаки вписал в родословную суннатчи бабая и могущественного полководца Тамерлана, и фигуру Салмана Фарси – полумифическую личность времен пророка Мухаммада (мир ему). При этом Исхаки совершенно не ушел от традиций реальной общинной жизни современников. Свидетельством чему служат фамильные древа, размещенные в фойе театра. Исследователь и каллиграф Назип Наккаш (Исмагилов) много лет занимается составлением шажэрэ и в нескольких из них, представленных в рамках постановки, генеалогия современных татарских семей возводится к Салки (Шалки) - эльтеберу Булгарского царства, чей сын Алмуш в 922 году по григорианскому календарю объявил о вхождении своего царства в цивилизацию ислама. По словам Назипа Наккаша, звенья родословных позже XVII века подтверждаются метрическими данными, хранящимися в госархивах, а более ранние периоды – переданы в рукописях, бережно хранившихся в семьях.

«Спектакль Р. Аюпова знакомит нас не столько с бытом татарской деревни, а сколько погружает в духовную составляющую татарского мира... Очень тонко переданы эмоциональные скрепы, которые составляют суть татарского национального характера, размываемого на наших глазах: уважительное отношение и почитание старших, семья как высшая ценность, религиозность как образ жизни, любовь без слов, единство общины и в горе, и в радости, терпение, трудолюбие, мягкость в культуре речи...», - такими словами отозвалась о постановке театральный критик и литературовед Милеуша Хабутдинова.

«Суннатчи бабай», передающий духовные коды татарского народа, имеет все шансы стать для театра Кариева такой же визитной карточкой, как «Угасшие звезды» для театра Тинчурина или «Голубая шаль» и «Старик из деревни Альдермыш» Камаловского, поскольку служит приглашением в духовный мир татарского народа. Отличие «Суннатчи бабая» в том, что он раскрывает татарский мир не через фольклор и народный характер, а через традиции духовности.

Постановка спектакля «Суннатчи бабай» приурочена к 1100-летию принятия ислама народами Волжской Булгарии. И это не единственный подарок, запланированный театром Кариева к великому юбилею. В 2022 году в свет должна выйти постановка «Кыйса-и-Юсуф» на основе одноименной всемирно известной поэмы  Кул Гали – поэта эпохи Волжской Булгарии, воспевшего духовный подвиг пророка Йусуфа. На следующий же юбилейный год запланированы и гастроли театра по регионам России, дабы дать возможность широкой российской публике приобщиться к духовным традициям татарского народа.

Фото пресс-службы театра Кариева

Пресс-служба ДУМ РФ

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.