XVII Международный мусульманский форум собрал участников с разных континентов мира
XVII ежегодное заседание Международного мусульманского форума, озаглавленное «От экологической проповеди к экологическому мышлению: поиск оптимального способа говорения», состоялось сегодня в онлайн формате с участием религиозных, политических и общественных деятелей, руководителей образовательных учреждений и академической науки из многих стран мира.
В своем видеообращении председатель Папского совета по межрелигиозному диалогу, префект Комиссии по религиозным связям с мусульманами (Ватикан) кардинал Мигель Анхель Аюсо Гиксот передал слова приветствия Епископа Рима папы Франциска в адрес участников XVII заседания ММФ и представил свои размышления на тему «экологического мышления».
По словам кардинала Мигеля, человек – это неотъемлемая часть самой природы, его взаимодействие с ней происходит постоянно на протяжении всей его жизни, а экологическое мышление – это все то, что отражает человеческие представления о взаимоотношениях между природой и обществом. Одной из негативных тенденций, господствующей в современном обществе, является «культура одноразового использования», которая проистекает из человеческих пороков: жадности, безразличия, невежества, страха, несправедливости, уязвимости и насилия.
«Экологические и социальные кризисы – это две стороны одной и той же проблемы», - отметил кардинал Гиксот, пути решения которой необходимо сегодня решать сообща, вступая в диалог, продвигая культуру бережного отношения к природе, культуру терпимости, мирного сосуществования, уважения и братства. «Забота о мире, в котором мы живем, это забота о нас самих. Мы должны все больше и больше думать о себе как о единой семье, живущей в общем доме», - заключил кардинал Мигель Гиксот.
"Связь человека с миром бытия классифицируется по четырем основным уровням: взаимодействие с Богом, с самим собой, с другими людьми и с природой. Эти четыре уровня определяют форму и способ жизни человека, его действия и поступки. Они взаимосвязаны и имеют прямое отношение друг к другу, - уверен ходжат аль-ислам валь-муслимин Мехди Иманипур, глава Организации по культуре и исламским отношениям Исламской Республики Иран. - В исламском мировоззрении верующий человек, человек, который верен Всевышнему Творцу, своему создателю, не может быть безразличным к другим и самому себе, к природе. Все четыре уровня являются реакцией на события в жизни человека".
Он в своем видеообращении в адрес участников XVII Международного мусульманского форума отметил, что согласно Корану, мир и природа – это аят (знамение), проявление истины. Природа показывает Бога, и он проявляет себя в ней. Когда верующий человек смотрит на природу, он видит Бога, когда он видит горы, пустыню, воду, его взгляд сакрален, и он видит могущество и величие Бога.
Мусульмане должны активно включиться в процесс защиты природы, ведь экология является интегральной частью исламского учения, уверен муфтий Наурызбай кажы Отпенов, председатель Духовного управления мусульман Казахстана. По его словам, Аллах сделал человека хозяином на Земле при условии, что он будет поступать в полном соответствии с божественными установлениями и не нарушать их.
"С точки зрения ислама, люди находятся в центре творения, обладая не только определенными правами в соответствии с исламской этикой окружающей среды, но и наложенными на них конкретными обязательствами", - заявил он.
О важности осознания экологической ответственности человека перед Богом и необходимости консолидации усилий религиозных деятелей говорилось в выступлении председателя Экспертного совета при Патриархе Московском и всея Руси по взаимодействию с исламским миром иеромонаха Григория (Матрусова). Отметив особую актуальность темы, заявленной для обсуждения в рамках XVII заседания ММФ, он обратился к его участникам с предложением развивать и претворять в жизнь экологические межрелигиозные инициативы; привлекать к этому благому делу молодежь. Забота об экологии – это «великий труд, за который мы, на самом деле, несем и будем нести ответственность и дадим ответ на Страшном суде», - заключил иеромонах Григорий (Матрусов).
"При участии религиозных деятелей мы проводим в нашей стране разного рода мероприятия по экологическому воспитанию. По линии Министерства экологии и природных ресурсов Азербайджанской Республики проводятся семинары, встречи, конференции, направленные на экологическое просвещение", - сообщил председатель Государственного комитета по работе с религиозными образованиями Азербайджанской Республики, доктор философских наук Мубариз Гурбанлы.
По его словам, в прошлом году при поддержке Фонда пропаганды духовных ценностей в подчинении Государственного комитета по работе с религиозными образованиями АР был опубликован исследовательский труд под названием «Духовные ценности и охрана окружающей среды». "Изданные Комитетом книги и брошюры, затрагивающие экологические проблемы, отношение к природе в исламе, распространяются среди населения совершенно бесплатно. У людей разные дома, Отечества, религии и культуры, но все мы живем под одним небесным сводом, в одной, единой для всех, обители. Эта обитель - наша планета Земля", - сказал он.
Тема современного осмысления уроков из истории Всемирного потопа – одного из основных сюжетов священной для всех авраамических религий истории, и универсальности для всего человечества Ноева Завета, прозвучала в выступлении директора Института иудаизма и цивилизации (г. Мельбурн, Австралия) раввина Шимона Довида Коуэна.
По словам раввина Коуэна, после Всемирного потопа на все человечество Богом через библейского праведника Ноя (в исламской традиции почитается как пророк Нух - Прим. ред.) были возложены Семь обязательных заповедей. Среди них: запреты на идолопоклонство, богохульство, убийство, прелюбодеяние, воровство, жесткое обращение к живым существам и соблюдение принципа справедливости в суде. Шестая заповедь, утверждающая запрет на жестокое, небрежное отношение к объектам живой природы, как отмечает раввин Коуэн, означает соблюдение человеком принципа умеренности в пользовании всеми ее благами.
В заключение своего выступления раввин Ш. Д. Коуэн презентовал участникам XVII заседания ММФ собственную книгу («Теория и практика всеобщей этики»), посвященную теме Семи законов потомков Ноя, отметив также ее доступность русскоязычному читателю.
Как подчеркнул глава Исламского центра, муфтий Республики Таджикистан доктор Саидмукаррам Абдукодирзода, экологическое просвещение требует работы по целому ряду направлений. "Во-первых, и прежде всего, нужно, чтобы человек научился понимать взаимосвязь между индивидом, обществом и природой и ощутил свою ответственность за состояние окружающей среды. Следует стремиться придать экологическому просвещению непрерывный характер, начинать его с раннего возраста и распространить на все сферы жизни, - отметил он. - В целях улучшения экологического просвещения и повышения уровня экологического сознания в обществе, а также для постоянного повышения уровня экологического просвещения в глобальном масштабе используются самые различные формы и методы работы. Сюда относятся как методы прикладного характера, так и научно-исследовательские работы".
По словам муфтия Республики Таджикистан, охрана окружающей среды — это, конечно, не единственная, но одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед человечеством. "Проблемы экологии порождают сегодня опасную угрозу для здоровья людей и животных, и наибольшую опасность во всем мире несет в себе загрязнение водных ресурсов, что сказывается на качестве и здоровье жителей Земли", - сказал он.
(Материал дополняется)