14 февраля 2025 12:18
Они отдали свою жизнь ради нас: к 80-летию казни нацистами группы Гайнана Курмаша и Мусы Джалиля
В российской истории XX века август был месяцем трагедий. Первого августа 1914 года (по новому стилю) Германская империя объявила войну России, что стало фактическим началом Первой мировой войны. Через четверть века уже нацистская Германия приняла окончательное решение о начале войны с Польшей, и 1 сентября 1939 года стало днем начала самой страшной войны в истории человечества.
Вторая мировая война изменила жизнь миллиардов людей по всему миру, наложила свою печать на жизнь каждой советской семьи. Сотни миллионов людей от Атлантики до Волги принимали свои решения о том, на какую встать сторону. Многие предпочли выжить любой ценой, но тем важнее выбор тех, кто пожертвовал своей жизнью во имя победы над нацизмом… Джалиль и его соратники погибли, хотя могли сохранить свои жизни. В начале 1990-х годов в Казань приезжали бывшие легионеры «Идель-Урала», которые вспоминали, как их собрали в зоне оккупации США в Мюнхене, а потом отправили в Турцию.
Напавшая 22 июня 1941 года на СССР Германия обладала многочисленными союзниками из государств континентальной Европы. Это были не только армии государств — сателлитов Германии, но и вооруженные сторонники пронацистских движений из оккупированных немцами стран Европы и даже бывшие военнопленные. После провала блицкрига в 1941 году и летнего наступления 1942 года нацисты стремились создать военные подразделения из самых разных народов, включая народы СССР. Среди них наиболее известны РОА Власова, украинские и прибалтийские части СС. Однако нацисты формировали подразделения и из представителей так называемых восточных народов. В 1942–1943 годах были созданы шесть легионов. Сначала четыре — Туркестанский, Кавказско-мусульманский, Армянский и Грузинский. Волго-татарский легион появился в последнюю очередь, потом Кавказско-мусульманский разделили на два легиона — Северокавказский и Азербайджанский. В ходе двух волн осени 1942 года, затем осени 1943 года всего было создано 14 туркестанских батальонов, 8 азербайджанских и 7 татарских.
Для нацистов важным было воспользоваться ранее авторитетными национальными политиками, находящимся в эмиграции. Не будем называть имена этих политиков из числа мусульманских народов, но в 1917 году и в период гражданской войны это были достаточно авторитетные деятели. Часть из них была избрана депутатами Всероссийского Учредительного Собрания в 1917 году.
Среди татар проблемой для нацистов стало отсутствие авторитетных политиков — сторонников тоталитаризма; концентрация татарских лидеров в эмиграции существовала не в нацистской Германии или оккупированной Франции, а в Турции (Садри Максуди) и Польше до ее оккупации нацистами (Гаяз Исхаки). Важнейшим противоядием от идей нацистов было характерное для политической культуры татар неприятие этнических чисток, стремление поддерживать мир между различными народами. В начале и конце прошлого века татары до последнего стремились к сохранению большого государства, где мирно уживались представители различных народов и религий. Поэтому расовые идеи нацистов о делении людей на различные сорта, о массовом истреблении на основании безумных идей тоталитаризма были чужды как Максуди и Исхаки, так и Джалилю и Курмашу. Только первые называли источником своих идей текст Корана, а вторые — интернационализм.
В начале прошлого века татарских политиков обвиняли в пантюркизме, в стремлении сплотить мусульманские народы России, но Исмаил Гаспринский назвал эту общность «русское мусульманство». Джалиль, Курмаш и большинство членов этой группы не были уроженцами Татарстана. Джалиль был призван в армию из Казани, но с татарской столицей были связаны только несколько лет его жизни, не случайно его жена Амина так и оставалась в Москве. Курмаш был уроженцем Казахстана и перед призывом работал в Марийской АССР, Фуат Сайфельмулюков был призван в Таджикской ССР, Гариф Шабаев — в Узбекской ССР, Ахат Атнашев — из Петропавловска-Казахстанского. Сегодня мы думаем о том, как сплотить это пространство уже треть века независимых государств, джалилевцы объединили его своей кровью.
Лучшие тексты о Джалиле создавались в годы так называемой оттепели, когда были живы их соратники и появилась возможность сказать самое главное о их деяниях, но в те годы существовали и темы для умолчания. Наоборот, в последние годы в России много пишут о том, как бывшие военнослужащие Советской Армии, перешедшие на сторону нацистов, уничтожали советских граждан. Классическим здесь является пример белорусской Хатыни. Не случайно в школьную программу вернули и «Молодую гвардию» Фадеева, где с документальной точностью показаны не только зверства немцев, но и своих по крови и языку, но бесконечно далеких по духу их пособников...
Тем важнее опыт легиона «Идель-Урал», чьи воины не запятнали себя кровью советских сограждан. Занимаясь открытой пропагандистской деятельностью, Муса Джалиль и его соратники показали идеал для легионеров: им стало возвращение в родной дом, которое нужно было заслужить. В результате агитационной деятельности подпольщиков 825-й батальон легиона, отправленный в район Витебска на борьбу с белорусскими партизанами, в ночь на 23 февраля поднял восстание и перешел на их сторону. В те дни фронт проходил в пригородах Ленинграда и подо Ржевом, так что шансы дожить до победы у этих героев были невелики. После этого восстания ни один из татарских батальонов не был направлен в сторону Восточного фронта.
В действиях Курмаша, Джалиля, их ближайших соратников, простых легионеров, перешедших на сторону партизан, восхищает величие их духа. Чудом выжив в условиях немецких лагерей для военнопленных, они сделали все возможное, чтобы не запятнать себя и других легионеров кровью сограждан. Но нацистские спецслужбы работали профессионально, и 11 августа 1943 года организация была разгромлена. В итоге по приговору Второго имперского суда от 12 февраля 1944 года в тюрьме Плетцензее (Берлин) «за подрыв военной мощи немецкого рейха» и «пособничество врагу» члены подпольной организации 25 августа 1944 года были казнены. На просьбы о помиловании 4 июля 1944 года Восточное министерства от имени Альфреда Розенберга ответило: «Мы против смягчения приговора в случае этой татарской группы, и мы просим воздержаться от подобного шага».
Захватчики и палачи приходят и уходят, а герои и их идеалы вечно живут в памяти людей. Показав нацистский ад рабов и господ, убийств и выжженной земли, Муса Джалиль в «Моабитской тетради» воспел мир луга, где среди цветов играют дети. И к этому миру мы должны стремиться и в наши дни…
Айдар Хабутдинов,
профессор Казанского филиала Российского
государственного университета правосудия,
доктор исторических наук
Газета "Минбар ислама"