I Съезд Национального союза производителей продукции и услуг “Халяль” прошел в Московской соборной мечети
Халяль-рынок России превысил ежегодный оборот: спрос внутри страны прибавляет +2–3% в год. За 2024 год Россия экспортировала халяльной продукции на $380 млн, прибавив 82% к показателям 2023 года. При этом глобальный рынок индустрии халяль — оценивается в $2 трлн — проявляет устойчивый интерес к продукции российского производства, пользующейся доверим и у самих россиян.
Обсудить вызовы и условия развития халяльного сектора экономики нашей страны в Московской соборной мечети собрались представители всей индустрии: производителей, сертифицирующих органов, экспертного сообщества и профильных ведомств, — на I Съезде Ассоциации «Национальный Союз производителей продукции и услуг “Халяль”».
Приветствие главного муфтия шейха Равиля Гайнутдина участникам встречи передал заместитель председателя ДУМ Российской Федерации по внутренним делам Равиль Сейфетдинов:
«На протяжении 25 лет Духовное управление мусульман РФ последовательно работает над развитием индустрии халяль в нашей стране. В 2003 году нами был разработан и введён в действие первый российский стандарт по продукции и услугам халяль. Созданные специалистами ДУМ РФ стандарты послужили базой для формирования отрасли халяль в Кыргызстане, Казахстане и Беларуси. Сегодня мы активно содействуем российским производителям в продвижении товаров “Халяль” на рынки ближнего и дальнего зарубежья».
Духовный лидер мусульман России отметил в послании, что интерес к отрасли растет у разных слоев общества, предпринимателей и государственных структур. Это стимулирует развитие механизмов контроля и систематизации производства, инструментов выработки единых отраслевых стандартов, программ поддержки и расширения экспортных возможностей.
О качестве халяльной продукции и готовности помогать продвигающим ее организациям в начале съезда заявила член Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, директор Ассоциации «Объединение мясопереработчиков» Екатерина Лучкина:
«Чтобы поддержать наших производителей, помочь на внешних рынках, укрепить продовольственную безопасность нашей страны, площадки ТПП РФ и Ассоциации мясопереработчиков будут с радостью вовлечены в системную совместную работу».
Другой партнер в продвижении отечественного халяля на зарубежные рынки — Российский экспортный центр. На форуме выступил представитель организации Асламбек Тахаев. Он рассказал о предоставляемых РЭЦ мерах поддержки экспортерам: образовательной и коммуникационной — в 17 странах есть представительства центра, которые ищут покупателей российской продукции на местных рынках.
«Самый сложный вопрос, который возникает у экспортеров: что требуется для выхода на тот или иной рынок. РЭЦ может вам помочь, мы консультируем по требованиям оценки соответствия обязательных и добровольных сертификатов. Также мы поддерживаем наших экспортеров на выставках и в бизнес-миссиях в рамках софинансирования», – рассказал Тахаев. В направлении экспортной поддержки, по его словам, работает и программа «Сделано в России».
Продвижением отечественных производителей на зарубежные рынки также занят ФГБУ «Агроэкспорт», рассказал советник руководителя центра Александр Якуба:
«Что касается индустрии халяль. Сейчас наш фокус развития экспорта – это дружественные страны, значительная часть из которых — мусульманские. И, конечно, экспорт халяльной продукции — одно из базовых направления на сегодня для нас. Нам очень важно развиваться и развивать индустрию сертификации. И тут я хочу поблагодарить организаторов съезда, потому что они многое сделали, что российские экспортеры могли поставлять свою продукцию в Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты, другие страны залива, в Юго-Восточную Азию — вот у нас появились сертификаты в Малайзию».
В конце 2024 года Московскую соборную мечеть посетила делегация Департамента ветеринарных служб и Департамента исламского развития (JAKIM) Малайзии. Представители ведомств прибыли в Россию для проверки предприятий, сертифицированных Международным центром стандартизации и сертификации «Халяль» при ДУМ РФ. Как сообщил на форуме генеральный директор центра Айдар Газизов, скоро представители ведомств вновь прибудут в Россию проверять на соответствие стандартам предприятия, в том числе участников съезда ассоциации.
Президент «Национального Союза производителей продукции и услуг “Халяль”» Ильяс Мамлеев в приветствии рассказал, что ассоциация была зарегистрирована в 2020 году и с тех пор прошла уверенный путь:
«Сегодня мы объединяем 12 производителей халяль-продукции и выступаем центром развития индустрии. Миссия союза заключается в создании эффективной платформы взаимодействия российских производителей в сфере халяль — мы стараемся консолидировать участников рынка, защищать права производителей и потребителей, бороться с контрафактной продукцией, привлекать правительственные структуры к решению проблем отрасли».
После его выступления Айдар Газизов добавил, что еще десятки компаний подали заявку на вступление в ассоциацию, но прежде им предстоит пройти тщательную проверку. Тема качества халяльной продукции и сертификации ее производителей в целом была одной из центральных в обсуждении. В этом ключе высказался и председатель Комитета по стандарту «Халяль» ДУМ Республики Татарстан Аббяс Шляпошников. Проблему контрафакта и псевдосертифицирующих органов обозначил заместитель министра сельского хозяйства Татарстана Рустем Гайнуллов. При этом, отметил чиновник, в регионе увеличиваются объемы и качественные характеристики индустрии халяльной продукции.
Гендиректор МЦСиС «Халяль» при ДУМ РФ процитировал слова главного муфтия шейха Равиля Гайнутдина, сказанные им в мае этого года руководителю Халяль-центра Саудовской Аравии доктору Абдул Азизу Аль-Рашуди в ответ на его обеспокоенность возможным контрафактом в халяльном импорте из России в КСА: «Для нас халяль — это не бизнес, это доверие». По словам Газизова, для успешного ведения бизнеса российские национальные стандарты должны быть гармонизированы с международными.
Этот тезис — о важности соответствия принятым стандартам халяль на мировом рынке — подтвердил заместитель директора ФГБНУ «Федеральный научный центр пищевых систем им. В.М. Горбатова» РАН Юрий Зубарев. Он отметил значение международных стандартов халяль в развитии российской индустрии:
«Общий тренд по миру – обязательно учитывать стандарты «Халяль», к этим критериям обращаются и учитывают их. Это свидетельствует о том, что спрос на продукцию, соответствующую нормам ислама, растет с каждым днем. Продукция халяль ассоциируется с качеством. Это подчеркивает высокую работу на территории Российской сертификации сертифицирующих органов во главе с муфтиями».
О внедрении стандартов «Халяль» на предприятиях рассказали сотрудники крупнейших производителей соответствующей продукции — Доруди Ники из ГАП «Ресурс» и Дмитрий Васильев из «Дамате». К участникам съезда также обратились представители других компаний, входящих в ассоциацию: Софья Чугунова из ООО «ОМЕГА Фуд Технолоджис», Ринат Халилуллин из ООО «Халял Аш», Татьяна Кулагина из АО «НПО «Технологии», Павел Петухов из ООО «Хема» и Валерий Погосян из ООО «МПК «Обнинский».
Спикеры подчеркнули важность сохранения доверия у потребителей к халяльной продукции для развития этой отрасли российской экономики на внутреннем и внешних рынках.
Способствовать этому готово и научное сообщество, заявил научный руководитель Всероссийского НИИ птицеперерабатывающей промышленности член-корреспондент РАН Виктор Гущин. Он также подчеркнул важность качественной сертификации по стандартам «Халяль»:
«Это дополнительный контроль продукции, которая поступает на рынок. Я сам часто бываю там, смотрю, как относится наш покупатель к такой продукции. Многие уже привыкли брать ту, что лежит на прилавках [со знаком] "Халяль».










