закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


26 декабря 2024 13:52    

Фаизханов, Фахретдин, Бигиев и судьба российских мусульман XXI века

Художник: Л.Хасьянова
Художник: Л.Хасьянова

В 2023–2024 годах в связи с развитием межгосударственного образования БРИКС и поворотом в сторону Глобального Юга Россия заявила о своем особом взгляде на политические и ценностные начала обустройства всего человечества. Он заключается в приверженности к традиционным духовно-нравственным ценностям, многополярности мирового политического пространства и уважении к суверенным правам и интересам наций и государств. Переосмыслению подвергается и внутреннее обустройство страны, основой и пищей для которого выступает наследие предшествовавших поколений мыслителей. В эпоху перемен неравнодушные к судьбе своего народа интеллектуалы ищут ответы на вопросы сегодняшнего дня в уроках предыдущих эпох.

В череде научных мероприятий, прошедших под эгидой Духовного управления мусульман Российской Федерации в последние месяцы уходящего 2024 года, теологи и светские ученые разъясняли, какими принципами руководствовались великие умы прошлого при решении задач, похожих на современные.

29 октября в Доме народного единства в Нижнем Новгороде состоялась IX Всероссийская научно-образовательная конференция «Бигиевские чтения » по теме «Мусульманское наследие России: традиции, персоналии, концепции». 3 декабря в Московской Соборной мечети прошла X Всероссийская научно-практическая конференция «Фахретдиновские чтения» на тему «Роль духовных деятелей в просвещении и воспитании общества» и приуроченная к 165-летию со дня рождения муфтия Ризаэтдина Фахретдина. 12 декабря Институт восточных рукописей в Санкт-Петербурге принимал XXI Всероссийскую научно-практическую конференцию «Фаизхановские чтения» на тему «Ислам в России: история и культура». Все мероприятия были организованы Духовным управлением мусульман Российской Федерации, Московским исламским институтом при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования.

 

Фаизхановские чтения: Вместе с русским народом — к правовому государству

Открывая Фаизхановские чтения, член-корреспондент РАН директор ИВР РАН Ирина Попова охарактеризовала Хусаина Фаизханова как просветителя, теолога и востоковеда, тесно связанного с санкт-петербургским академическим востоковедческим сообществом. Она напомнила, что с Институтом восточных рукописей (в XIX веке — Азиатским музеем императорской Академии наук. — Примеч. ред.) связан значительный период жизни и научного творчества Фаизханова, который в этих стенах работал с рукописями из собрания Азиатского музея под руководством директора Азиатского музея Императорской академии наук Б. А. Дорна.

Первый заместитель председателя ДУМ РФ, ректор МИИ доктор теологии муфтий Дамир Мухетдинов выступил с расширенным докладом по развитию фаизхановедения за последние два десятилетия. Он отметил, что активное изучение наследия Фаизханова началось в 2004 году, когда на Нижегородчине впервые прошли Фаизхановские чтения. Ныне Фаизхановские чтения являются старейшими отечественными научными чтениями, проводимыми духовными организациями российских мусульман. В докладе доктора Мухетдинова прозвучали имена Миркасыма Усманова, Сайяра Сабирова, Умара Идрисова, Гаяза Закирова, Сергея и Ольги Сенюткиных, Айдара Хабутдинова и Айдара Юзеева, Дамира Хайретдинова, чьими усилиями состоялось становление фаизхановедения в ХХI веке.

В серии «Наследие Хусаина Фаизханова» издаются научные переводы неопубликованных ранее трудов ученого. Научная деятельность муллы Хусаина зиждилась на его фундаментальном теологическом образовании и редком даре каллиграфа и переписчика. В новой книжной серии Издательского дома «Медина», названной «Памятники письменности исламской культуры», уже вышла книга «История ислама в Дагестане» на основе рукописи, переписанной Хусаином Фаизхановым.

Доктор исторических наук, профессор Казанского филиала Российского государственного университета правосудия руководитель Центра изучения истории ислама в России Московского исламского института (г. Казань) Айдар Хабутдинов  в своем докладе сконцентрировался на политико-правовых взглядах Хусаина Фаизханова, которые прослеживаются из его трудов, посвященных историческим государственным образованиям российских мусульман, в частности, его сочинениям «Касимовское ханство» и «История Казани», а также из личной переписки ученого. Фаизханов был одним из первых татарских идеологов, осмыслявших правовые основы развития тюрко-татарской нации в составе российского государства накануне перехода российской государственности от абсолютистской монархии к форме правового государства. Хусаин Фаизханов был убежден в необходимости развития тюрко-татарской мусульманской уммы России вместе с русским народом в составе российского государства. Позднее эти идеи развили просветитель Исмаил Гаспринский, теолог и историограф Шихабутдин Марджани. Айдар Хабутдинов подчеркнул, что в теологической традиции концепцию правового государства и народного суверенитета развил Риза Фахретдин, который был виднейшим исследователем наследия Хусаина Фаизханова.

 

Фахретдиновские чтения: Разум — главное орудие религиозного знания

Выступавший на пленарном заседании Фахретдиновских чтений профессор Казанского федерального университета Айдар Юзеев охарактеризовал Фахретдина как религиозного реформатора и просветителя. Религиозно-реформаторские аспекты мировоззрения Фахретдина включают приобщение религии к современному знанию (проблема веры и знания), новое толкование иджтихада — вынесение решения по общественно-правовой жизни мусульман и иджма — консенсуса авторитетов-мусульман. Татарский мыслитель утверждал в своих сочинениях совместимость религии и современного знания, пытаясь доказать, что каноны ислама не противоречат современной действительности при правильном толковании. Любопытны воззрения Ризаэтдина Фахретдина на правовое устройство государства. Рассуждая о мусульманском государстве, он писал о том, что его законы должны быть основаны на Коране и Сунне, а при отсутствии в этих источниках явных аналогий решение может основываться и на иджма, то есть консенсусе исламских теологов. Ученый утверждал, что в современную ему эпоху иджма может выноситься не только муджтахидами, но и светскими учеными — специалистами в соответствующих областях. Относительно иджтихада Р. Фахретдин придерживался мнения, что время иджтихада (вынесения самостоятельного решения по общественно-правовой жизни мусульман) не прошло, однако, в отличие от иджмы, являющейся законотворческим актом, иджтихад касается решений одного человека и поэтому не имеет юридической силы.

В труде «Джавами аль-калим шархи» татарский мыслитель выступал за очищение ислама от позднейших наслоений, творческое толкование Корана и Сунны, доказывал, что ислам золотого века — времени пророка Мухаммада (мир ему)   и праведных халифов не только не противоречит современной действительности, а наоборот, предполагает необходимость толкования догматов религии в соответствии со знанием Нового времени. Мыслитель писал, что светское знание не обосновывается шариатом и искать в нем ответы на светские вопросы не имеет смысла, человек должен самостоятельно искать ответ, «опираясь на свой опыт и разум».

Один из главных трудов в научном наследии Фахретдина — биобиблиографический свод «Асар» и один из выдающихся образцов российской мусульманской энциклопедистики. Он включает более 1200 биографий виднейших представителей тюркских народов Поволжья и других регионов от Волжской Булгарии до начала XX века. Основное внимание уделяется биографиям общественных и религиозных деятелей, а также ученых и писателей. Ответственный редактор энциклопедического словаря «Ислам в Российской Федерации» Ахмад Макаров посвятил свое выступление «Асару» как источнику сведений об инфраструктуре миллета округа ОМДС.

Имам-хатыб Московской Соборной мечети кандидат исторических наук Ислам Зарипов назвал манифестом джадидизма воззрения Фахретдина по этическим вопросам. По словам религиозного деятеля, в начале ХХ века в теологических воззрениях отечественных мусульманских теологов на смену так называемому «фикховому мышлению», то есть мышлению сугубо в категориях нормативных, пришло понимание первичности нравственной составляющей. В той или иной степени об этом писали и говорили многие теологи эпохи, однако именно Фахретдин в произведении «Джавами аль-калим шархи» отразил эти воззрения концептуально.

 

150-летие Бигиева: социальное благо и уважение к личности

Разговор о смене парадигмы в теологических подходах татарских ученых начала ХХ века продолжился в Санкт-Петербурге на XXI Фаизхановских чтениях, о которых мы писали выше. На этой конференции Издательский дом «Медина» представил книжную новинку — адаптированный перевод на русский язык труда Мусы Бигиева «Понимание Корана» («Фикх ал-Кур’ан»), который представляет собой комментарий к суре «Открывающая» («Аль-Фатиха») и первым пяти айатам суры «Корова» («Аль-Бакара»). Ислам Зарипов, выступивший соавтором перевода совместно со своим учителем, членом-корреспондентом РАН заведующим кафедрой арабской филологии Института стран Азии и Африки МГУ, доктором филологических наук Дмитрием Фроловым, назвал этот труд уникальным примером экзегетики, то есть толкования Благородного Корана с позиций джадидизма.

Ислам Зарипов выделил ключевые характеристики, отличающие подход представителей джадидизма к толкованию Корана по сравнению с представителями классической традиции тафсиров. Во-первых, это антропоцентризм, то есть построение разъяснений вокруг благополучия и пользы человека. Второй характерной чертой является рационализм и призыв к рациональному познанию окружающей действительности. Еще одна особая черта подходов Бигиева к тафсиру — социальная направленность и трактовка аятов Благородного Корана с позиций общественного блага. Кроме того, в труде проявляется инклюзивизм Мусы Бигиева в вопросах спасения. Позднее воззрения теолога относительно этого вопроса будут подробно раскрыты и аргументированы в труде «Доказательства Божьей милости» (1933), но уже в тафсире известного айята открывающей суры Корана («Аль-Фатиха») Бигиев уточняет, что в числе упоминаемых людей, находящихся под гневом Всевышнего и являющихся заблудшими, могут быть и мусульмане.

Прошедшие в Нижнем Новгороде Бигиевские чтения стали площадкой обсуждения результатов отечественной бигиевистики и уточнения научно-просветительских планов на 2025 год — год 150-летия великого ученого.

Профессор Дамир Мухетдинов рассказал о книжной серии Издательского дома «Медина» «Наследие Мусы Бигиева». Выступление заведующего отделом истории религий и общественной мысли им. Я. Г. Абдуллина Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, руководителя Центра изучения наследия Мусы Бигиева Московского исламского института кандидата философских наук Айдара Хайрутдинова было посвящено проблемам и перспективам поиска и введения в научный оборот полной библиографии трудов Мусы Бигиева. Кроме этого, докладчиком была представлена подробная классификация письменного наследия Мусы Бигиева, были озвучены достигнутые успехи, и обозначены задачи на будущее: продолжение поиска прижизненно изданных, но до сих пор не обнаруженных книг Бигиева; продолжение работы по обнаружению и составлению библиографии публикаций Бигиева в татарских газетах и журналах, издававшихся с 1905 года по 1917 год и в первые годы советской власти, а также в татарской эмигрантской прессе; продолжение поиска тафсира «Илхам ар-Рахман фи тафсар аль-Кур’ан» (Карачи. Пакистан, 1944), который Бигиев писал в соавторстве с Убайдаллахом ас-Синдхи в 1932–1933  годах; составление списка необнаруженных изданных и неизданных работ ученого; продолжение поиска рукописи бигиевского перевода Корана на татарский язык, предложенного им к опубликованию в 1912 году.

О вкладе Мусы Бигиева в языковое и культурное возрождение в период обновленческого движения джадидизма рассказала руководитель Центра развития исламского образования МИИ кандидат педагогических наук Гульфия Хабибуллина.

Чуть более века назад интеллектуальные лидеры мусульманской уммы России своей научной и общественной деятельностью утверждали гуманистический поворот в теологической мысли, рациональный подход в вопросах познания и обустройства светской стороны жизни, призывали к правовому мышлению и социальному благу, уделяли самое пристальное внимание национальной истории и заботе о сохранении родного языка, оставив своим потомкам глубоко продуманную, основанную на многовековом опыте, особом культурном коде и интересах российского мусульманства программу действий.

Диляра Ахметова, Марат Ахметжанов, Нина Зотова, Ильгиз Аббязов

Газета "Минбар ислама"

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2025 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.