закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


15 августа 2011 10:40   Калужская область 

Мусульманская община Калужской области

Мусульманская община Калужской области состоит из мус. религиозных групп Калуги, Малоярославца, Обнинска и отдельных мусульман в иных населенных пунктах.

Организационное оформление имеет лишь религиозная организация мусульман «Сунна» в областном центре, зарегистрированная в 2001 г. в составе ДУМЕР, остальные группы существуют без юридического оформления – среди них вайнахские и дагестанские суфийские, азербайджанские шиитские. Одной из самых заметных является моноэтничная татарская религиозная группа, продолжающая традиции неофициального ислама сов. периода (см. История ислама в Калужской обл.). Руководителем является военный пенсионер Марван Каюмов, уроженец Абдуллинского р-на Оренбургской обл. Ее основная активность лежит в сфере проведения обрядов (похоронный, никах, имянаречение, меджлисы). Деятельность данной религиозной группы оформлена как работа религиозного отдела Региональной татарской Нац.-культурной автономии (НКА) и проходит во взаимодействии с МРОМ «Сунна».

В гг. Малоярославце и Обнинске действуют моноэтничные татарские религиозные группы. Малоярославская община имеет юридическое оформление в виде отделения татарской НКА. В 2005 г. община в Малоярославце предприняла попытку построить мечеть, сорванную вследствие организованной кампании, которую предприняли радикальные шовинистические элементы.

По переписи 1989 г., на тер. Калужской обл. проживали татары (3 тыс. чел., или 0,28% населения области, 4-е место среди народов), азербайджанцы (2 тыс.), узбеки (1,4 тыс.). По переписи 2002 г., общая численность м.о. составила 13,4 тыс. чел., что составляет 1,28% населения области. Рост м.о. происходил в условиях сокращения общего населения области на 23 тыс. чел. (–2,12% к уровню 1989 г.).

Самым крупным мус. этносом области по-прежнему оставались татары (4,3 тыс. чел., 0,4% населения области), рост численности которых составил 45%. Сюда же следует добавить близкородственных татарам башкир, численность которых в области составляла 0,5 тыс. чел. Одним из немногих исследователей из числа м.о. Калужской обл., изучающих историю мусульман, является башкир С. Г. Асфатуллин (по теме участия мусульман в Отечественной войне 1812 г.). Увеличение численности татар произошло в значительной степени за счет миграционного прироста, преимущественно из Ср. Азии. Татары составляют преимущественно городское население: 60–70% их проживают в областном центре, 25% – в Обнинске. В профессиональном отношении примерно половина татарской общины – рабочие, по 10% – служащие и инженерно-технические работники, остальные – пенсионеры. Среди татар Калужской обл. заметно преобладание женщин. Почти треть татар состоит в экзогамных браках. Образована Нац.-культурная автономия (НКА) татар Калужской обл. с отделениями в Калуге, Малоярославце, Обнинске во главе с Ганеевым Рафаэлем Гумеровичем. Ею проводятся сабантуи на областном уровне, через Всемирный конгресс татар осуществляется связь с Респ. Татарстан и с татарскими общинами в разл. регионах. В Калуге действует воскресный класс с обучением татарскому яз. и культуре. Ежемесячно проводятся культурные мероприятия – концертные программы, выставки книг и т. д. НКА активно участвует в проведении мус. праздников.

Вторым по численности мус. этносом, согласно переписи, остались азербайджанцы, численность которых выросла до 3 тыс. чел., по роду деятельности они преимущественно заняты в сфере торговли. Среди них преобладает шиизм, носящий характер народного ислама; в деятельности МРОМ «Сунна» азербайджанцы участия не принимают. В области существуют неофициальные шиитские азербайджанские имамы. Усилиями этой общины в Калужской обл. проводится навруз.

Следующей по численности крупной мус. группой являются народы Дагестана – 1,9 тыс. чел.: лезгины (0,6 тыс.), даргинцы (0,5 тыс.), аварцы, кумыки, табасаранцы, лакцы и др. Эти цифры в данный период могут быть существенно больше за счет условно-временных мигрантов, учитываемых по месту постоянной регистрации в Дагестане, но фактически проживающих в иных регионах. Члены дагестанской диаспоры предлагали передать в распоряжение этой общины сохранившийся дом, где проживал имам Шамиль, отбывавший здесь ссылку в период 1859–68 гг. По своему социальному статусу среди дагестанцев немало мелких и средних предпринимателей, много занято в строительном бизнесе, в т. ч. и наемным трудом, особенно у работодателей-дагестанцев из числа представителей той же национальности. Часть дагестанцев занимается фермерством, преимущественно животноводством (гл. образом овцеводство). В религиозном плане дагестанцы активны; помимо участия в деятельности РОМ «Сунна», среди них имеются незарегистрированные самоорганизованные группы, следующие разл. суфийским тарикатам. Большинство калужских дагестанцев проживают в регионе с сов. времен или с постсов. периода; на этот факт указывает и весьма характерный для представителей данной общности обряд захоронения покойных – с отправкой в родовые селения в Дагестане (см. Особенности похоронного обряда).

Вайнахов в области насчитывалось 0,8 тыс. чел. (из них чеченцев 0,5 тыс.). Несмотря на свою меньшую численность в регионе по сравнению с др. мус. этносами, они проявляют немалую активность в религиозном плане. Сфера занятости вайнахов зачастую ограничивается мелким и средним предпринимательством; один из чеченских предпринимателей организовал производство на швейной фабрике женской одежды, соответствующей мус. канонам, и поставку ее в Москву. Часть занята в сфере наемного труда – сфере обслуживания, реже в производстве; заметно число студентов, обучающихся в разл. вузах. Среди мужчин-вайнахов, давно проживающих в области, весьма распространены смешанные браки. Среди вайнахов есть самоорганизованные группы, следующие разл. суфийским тарикатам и вирдам; для них характерно проведение мавлидов, но групповые громкие зикры не отмечены. Входящие в РОМ «Сунна» вайнахи, как правило, к тарикатам и вирдам не принадлежат. Для данной общины также характерна отправка покойников на Кавказ для последующего там захоронения.

Общее число представителей народов Центр. Азии, по переписи 2002 г., составляло 2 тыс. чел.: узбеки (0,8 тыс.), таджики (0,6 тыс.), казахи (0,4 тыс.), туркмены и др. Эти цифры не учитывают масштабы присутствия условно-временных мигрантов, численность которых в разы превосходит число зарегистрированных переписью. В наст. время численность узбеков растет достаточно большими темпами, гл. образом за счет трудовой миграции, постепенно переходящей в невозвратную; темпы миграционного прироста таджиков и киргизов несколько ниже. Так, в посл. время были заключены договоры о привлечении рабочей силы из Центр. Азии на завод «Фольксваген» в Калуге; заметен приток мигрантов и в др. сферы народного хозяйства. Для казахов и туркмен характерна, скорее, бизнес-миграция. Из числа этих народов наибольшую активность в религиозной сфере проявляют узбеки.

Число представителей мусульман Сев.-Зап. Кавказа в области условно можно определить в 0,3 тыс. чел. (осетины-мусульмане, кабардинцы и др.); проявлений религиозной активности среди них не замечено. Переписью 2002 г. были зарегистрированы несколько десятков мусульман – выходцев из дальнего зарубежья (с турками – 0,1 тыс.). Спорным является графа «турки» (65 чел.) – вероятнее всего, это турки-месхетинцы, как и в соседних регионах.

Пресс-служба ДУМЕР

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.