закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

Миляд Ханна "Принятие другого"

Диалог цивилизаций – не академическая тема, но практический и жизненный вопрос для большинства человеческих сообществ. В особенности тех из них, кто существует и сосуществует исторически на протяжении многих веков и даже тысячелетий. И очень важно сегодня не увести эту проблематику на высоты научных дискуссий, но попытаться сформулировать идеи и принципы такого диалога в понятных и доступных формах.

 

 

Именно такая попытка делается в небольшой книге египетского общественного деятеля Миляда Ханна "Принятие другого". Имя этого деятеля знают хорошо на родине и во многих странах мира, но в России оно относится скорее к "широко известным в узких кругах". И в этой связи представляется крайне интересной инициатива нового издательства "Центр гуманитарного сотрудничества", возглавляемого российско-египетской журналисткой и переводчицей Моной Халиль, издающего на русском языке произведения современной египетской литературы, в рамках которой и появилась эта книга. Ведь для абсолютного большинства россиян Египет – это фараоны, пирамиды и курорты Хургада и Шарм аш-Шейх. А, между тем, общественная жизнь и современная история этой страны не менее интересны чем то, что происходит в странах – традиционных культурных центрах Запада.

 

Миляду Ханне 88 лет, он выходец из среды христиан-коптов. Будучи по образованию специалистом по городскому планированию, он много времени отдаёт общественной деятельности. Он известен в Египте как активный защитник прав бедных на жилище, а также однозначным неприятием организации "Братьев-мусульман" и их идеологии.

 

Ключевая идея размышлений Ханны о необходимости диалога заключается в том, что человек по природе своей - существо социальное, и принятие другого, диалог с носителями другой культуры и веры, является жизненной необходимостью. По мнению автора, такое положение вещей может возникнуть только в обществе, основанном на принципах демократического социализма, ибо там, где в той или иной степени делается ставка на тоталитаризм, обязательно возникает противопоставление религий, обоснование принципа превосходства одной из них над другой.

 

В качестве образца такого сосуществования и взаимодействия Миляд Ханна приводит Египет, где, по его мнению, установился принцип принятия другого и сотрудничества религий. Основанием этому автор видит в том, что, как ислам, так и коптское христианство, точнее их последователи, осознают свою связь с тысячелетней историей и культурой Египта. И традиционный египетский ислам более толерантен, чем в других арабских странах. Как пишет автор, "у египетского ислама суннитское лицо, шиитская кровь, коптское сердце и фараоновский скелет" (с.87). В целом можно согласиться, что это именно так, однако автор всё же не избежал определённой идеализации. Пусть и не постоянно, и не на уровне элит (к которым принадлежит автор книги), но христианско-мусульманские проблемы в Египте нет-нет, да и проявят себя. Кроме того, необходимо вспомнить, что организация "Братьев-мусульман" возникла именно в Египте и влияние её сегодня даже несколько возрастает.

 

Значительное место в книге отводится роли религии вообще и авраамических вероучений в частности, с точки зрения, прежде всего, их идеологических функций. Нужно учитывать, что автор – не теолог и не религиовед, и к тому же человек достаточно секулярный и мало практикующий, поэтому его взгляды на религиозные проблемы могут кому-то показаться необоснованными и в чём-то даже профанными. Миляд Ханна полагает, что влияние иудаизма на христианство и ислам является исторически определяющим, несмотря на то, что в численном отношений он своим дочерним религиям сильно уступает. В то же время на формирование иудаизма как религиозной системы, по мнению автора, повлиял древнеегипетский монотеизм фараона Эхнатона. Все религии в процессе своего исторического развития прошли череду расколов и разделений. Этого не избежали ни христианство, ни ислам. Только если христиане обозначают эти разногласия именно как теолого-догматические, то мусульмане называют их правовыми. По сути дела в современном мире и христианство, и ислам в разных странах и культурах приобрели очень значительные и различающие их черты. Различие между религиями, пишет Миляд Ханна, появляется тогда, "как только религия трансформируется из Божественного послания в систему управления государством" (c. 83), и различные толкования законников и теологов начинают затмевать, а то и подменять собой основополагающий текст религии.

 

Автор честно отмечает значимость, но одновременно и слабые места того явления, которое принято называть диалогом цивилизаций: "Так называемый диалог религий ведётся уже много лет. Представители различных конфессий встречаются с целью установления взаимных доверительных отношений или сближения, необходимого сторонам для смягчения конфликтов, накопившихся за долгую историю. Как правило, подобные встречи заканчиваются без конкретных результатов и чётких заявлений, которые раз и навсегда могли бы разрешить конфликты или, по крайней мере, выработать механизмы, способствующие их разрешению" (с. 89). Межрелигиозному миру в авраамической семье мешают, по мнению автора, во-первых, исторически накопившиеся и многочисленные негативные стереотипы, а, во-вторых, то объективное обстоятельство, что каждая из этих религий претендует на монопольную истину и верховенство по отношению к остальным.

 

На наш взгляд, книга Миляда Ханны будет очень полезной читателю, никак не связанному ни с исламом, ни с востоковедением, ибо она в сжатой и понятной форме представляет одну из тенденций мыслительного процесса, имеющего место на современном арабо-мусульманском Востоке. И это, пусть в небольшой степени и косвенно, но может способствовать преодолению тех стереотипов, на которые указывает автор книги, и развитию у людей демократического и толерантного сознания, включающего в себя и столь нужное "признание другого".

 

Миляд Ханна. ПРИНЯТИЕ ДРУГОГО.
– М., Центр гуманитарного сотрудничества, 2007,. 111 с., Тир. 1000 экз. ISBN 978-5-903658-01-5

 

 

 

Валерий Емельянов, для "Портала-Credo.Ru"

http://www.portal-credo.ru/site/?act=tv_reviews&id=279

 

Ссылки по теме:

Теймур Атаев - Межрелигиозный диалог и надменность

Валерий Исмаил Емельянов: А будет ли исламо-иудейский диалог в России?

Иван Коростелёв - Диалог ислама и православия: опыт Поволжья

А.В.Полосин, Т.Ибрагим, Дж.С.Маркус - Есть ли у нас диалог религий?

Дж.С.Маркус - Пророк Мухаммад в эпоху глобализма

 

 

 

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.