закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

Идет война народная, священная война

Всякая религия стремится к установлению божественного порядка и мира на Земле. Но жизнь вносит свои коррективы. Для восстановления попранной божественной справедливости зачастую приходится вести войну. В год шестидесятилетия Великой Победы посмотрим, что говорят об этом три авраамические религии.

 

Один из отцов церкви, признаваемый католиками и православными, святой Августин (353–430) в сочинении «О граде божьем» уточняет, когда можно вести речь о справедливой войне: «Обычно справедливыми называют те войны, которые ведутся для того, чтобы отомстить за оскорбление, возместить ущерб, понесенный одним народом от другого». Что касается прощения солдатам, то Августин проводит параллель между молящимся и сражающимся с оружием в руках: «Итак, другие, вознося молитвы, сражаются с невидимым противником. Вы же, те, за кого они молятся, сражаетесь с оружием в руках против видимых варваров». Здесь вспоминается хадис об одинаковой ценности чернил ученого и крови мученика-шахида. Августин утверждает, что война и ратный труд священны, а молитва — военное действие.

 

Согласно Августину, конечная цель всякого «воинствования» — это мир. Так Августин определяет подлинную миссию христианского воина: поиск мира и наряду с ним справедливости, без которой никакой истинный мир вообще немыслим. С точки зрения создания основ рыцарской этики, определение мира как цели, к которой должен стремиться христианский воин, является главным: мир превращается в знак восстановления попранной справедливости, мир и справедливость — в нерасторжимое единство. В XIII веке великий литургист Дюран разработал формулу «поборник мира». Рыцарь-христианин должен стремиться к подлинному миру, так как главное его предназначение — восстановление попранной справедливости. В ходе движения за «Божий мир» Церкви удалось добиться того, что были заложены основания такой этики и такого права, которые становились препятствием для насилия над слабым, безоружным, подчиняли саму войну задачам высшего духовного порядка. Однако не стоит забывать, что великий борец за «Божий мир» и рыцарь святой Людовик IX распространял эти права только на ортодоксальных католиков и прославился антисемитизмом и крестовыми походами против мусульман.

 

В христианстве основанием воинского подвига является любовь к защищаемым: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15:13)», и слова эти по праву относятся к тем, кто с честью погиб в битве. Эти слова в старославянском варианте «Жизнь своя за други своя» стали известны всей нашей стране из стихотворения Анны Ахматовой «Победители» (1944). Поэтому христианам нужно знать и помнить, что со всех, кому надлежало стать сильным, но кто по своей воле остался слабым, спросится по всей строгости — в свое время: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матфей 11:12). Вместе с тем первоначальное христианство учило уважать законы нехристианского государства. Призыв отдавать «кесарево кесарю» (Mapк, 12, 17), несомненно, является признанием существующей власти.

 

У иудеев «Шалом» (мир) — обычное еврейское приветствие и прощание. Оно в ходу у евреев с библейских времен по сегодняшний день (Вторая Книга Царств 4:6). Слово «шалом» выражает надежду на то, что наступит день, когда все человечество будет жить в мире. Иудаизм, рассматривая войну как зло, признает, что бывают моменты, когда приходится сражаться. У евреев нет понятия «справедливой войны». Война для иудеев — либо милхемет мицва (обязательная война), либо милхемет ршут (необязательная война).

 

После смерти Моисея его преемник Иешуа повел евреев в Землю обетованную. Она, однако, не была пустынна, и евреям предстояло сражаться за нее. Бог повелел Иешуа: «...Встань же теперь, перейди через Иордан этот, ты и весь народ этот... Всякое место, на которое ступит стопа ноги вашей, даю Я вам... Тверд будь и мужествен, ибо ты передашь народу этому во владение землю, о которой Я клялся отцам их...» (Иошуа, 1:2-6). Эта война была «милхемет мицва»: евреи вели ее по приказу Бога.

 

Есть еще три вида милхемет мицва. Во-первых, евреи считают своей религиозной обязанностью защищать свою жизнь и жизнь своих семей (см. Исход 17:8-13). Во-вторых, расширительное понимание самозащиты включает превентивную войну — нападение на врага, который сам собирается напасть, с тем, чтобы избежать последствий его нападения. В качестве примера обычно приводят Шестидневную войну лета 1967 года, когда израильские войска дошли до Иордана и захватили оставшуюся часть Палестины, включая Восточный Иерусалим. Впрочем, мировое сообщество признало такую войну агрессивной и по резолюции ООН Израиль должен покинуть данные территории. Третий вид — помощь другой стране с целью не допустить распространения военных действий на свою территорию. В качестве примера приводится начало Первой мировой войны, когда 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу. Британское правительство понимало, что если германская армия не будет остановлена, она вторгнется и в Великобританию, поэтому
3 сентября 1939 года оно объявило войну Германии.

 

Милхемет ршут — это необязательная война. Она ведется только в том случае, если для этого есть серьезные основания. Например, во времена царя Давида, в X веке до н. э., соседи в течение трехсот лет нападали на пограничные города евреев. Совет мудрецов одобрил вступление в войну, и Давиду удалось обеспечить длительный мир.

 

Иудаизм является религией одного народа, который не стремится к распространению своей религии. Перед Исламом и христианством всегда стояли миссионерские функции, они определяют себя как религии для всего человечества. В качестве справедливой войны мусульмане рассматривают джихад (от араб. «усердие, усилие»), то есть борьбу за веру. Первоначально Ислам распространялся исключительно мирным путем, что наиболее явно отражено в так называемых «мекканских сурах». После попыток язычников уничтожить Пророка Мухаммада джихад принял форму борьбы в защиту и за распространение Ислама (газават). Под знаменем джихада начались арабские завоевания. Выбор между мечом (смертью) и обращением в Ислам предлагался только языческим племенам. В отношении к иудеям и христианам как последователям монотеистических религий джихад велся с целью не обращения их в Ислам, а политического подчинения при условии уплаты дани.

 

Российские мусульмане очень четко понимали, что такие же права они получили в Империи только при Екатерине II (1773). Поэтому если ранее имамы зачастую поддерживали повстанцев, выдвигавших требование свободы вероисповедания, то в дни Пугачевского восстания они жестко встали на сторону властей. После этого мусульманское духовенство занимало патриотическую позицию, особенно в дни Отечественной войны 1812 года, Первой мировой войны, которая вначале также рассматривалась как Отечественная война, и в годы Великой Отечественной войны. Грамотность коммунистов заключалась в том, что они не провозгласили ни одну из существующих религий господствующей. Первые коммунисты среди татар, не говоря уже о Средней Азии, зачастую оставались верующими.

 

На современном евразийском пространстве, где везде кроме некоторых уголков победило единобожие, вновь ставится вопрос о справедливой войне. Не стоит забывать, что евангельские заветы и концепция мазхаба Абу Ханифы смыкается в необходимости уважения законов государства, пока оно не противопоставляет их таким нормам естественного права, как право на жизнь и свободу вероисповедания. Например, попытка построить мусульманское государство в Таджикистане привела лишь к гражданской войне и огромным жертвам. Все чаще в исламском мире звучит голос о необходимости воспитания истинно верующих людей, способных создать новые нормы правления мирным путем. Поэтому вновь актуальна ветхозаветная фраза: «Не в силе Бог, а в правде». Эту истину прекрасно понимал великий улем, муфтий ЦДУМ в 1921–1936 гг. Риза Фахретдин. Потому что как бы ни были справедливы войны, божественная справедливость лежит в мире.

 

«Ас-саляму алейкум» — мир вам.

 

А. Хабутдинов, доктор исторических наук,
профессор Казанского филиала Российской Академии правосудия

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.