закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


3 апреля 2020 14:10    

Разъяснение Д.Мухетдинова о Рамадане в режиме нерабочих дней

Первый заместитель председателя Духовного управления Дамир-хазрат Мухетдинов по следам принятого президентом России В.В. Путиным решения о продлении нерабочих дней выступил с разъяснением о порядке проведения богослужений и выполнении религиозных обязательств на период месяца Рамадан:

Уважаемые имамы! Дорогие братья и сестры!

Мир вам, милость Всевышнего и Его благословение! Да будет благословен сегодняшний пятничный день!

В России до конца апреля продлен нерабочий период, который во многих регионах нашей страны сопряжен с обязательным режимом самоизоляции. Это крайне важная мера, направленная на купирование смертельной угрозы и сохранение жизней и здоровья всех нас. Пролонгация ограничений, помимо прочего, для мусульман означает, что первую неделю месяца рамадан мы будем должны провести, неукоснительно соблюдая правила самоизоляции.

В этой связи у многих из нас возникают вопросы о том, как в таких условиях соблюдать обряды благословенного месяца.

Духовная практика рамадана состоит из нескольких основных составляющих. Это – само постное воздержание, представляющее собой основу религиозных предписаний благословенного месяца, коллективная молитва таравих, благочестивое уединение иътикаф, скоромная милостыня фитра садака и кульминация нашего тридцатидневного марафона благочестия – праздник разговения Ураза байрам.

Рассмотрим их по-отдельности.

1. Таравих намаз в канонических книгах ислама по фикху никогда не считался обязательным, его статус исламскими учеными определен как сунна. Тем более не является обязательным коллективное исполнение таравиха в мечетях. На основании этого мы можем смело утверждать, что отказ, к тому же вынужденный, от коллективных молитв таравих не является грехом в исламе. Однако учитывая тот неоспоримый факт, что таравих создает особую атмосферу духовности месяца рамадан, в мечетях ДУМ РФ данная молитва будет совершаться имамами. Для верующих мы организуем онлайн-трансляцию таравиха из главной мечети страны – Московской соборной мечети. Возникает вопрос: делает ли наш намаз исполненным джамаатом, то есть коллективно, следование за имамом через онлайн трансляцию? Это крайне важный вопрос, т.к. коллективное исполнение намаза, согласно хадисам, в 27 раз благодатнее индивидуального. Среди исламских богословов нет однозначного ответа на него. Некоторые современные правоведы полагают, что когда мы читаем намаз в больших молитвенных комплексах, не видя непосредственно имама, а следуя за ним, наблюдая за его телодвижениями по мониторам, то такой способ исполнения намаза не нарушает принципа джамаата. Именно таким способом коллективный намаз читают сегодня во всех странах исламского мира. В свете сказанного, мы с вами можем надеяться, что Всевышний зачтет онлайн следование за имамом как участие в коллективном намазе. Но Аллах знает лучше. В любом случае, нам никто не запрещает исполнять таравих у себя дома со своей семьей. Это в полной мере будет соответствовать Сунне нашего Пророка, мир ему и благословение.

2. Фитра садака раздается в конце рамадана. Будем молить Всевышнего Аллаха, чтобы режим самоизоляции не был продлен дальше первой недели благословенного месяца.

3. По правилам исламского фикха иътикаф может быть совершен в любое время, хотя традиционно на него уходят в последней декаде рамадана. Однако, учитывая важность сохранения зикра в мечетях, обращаюсь к имамам страны посвятить все время изоляции иътикафу в мечетях или найти среди своих прихожан человека, готового на это духовное подвижничество. Тем самым мы сделаем так, чтобы прославление Всевышнего не останавливалось в наших мечетях ни на один час.

4. Будем надеяться, что до Ураза байрам отпадет необходимость карантинных ограничений и все мы вместе сможем собраться на наш любимый праздник. Но даже если режим обязательной самоизоляции продлят еще на месяц, не отчаивайтесь и помните, что по канонам ислама праздничный намаз менее обязательный чем пятничный. Последний является фардом, а первый – ваджибом.

5. Самый сложный вопрос связан с исполнением самого поста. Формально, даже находясь дома на самоизоляции, мы с вами можем соблюдать пост. Однако здесь есть один важный нюанс, который многие из нас, к сожалению, не учитывают. Люди по-разному переносят постные воздержания. Чей-то организм в месяц рамадан очищается и оздоравливается, а чей-то испытывает стресс и, как следствие, теряет часть иммунитета. Есть много разных факторов, которые влияют на это: от изначального состояния организма до перечня продуктов, употребляемых во время поста. Если пост сопряжен со снижением иммунитета, то в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки это означает, что человек подвергает свое здоровье и жизнь опасности, что в исламе категорически запрещено. Дает ли это мусульманину право на временный отказ от поста? В Коране Аллах оговаривает два основания для законного, с точки зрения шариата, несоблюдения постных воздержаний: нахождение в пути и болезнь. Правила исламского фикха формализуют только критерии пути: он должен длиться не менее трех дней, что в пересчете на современную метрическую систему составляет более 80 километров. А вот что касается болезни, то в шариате не формализован (не оговорен) перечень болезней, служащих основанием для несоблюдения поста. Предполагается, что к таковому следует относить те заболевания, которые усугубятся и нанесут вред здоровью человека в случае соблюдения им поста. Отсутствие такой формализации говорит о величайшей мудрости ислама, позволяющей людям самим определять перечень болезней, не совместимых с постом. В свете этого мы можем утверждать, что пост, сопряженный со снижением иммунитета, может быть отложен до спадения угроз коронавирусной пандемии, ибо неблагоразумное подвержение себя риску смертельно опасного заболевания подпадает под аят: «Не бросайтесь своими руками к погибели».

Дорогие единоверцы!

Молю Всевышнего Аллаха для всех нас стойко пройти через выпавшее на нашу долю испытание. И да хранит каждый из нас, несмотря на все невзгоды, верность идеалам ислама и благочестивым канонам нашей святой и пречистой веры! Берегите себя и своих близких!

Первый заместитель председателя

Духовного управления мусульман Российской Федерации

Дамир хазрат Мухетдинов

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.