закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

Условия действительности поста

Действия, совершение которых требуется от постящегося, подразделяются на разные категории и могут являться предписанными (фард), обязательными (ваджиб) или желательными (мустахабб).

1. Своевременность намерения для каждого дня поста

Намерение проводит грань между обычными делами (‘адат) и постом как поклонением (‘ибадат). В данном случае имеется в виду наличие решимости в сердце соблюдать пост. Поскольку в наше время людям приходится заниматься множеством дел, улемы считают, что своё намерение желательно выражать вслух. Для того чтобы намерение было действительным, необходимо продолжать придерживаться его, если же человек откажется от своего намерения ночью до наступления зари, постящимся его считать нельзя. Отказ от намерения соблюдать пост допускается, о каком бы виде поста ни шла речь, однако, если после этого человек снова своевременно вознамерится поститься, его пост будет действительным.

Представляется, что принимать решение относительно соблюдения поста необходимо перед наступлением каждого из дней рамадана, тогда как, по мнению Зуфара, одного из учеников Абу Ханифы, и имама Малика, достаточно вознамериться соблюдать пост во время всего рамадана один раз.

Принимать пищу во время сухура в рамадане также необходимо с намерением, равно как и в тех случаях, когда речь идёт о соблюдении поста в другое время. Слова «Завтра я буду поститься, если пожелает Аллах (ин ша’ Аллах)» не делают намерение человека недействительным, поскольку они произносятся с целью обращения к Аллаху за помощью и содействием, а не для выражения неуверенности.

Необходимым условием действительности правильного намерения является знание сердца человека о том, что он будет поститься. Кроме того, одним из необходимых условий является определение того, какой именно вид поста человек собирается соблюдать, чтобы его сердцу было известно об этом.

Время принятия решения относительно соблюдения поста в рамадане, как и относительно соблюдения поста по обету (назр) в определённое время или добровольного (нафль) поста, начинается с наступлением ночи, предшествующей тому дню, в который человек намеревается поститься, и завершается до середины дня в шариатском смысле этого слова. По шариату день начинается с появлением зари и продолжается до захода солнца, середина же его наступает примерно за час до наступления времени полуденной молитвы. Если человек вознамерится соблюдать пост до наступления середины дня, его намерение будет действительным. Однако при этом он должен решить, что его пост начался с началом дня, то есть с появлением зари. Кроме того, действительным его намерение будет лишь в том случае, если до этого он не совершил ничего такого, что делает пост недействительным, иначе говоря, ни намеренно, ни по забывчивости не ел, не пил, не вступал в половую связь и т. д. Если же нечто подобное имело место после появления зари, пост будет недействительным. Согласно другому мнению, в таком случае пост во время рамадана или пост, совершаемый по обету в определённый день, будет действительным, если человек по забывчивости совершит одно из вышеупомянутых действий, прежде чем вознамериться поститься. Такого мнения придерживался автор комментария к «Радд аль­мухтар» шейх Ибн ‘Абидин.

Пост человека, который принимает соответствующее решение после наступления зари, намереваясь поститься с момента принятия решения, действительным не будет.

Пост любой из трёх категорий, то есть предписанный пост в рамадане, пост по обету и добровольный пост, является действительным при условии  наличия намерения соблюдать пост вообще. Иначе говоря, упоминание о том, что данный пост является предписанным (фард), или обязательным (ваджиб), или сунной, не относится к числу необходимых условий действительности намерения, хотя лучше всего не только принять решение, но и дать точное определение совершаемому действию.

Кроме того, пост любой из вышеупомянутых категорий будет действительным, если постящийся, пусть даже им является путник или больной, намеревался поститься добровольно. Объясняется это тем, что в подобных случаях ни о чём другом речь идти не может, ведь во время рамадана никакой иной пост соблюдать не предписано. Это значит, что он определённо является предписанным, а определённое в определении не нуждается.

Здесь рассматривается такой случай, когда во время рамадана человек намеревается соблюдать добровольный пост. Если же он намеревается поститься, чтобы выполнить какую­нибудь другую обязанность (например, соблюдать пост по обету, который он не выполнил прежде), то больному такой пост будет засчитан как предписанный пост в рамадане, тогда как путнику зачтётся тот пост, который он намеревался соблюдать, а пропущенные дни поста в рамадане он будет обязан возместить впоследствии. Путнику не следует соблюдать предписанный пост в рамадане, а если он всё же будет поститься, это должно стать выполнением какой­нибудь иной обязанности. Объясняется это тем, что путнику разрешается не соблюдать пост в связи с тем, что предположительно отнимет у него силы, то есть с путешествием, которое для путника становится реальностью. По­иному обстоит дело с больным, которому разрешается не поститься в связи с неспособностью соблюдать пост, однако, если больной всё же постится, ясно, что он способен делать это.

Если человек, который  должен соблюдать пост по обету, начинает поститься, имея намерение поститься добровольно, его пост станет выполнением той обязанности, которую он вознамерился выполнить, независимо от того, здоров он или болен, живёт на одном месте или находится в пути. Что же касается поста по обету, который он дал, то правильнее всего считать, что его следует возместить в другое время.

Намерение соблюдать добровольный пост во время рамадана не следует считать проявлением неверия, поскольку подобное намерение не всегда указывает на убеждённость в том, что пост в рамадане не является предписанным. Бывает и так, что человек, убеждённый в том, что пост в рамадане предписан, тем не менее намеревается соблюдать добровольный пост. Если же намерение соблюдать в рамадане добровольный пост сочетается с убеждённостью в том, что этот пост является добровольным, или предположением относительно этого, тогда человека следует считать неверным. Что же касается всех прочих видов поста, то необходимым условием их действительности является принятие решения относительно соблюдения поста ночью или вместе с появлением зари и определение вида поста, который человек намеревается соблюдать.

Если человек после наступления дня вознамерится соблюдать любой из следующих видов поста: возмещение пропущенных во время рамадана дней поста, пост во исполнение любого обета, возмещение недействительного добровольного поста, возмещение поста во исполнение определенного обета и соблюдение поста в качестве искупления (каффарат); то такой пост будет рассматриваться как добровольный и его желательно довести до конца поэтому нет необходимости возмещать их если они будут препваны. Если человек подумает, что он должен возместить какой­нибудь из пропущенных дней поста, и начнёт поститься, соблюдая все необходимые условия, но потом ему станет ясно, что делать это он не обязан, он не обязан также и завершать этот пост. Объясняется это тем, что он начал поститься, не будучи обязанным делать это, а оправданием прекращения поста в данном случае является проявление забывчивости. Такой пост не нужно возмещать, если человек прекратит поститься сразу же после того, как ему станет известно, что поститься он не обязан. В том случае, когда человек, который узнал об этом, продолжает поститься некоторое время, пост становится для него обязательным и прерывать его нельзя, если же он будет прерван, его необходимо возместить.

Намерение соблюдать пост будет недействительным, если человек испытывает сомнения относительно того, станет ли он поститься. Примером может служить такой случай, когда кто­либо решает, что не будет соблюдать пост, если завтра его пригласят куда­либо, в противном же случае он станет поститься. Пост, которому предшествует неопределённое намерение такого рода, будет недействительным, как и в том случае, когда с наступлением утра в один из дней рамадана у человека нет определённого намерения относительно соблюдения или несоблюдения поста.

Для разговения недостаточно одного лишь намерения, и поэтому тот, кто соблюдал пост, считается разговевшимся только после того, как он действительно сделает это. Аш­Шафи‘и, да помилует его Аллах, придерживался относительно этого противоположного мнения.

Если человек примет решение соблюдать пост во время молитвы, его намерение будет действительным и не сделает недействительной молитву при том условии, что он не выразит своё намерение вслух.

Если человек будет должен возместить два пропущенных дня предписанного поста, которые относятся к одному рамадану или к двум таким месяцам, и захочет возместить их, ему следует вознамериться начать возмещение с первого пропущенного дня, однако возмещение будет действительным и в том случае, если он не сделает этого.

Если постящийся отступится (муртад) от веры (да упасёт нас от этого Аллах!), а потом вернётся к Исламу и вознамерится соблюдать пост до наступления середины дня, его пост будет действительным. Если же он не станет поститься, то ему будет необходимо возместить пост за этот день без совершения искупительных действий.

2. С соблюдением поста несовместимы послеродовое кровотечение или месячные.

Женщина, у которой во время рамадана начнутся месячные или послеродовое кровотечение, не должна поститься, пока истечение крови не прекратится. Если же такая женщина станет поститься, её пост будет недействительным, по­скольку по шариату она постящейся не считается. В подобных случаях женщинам запрещается воздерживаться от еды, воды и прочих запретных во время поста вещей, так как им запрещается поститься, а подражание запретному также является запретным. Таким женщинам следует возмещать дни поста, пропущенные ими из­за месячных или послеродового кровотечения.

Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «С нами тоже случалось это, и нам велели возмещать (пропущенные дни) поста, но не велели возмещать (пропущенные) молитвы».

В этом отношении различие между постом и молитвой состоит в том, что молитвы совершаются часто и возмещать их затруднительно, тогда как поститься предписано в течение одного месяца и возмещать пропущенные дни нетрудно.

Пост женщины, у которой начались месячные или послеродовое кровотечение, недействителен независимо от того, предписанным или добровольным он является. Если у постящейся женщины истечение крови начнётся даже совсем незадолго до захода солнца, её пост за этот день станет недействительным и она будет обязана возместить его. Это касается как предписанного поста, соблюдение которого такими женщинами является недействительным, так и добровольного. Добровольный пост в подобных случаях обязательно возмещать в силу того, что, начав поститься, женщина обязана довести пост до конца, чего она сделать не может из­за того, что пост становится недействительным.

Является ли совершение полного омовения необходимым условием действительности поста после завершения месячных или послеродового кровотечения? Нет, не является, если же его совершение приведёт к откладыванию молитвы, женщина совершит грех.

Следует помнить о том, что время, необходимое для того, чтобы раздеться, набрать воды, совершить полное омовение и снова одеться, исчисляется с момента прекращения месячных или послеродового кровотечения. Здесь речь идёт о прекращении истечения крови до истечения максимального срока продолжительности месячных или послеродового кровотечения. В первом случае этот срок составляет десять дней, а во втором сорок.

Исходя из этого, если месячные продолжались менее десяти дней и завершились до наступления зари в рамадане, после чего в распоряжении женщины останется столько времени, что его хватит для того, чтобы совершить полное омовение и приступить к молитве, произнеся слова «Аллаху акбар», ей следует соблюдать пост в этот день. Если же времени на всё это у неё не хватит, её пост в этот день будет недействительным, однако из уважения к священному месяцу, ей следует воздерживаться от всего, что запретно для постящихся. Пост же в этот день будет недействительным, и его необходимо возместить. В том случае, когда месячные прекращаются ровно через десять дней за мгновение до появления зари, пост в этот день становится обязательным и будет действительным, поскольку месячные продолжаются не более десяти дней.

Здесь следует отметить, что отсутствие большого освернения не является необходимым условием действительности поста, даже если человек имеет возможность совершить полное омовение. Указанием на это служит хадис ‘Аиши и Умм Саламы, да будет доволен Аллах ими обоими, в котором сообщается, что, когда Посланник Аллаха  встречал рассвет в состоянии осквернения после близости со своей женой, он совершал полное омовение и (продолжал) поститься (дальше) (аль-­Бухари).

Однако, если человек останется в состоянии большого осквернения до истечения времени молитвы, он согрешит дважды: первым грехом станет несовершение молитвы, вторым же задержка её совершения. Эти грехи могут привести к тому, что человек лишится награды за соблюдение поста или же к тому, что его пост не будет принят. Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Аллах принимает только от богобоязненных» (Коран, 5:27), а тот, кто не совершает молитву, определённо не относится к числу благочестивых. Объясняется это тем, что молитва является одним из столпов религии, а Пророк  сказал: «Тщетными окажутся дела того, кто не совершает послеполуденную молитву (‘аср)» (аль­Бухари, ан­Наса’и).

3. Отказ от совершения всего, что делает пост недействительным.

Если будет угодно Аллаху, подробно об этом мы поговорим в другом разделе.

Из книги Абдальхамида Тахмаза «Ханафитский фикх в новом обличье». Том 1;
Под общей редакцией Д. В. Мухетдинова. - Н. Новгород: ИД "Медина", 2007.

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.