Вокруг жертвоприношения
Первенец и жертва
Наверное, один из самых противоречивых (для других - спорных) вопросов в религиозном мире – кто был принесен в жертву Патриархом? Согласно Ветхому Завету, Господь направил Авраама (Ибрахим) пойти «из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю», которую «Я…дам тебе и потомкам твоим после тебя…всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом (Быт. 17:8); «в Исааке назовется тебе семя» (Быт. 21:12); «завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра» (Быт. 17:21).
Однако в данном контексте сразу же появляется несколько «но». Прежде всего, первенцем Авраама был не Исаак, а также законно рожденный Исмаил. Будучи долгое время бесплодной, жена Авраама Сарра предложила пророку: «Войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее» (Быт. 16:2). Выдающийся представитель русской библейско-богословской школы второй половины XIX – начала XX вв., руководивший кафедрами Санкт-Петербургской духовной академии, Александр Лопухин разъясняет предложение Сары таким образом, что «она здесь основывает свои надежды на том обычном праве той эпохи, в силу которого дети мужа, рожденные от служанки, считались законными его детьми и, следовательно, равно принадлежали обоим супругам, т. е. как мужу, так и жене»(1). Утверждения же о том, что Исмаил родился не от «реальной» (любимой) жены, парируются Торой: в случае рождения сыновей как от любимой, так и от нелюбимой жены, если «первенцем будет сын» последней, - то при разделе имения отец «не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой»; будучи должным отдать перворожденному «двойную часть из всего», ибо «ему принадлежит право первородства» («Второзаконие», 21:15, 17).
Согласно еврейским источникам, «библейские генеалогические списки не оставляют сомнения, что особый статус первенца был неотъемлемой частью правового сознания и жизненного уклада израильтян; во многих списках специально отмечаются первенцы... Тем не менее библейское повествование показывает, что патриархи нередко нарушали права первенца, – так, Исаак был предпочтен Исмаилу, Иаков – Исаву, Эфраим – Менашше»(2). Но «нарушали» «патриархи», не Бог ведь отказался от собственных слов. Так что Исмаил остается первенцем со всеми вытекающими из этого законными для него привилегиями. Тем более что появился на свет он после обращения Авраама к Всевышнему с просьбой о потомстве: «И было слово Господа к нему, и сказано: ...тот, кто произойдет из тела твоего, будет твоим наследником» (Быт. 15:4). Мог ли дать Бог в ответ на мольбу пророка «нелюбимого» сына?
Вопрос и в том, что Господь не может противоречить Сам Себе. Тема отношения Всевышнего к первенцу возникает в Торе во время жизнеописания Моисея в Египте. В период отказа Фараона отпустить евреев Моисей и Аарон передали ему угрозу Бога, что Всевышний в полночь пройдет посреди Египта, в результате чего «умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни» (Исх. 11:5). Сотрудник Центра еврейского образования в диаспоре Бар-Илан (Тель-Авив, Израиль) Моше Абелец комментирует эпизод таким образом, что «казнь первенцев – это тоже посрамление Ра... когда умирает наследник фараона, то есть будущее воплощение бога Ра, умирает сам Ра. Увидев бессилие всех богов Египта, оставшись без помощи и поддержки, фараон отпускает сынов Израиля»(3). Тем самым, хоть и косвенно, но Всевышний продемонстрировал значение перворожденного не только как наследника «физического», но и духовного.
Следом Всевышний вновь показывает важность для Него первенца. При исходе из Египта Господь сказал Моисею: «Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота: Мои они» (Исх. 13:2). Комментируя это, известный теолог, президент и основатель издательской организации Chalcedon Foundation Раусас Джон Рашдуни отмечает, что «все перворожденные завета, представляющие всех в завете, отдаются или посвящаются Богу»(4). Тем самым, Господь вновь подтверждает особую роль перворожденного, «ибо все первенцы – Мои» (Чис. 3:13). Как говорит инициатор создания и руководитель организации «Маханаим» («оказание помощи русскоязычным евреям в Израиле, России, США в восстановлении связи со своей духовной традицией») Зеев Дашевский: «Так же, как “Берешит” (Бытие - Прим. авт.), это высказывание, так и первенец является неповторимым»(5). А уже отсюда исходит, что жертвоприношение Авраама Богу могло быть в лице первенца Исмаила.
Определенные противоречия видятся и вопросе о «Завете с Богом». Согласно Торе, в возрасте авраамовских 99 лет, Господь явился ему, поставив вечный «завет Мой между Мной и тобой и между потомками твоими после тебя… что Я буду Богом твоим и потомков твоих» (Быт, 17:1–2, 7). Далее, по Торе, «взял Авраам Измаила, сына своего... весь мужской пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог... В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его» (Быт. 17:23, 26). Это оттеняет особую роль Исмаила, ведь пророк приступил к исполнению завета с себя и своего единственного на тот период сына, т. к. «Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак» (Быт. 21:5).
Аналогичная «ситуация» складывается и в аспекте «семени». Тора гласит: «И об Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ» (Быт. 17:20). Но после рождения Исаака Сарра потребовала от Авраама прогнать Исмаила с матерью. «Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке назовется тебе семя; и от сына рабыни Я произведу народ, потому что он семя твое (Быт. 21:12, 13). Как комментирует А. Лопухин, утешая Авраама в этой разлуке, «Бог удостоверяет его, что этим новым повелением Он отнюдь не отменяет Своего раннейшего обетования относительно Измаила (17:20)»(6). То есть в вопросе «семени» никакого преимущества у Исаака перед Исмаилом нет. Тем более что после изгнания Исмаила с матерью, как о том гласит Тора, Господь сказал о первенце Авраама: «Я произведу от него великий народ... И Бог был с отроком» (Быт. 21:18, 20).
Таким образом, наследственных проблем с «семенем» у Исмаила не просматривается. Но следом появляется следующий вопрос, который затрагивал и Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из трех вселенских святителей: «Почему один только Исаак называется семенем Авраама, хотя Авраам был отцом Измаила и многих других! Не потому ли, что мать Измаила была раба? Но какое это имеет отношение к сыну?»(7). Действительно, к сыну напрямую это не имеет отношения. К тому же, согласно Завету, «взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме своем и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог... В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его, и с ним обрезан был весь мужеский пол дома его, рожденные в доме и купленные за серебро у иноплеменников (Быт. 17:23, 26-27). То есть происхождение Исмаила по материнской линии от наложницы не может играть никакой роли в предпочтении Исаака Исмаилу. Потому что Господь не провел разницы для исполнения завета в зависимости от социального статуса. Именно поэтому обрезаны были все лица мужского пола из дома пророка без какого-либо выбора, причем не по желанию патриарха, а согласно словам Бога: «Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным» (Быт. 17:13).
Кроме того, уже приводившееся свидетельство Торы о ситуации в Египте демонстрирует отсутствие важности для Всевышнего фактора социального статуса (происхождения) при подходе к первенцам при реализации Его замысла. Авраам обратился к Богу с просьбой об Исмаиле такими словами: «Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска... вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой» (Быт. 15:2–3). То есть слуга имел фактически права наследника в случае отсутствия прямого потомка. Еще одна цитата: «Если я пренебрегал правами слуги и служанки моей, когда они имели спор со мною, то что стал бы я делать, когда бы Бог восстал? И когда бы Он взглянул на меня, что мог бы я отвечать Ему? Не Он ли, Который создал меня во чреве, создал и его и равно образовал нас в утробе?» (Иов, 31:13–15). В этом отрывке вообще просматривается равенство в правах между хозяином дома и рабом его.
«Право» на Землю
Тот факт, что Исмаил является не только потомком Авраама, но и первенцем его, позволяет вне еврейской традиции также рассматривать слова Господа, обращенные к пророку: «Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом» (Быт. 17:7–8). Как писал женевский приходский священник, православный греческий клирик Василий Саккас, «после таких обетований и таких подтверждений - какое имеет значение плотское происхождение от Авраама?»(8) - имеется в виду тезис о «любимой-нелюбимой» жене пророка. С учетом же признания мусульманами Единства Творца и восприятия Торы, Евангелия и Корана суть «написанной единой рукой Всевышнего», не могут восприниматься в иудейской традиции не только вышеизложенные, но и следующие Слова: «будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов... и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом» (Быт. 17:5, 8). То есть Ханаанская земля предназначается потомкам Авраама и через Исмаила, и через Исаака.
Как представляется, именно вследствие необходимости подтверждения «Божественного предназначения» Ханаанской земли только евреям в Торе и «появились» нестыковки, о которых говорится выше. Но с учетом невозможности противостоять Богу Самому Себе явно усматривается «изменение» слов Господа «человеческим почерком». Основой же этого видится намерение «доказательства» «богоизбранности евреев». Не случайно, Коран говорит об искажениях слов Всевышнего: «Они искажают слова, меняя их местами, и забыли долю из того, чему их научили» (сура «Трапеза»: 13). Об этом же говорится и в Евангелии: «Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание... устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили» (Мк. 7: 9, 13).
В отличие от иудейской точки зрения, Ислам признает «право на землю» не только мусульман, но и иудеев. Коран говорит о земле Ханаана (без указания границ): Вот Муса (Моисей) сказал своему народу: “О мой народ! Ступите на священную землю, которую Аллах предписал вам” (сура «Трапеза»: 20). Как представляется, речь в этих аятах идет о Ханаанской земле. В тафсире (комментарий) мусульманского ученого, правоведа шейха Абд ар-Рахмана ас-Саади говорится, что «Аллах оказал Мусе и его народу милость, когда спас их от Фараона и египтян», из «плена и рабства». Вслед за чем «израильтяне отправились на свою родину, в свои родные дома. Их родиной был Иерусалим и его окрестности»(9). Другое дело, что Всевышний вел «сынов Израиля» в «землю Обетованную» при условии соблюдения всех заповедей Господа, что должно было явиться проявлением почитания и служения Богу.
Как считает пишет длительное время проживший в Пакистане христианский миссионер Дон МакКерри, «то, что начал Авраам как человек веры, принесло плоды среди людей веры. И через Иисуса обетованное семя Авраама верующие объединились. Исцеление пришло в разрушенную семью Авраама. Дети Измаила были и останутся в лоне Господа». Как бы то ни было, восприятие «принадлежности» Ханаана потомкам Авраама и через Исмаила, и через Исаака делает абсолютно неактуальным поиск еврейской стороной точных и однозначных границ в «земле Обетованной», «определенных» Торой «исключительно» для иудеев (тем более что они там четко и не просматриваются). А отсюда исходит возможность подхода к ближневосточной проблеме не с иудейской точки зрения.
Теймур Атаев
1.Александр Лопухин. Толковая Библия. Бытие.
2.«Первенец». Статья из «Электронной еврейской энциклопедии».
3.Моше Абелец. Посрамление Ра.
4.Раусас Джон Рашдуни. Институты библейского закона.
5.Зеев Дашевский. Лекции по Торе.
6.Александр Лопухин. Толковая Библия. Бытие.
7.Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Римлянам.
8.Василий Саккас. Бог один и тот же у нас и у нехристиан?
9. Цит. по: Толкование Священного Корана «Облегчение от Великодушного и Милостивого»: Смысловой перевод Корана на русский язык с комментариями Абд Ар-Рахмана Ас-Саади (переводчик Эльмир Кулиев), в 3-х томах, Баку, 2009, т. I, с. 462