закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 июля 2011 10:16    

Коллективная молитва (салят аль-­джамаат)

Материал из книги Тахмаза Абдальхамида «Ханафитский фикх», том I, (Книга молитвы).

Суждение о коллективной молитве

Мнения ученых по вопросу о том, к какой категории действий следует относить участие мужчин в коллективной молитве, разошлись. Одни считали участие в такой молитве всеобщей и безусловной обязанностью (фард айн), если её выполнению не мешает какая­нибудь уважительная причина. Другие говорили, что участие в коллективной молитве является обязанностью по способности (фард кифая), отказ от выполнения которой может быть оправдан обстоятельствами, третьи считали участие в коллективной молитве обязательным (ваджиб).

Согласно мазхабу Абу Ханифы коллективная молитва относится к категории «сунна муаккада».

Указанием на обязательность (ваджиб) участия в коллективной молитве является хадис, согласно которому Пророк сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, (бывало так, что) хотел я велеть кому­-нибудь провести молитву с людьми, а потом явиться к тем людям, которые не пришли (на молитву), велеть насобирать дров и сжечь их дома дотла! Если бы кто­нибудь из них узнал, что получит здесь кость с куском жирного мяса, он непременно явился бы на (коллективную) молитву!» (Аль-­Бухари).

На преимущества коллективной молитвы перед индивидуальной указывают и другие слова Посланника Аллаха, который сказал: «Коллективная молитва превосходит индивидуальную в двадцать семь раз» (Аль­-Бухари).

 

Что может служить уважительной причиной отсутствия на коллективной молитве

 

1) Плохая погода.

Сообщается, что (однажды) в холодную и дождливую ночь людей призвали на молитву, а потом им сказали: «Молитесь на своих местах». Затем им сказали: «В холодные и дождливые ночи Посланник Аллаха приказывал муэдзину говорить: “Молитесь на своих местах”» (Аль-­Бухари).

Уважительной причиной отсутствия на коллективной молитве может служить и сильная грязь. Сообщается, что однажды в дождливый день, когда земля была покрыта грязью, имам обратился с проповедью, а когда во время призыва муэдзин дошёл до слов: “Спешите на молитву!”, он велел: “Скажи: “Молитесь на своих местах”. (Услышав это), люди стали переглядываться так, будто это им не понравилось, а он сказал: “Вам, кажется, не понравилось это, однако так поступал и тот, кто лучше меня!”, имея в виду Пророка. И он сказал также: “Действительно, (присутствие на пятничной молитве) обязательно, но я не хотел ставить вас в затруднительное положение!”» (Аль-Бухари).

 

2) Боязнь.

Опасение перед тем, что, если человек примет участие в коллективной молитве, то на него самого или на его имущество кто­нибудь покусится, или он лишится своего имущества, или его караван уйдёт. Пророк сказал: «...тот, кто услышит призыв, и ему не помешает откликнуться на него какая-­нибудь уважительная причина». Люди стали спрашивать: «А что может служить уважительной причиной?». Он ответил: «Страх или болезнь, а иначе не будет принята совершённая человеком молитва» (Абу Дауд; Ибн Хиббан).

3) Болезнь или увечье (например, паралич или отсутствие нижней конечности). Обязанность участия в коллективной молитве снимается и с того, кто ухаживает за больным, если его отсутствие причинит больному вред.

 

4) Оправданием отсутствия на коллективной молитве может служить то, что подаётся еда, если человек голоден, или то, что во время молитвы его будет отвлекать необходимость сдерживать позывы к удовлетворению естественных потребностей, или то, что его будут отвлекать мысли о необходимости присут­ствия на уроке по фикху.

Передают, что Пророк сказал: «Если кому-­либо из вас подадут ужин и в это время будет объявлено о начале молитвы, начинайте с ужина, и никому не следует торопиться, пока он не закончит есть».  Сообщается, что, когда перед некоторыми сподвижниками ставили еду во время объявления о начале молитвы, они не являлись на коллективную молитву, пока не заканчивали есть, хотя определённо слышали чтение имама» (Аль-­Бухари).

Пророк сказал: «Не (следует человеку совершать) молитву ни (в том случае), когда подана еда, ни (в том), когда отвращают его (от молитвы позывы к удовлетворению  большой или малой нужды)» (Муслим). Передают, что один из сподвижников сказал: «О понимании религии свидетельствует удовлетворение своих потребностей человеком, который поступает так, чтобы явиться на молитву с сердцем, не занятым (тем, что не имеет отношения к молитве)» (Аль-­Бухари).

Следует отметить, что человек, который не явился на коллективную молитву по уважительной причине, но намеревался принять в ней участие и поступил бы так, если бы не эта причина, по милости Аллаха получит такую же награду, как и участник коллективной молитвы, поскольку Пророк сказал: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) лишь то, что он намеревался (обрести)...» (Муслим).

 

Участие человека в коллективной молитве

Все ученые считают, что человек успеет принять участие в коллективной молитве и получит за это соответствующую награду, если он успеет совершить вместе с имамом хотя бы наименьшую её часть даже в том случае, когда он присоединяется к другим молящимся в конце второго ташаххуда незадолго до произнесения таслима. Указанием на это служат слова Пророка, который сказал: «Когда услышите, что возглашается икамат, ступайте на молитву. (Направляясь на молитву), храните спокойствие, ведите себя достойно, не спешите и совершите (вместе со всеми ту часть) молитвы, на которую вы успеете, а пропущенное вами совершите самостоятельно» (Аль-­Бухари). Речь может идти
о любой части молитвы, в том числе и о наименьшей.

Тот, кто опоздает к началу коллективной молитвы, должен начать совершать её вместе с имамом с любой её части или же столпа. Прежде всего, ему следует стоя произнести такбир, а потом следовать за имамом. Считается, что человек успел совершить тот или иной ракят, если он успел совершить вместе с имамом поясной поклон. На это указывают слова Пророка: «Если, явившись на молитву, вы увидите, что мы склонились в земном поклоне, совершите его и вы. Но не считайте, (что успели совершить этот ракят)» (Абу Дауд).

 

Суждение о прекращении индивидуальной молитвы для того, чтобы успеть на коллективную предписанную молитву

 

Если человек приступит к добровольной молитве, или молитве, совершаемой по обету (назр), или к возмещению (када) пропущенной молитвы, а через некоторое время начнётся коллективная молитва, молящемуся не следует прерывать начатую молитву.

Сообщается, что: «Однажды Посланник Аллаха, который прошёл рядом с человеком, продолжавшим совершать молитву после того, как было объявлено о начале утренней молитвы, сказал ему что­то, чего мы не услышали. Закончив молиться, мы окружили (этого человека) и стали спрашивать: “Что сказал тебе Посланник Аллаха?” Он ответил: “Он сказал: “Один из вас близок к тому, чтобы совершить утреннюю молитву в четыре ракята”», однако (Пророк ) не велел этому человеку прекратить молиться (Муслим).

Содержание этого хадиса не противоречит другим словам Пророка, который сказал: «После объявления о начале молитвы не следует совершать никакую иную молитву, кроме обязательной» (Муслим). Дело в том, что в данном случае имеется в виду, что не следует именно начинать никакую иную молитву, кроме предписанной.

Если человек начнёт совершать предписанную молитву индивидуально,
а спустя некоторое время имам приступит к совершению коллективной молитвы, то молящемуся индивидуально, который ещё не завершил первый ракят и не совершил земной поклон, следует прервать свою молитву, произнеся таслим стоя, после чего следовать за имамом, чтобы совершить предписанную молитву наилучшим образом. Если же он уже совершил земной поклон, завершив первый ракят, необходимо совершить ещё один ракят, чтобы количество совершённых им ракятов стало чётным.

В том случае, когда будет совершаться коллективная утренняя или вечерняя молитва, молящемуся индивидуально следует сразу же прервать свою молитву. Объясняется это тем, что, добавив к первому ракяту второй во время совершения утренней молитвы, он завершит её. Если же он сделает это во время вечерней молитвы, то совершит большую её часть, а в случае индивидуального совершения большей части предписанной молитвы человек уже не должен прерывать её.

Если перед полуденной или пятничной молитвой человек приступит к совершению добровольной молитвы (сунна), после чего будет объявлено о начале коллективной молитвы, или имам поднимется на минбар для чтения хутбы, молящемуся, который уже совершил два ракята, следует произнести таслим при том условии, что он не успеет совершить земной поклон третьего ракята. Если же он совершил его, тогда ему следует завершить все четыре ракята начатой им молитвы, сокращая чтение Корана. В том случае, когда таслим произносится после двух ракятов, молящемуся следует возместить эту молитву в полном объёме после завершения коллективной молитвы.

Тому, кто придёт в мечеть и увидит, что люди уже совершают предписанную молитву, следует присоединиться к ним и повторять действия имама, не отвлекаясь на совершение сунны за счёт предписанной молитвы. Исключением является утренняя молитва, если человек уверен, что он успеет совершить добровольную молитву в два ракята, а потом присоединиться к коллективной молитве, пусть даже непосредственно перед произнесением таслима имамом. В подобном случае необходимо сначала совершить сунну, а потом присоединиться к коллективной молитве. Если же человек понимает, что из-­за совершения добровольной молитвы будет пропущена коллективная молитва, он должен отказаться от сунны и следовать за имамом.

На добровольную утреннюю молитву в два ракята распространяется действие отдельного установления ввиду того, что, как уже отмечалось, Пророк совершал её неуклонно, и эта молитва является наиболее достойной из числа добровольных молитв.

 

Оставление мечети перед началом предписанной молитвы

 

Крайне порицается (макрух тахрима) покидать мечеть после возглашения азана или наступления времени предписанной молитвы, не совершив эту молитву, на это указывает хадис, в котором сообщается, что: «Однажды муэдзин возгласил призыв на молитву, а один человек встал и пошёл (к выходу). Имам проводил его взглядом, пока он не вышел, а потом сказал: ”Что касается этого, то он ослушался Пророка!”» (Муслим).

Это не относится к тем случаям, когда человек покидает мечеть по необходимости: если он является имамом или муэдзином другой мечети, или покидает мечеть для того, чтобы присутствовать на уроке, или выходит из мечети во время ожидания начала коллективной молитвы, а потом возвращается и принимает участие в молитве вместе с другими, или выходит из мечети, уже совершив предписанную молитву индивидуально. Последнее касается всех предписанных молитв, кроме полуденной и ночной. Во время этих молитв покидать мечеть после начала произнесения икамата порицается, если же человек выйдет из мечети до этого, ничего нежелательного он не совершит. Дело в том, что человек может следовать (муктади) за имамом, чтобы совершить добровольную молитву, так как в отличие от утренних и послеполуденных молитв совершение добровольных молитв после полуденных и ночных предписанных молитв порицаемым не является. Что касается вечерней молитвы, то следовать за имамом для совершения добровольной молитвы порицается ввиду совершения добровольной молитвы из трёх ракятов, а совершение добровольной молитвы в четыре ракята будет означать, что человек не следует за имамом. Если человек всё же станет молиться в подобном случае, пусть совершит молитву в четыре ракята, поскольку так будет надёжнее, а отказываться от следования примеру имама в некоторых обстоятельствах разрешается шариатом.

Согласно одному из хадисов: «Тому, кто совершит вечернюю или утреннюю молитву (в одиночестве), а потом дождётся (начала совершения любой из) этих молитв (людьми) вместе с имамом, уже не следует повторять её» (Малик).

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.