Условия действительности поста
Намерение (ният) проводит грань между обычными делами (адат) и постом как поклонением (ибадат). В данном случае имеется в виду наличие решимости в сердце соблюдать пост.
Своевременность намерения для каждого дня поста
Представляется, что принимать решение относительно соблюдения поста необходимо перед наступлением каждого из дней Рамадана, тогда как, по мнению некоторых ученых ханафитского и маликитского мазхабов достаточно вознамериться соблюдать пост во время всего Рамадана один раз. Необходимым условием действительности правильного намерения является знание сердца человека о том, что он будет поститься. Кроме того, одним из необходимых условий является определение того, какой именно вид поста человек собирается соблюдать.
Время принятия решения относительно соблюдения поста в Рамадане, как и относительно соблюдения поста по обету (назр) в определённое время или добровольного (нафль) поста, начинается с наступлением ночи, предшествующей тому дню, в который человек намеревается поститься, и завершается до середины дня в шариатском смысле этого слова. По шариату же день начинается с появлением зари и продолжается до захода солнца, середина же его наступает примерно за час до наступления времени полуденной молитвы.
Если человек вознамерится соблюдать пост до наступления середины дня, его намерение будет действительным. Однако при этом он должен решить, что его пост начался с началом дня, то есть с появлением зари. Кроме того, действительным его намерение будет лишь в том случае, если до этого он не совершил ничего такого, что делает пост недействительным, иначе говоря, ни намеренно, ни по забывчивости не ел, не пил, не вступал в интимные отношения и т. д. Если же нечто подобное имело место после появления зари, пост будет недействительным. Согласно же другому мнению, в таком случае пост во время Рамадана или пост, совершаемый по обету в определённый день, будет действительным, если человек по забывчивости совершит одно из вышеупомянутых действий, прежде чем вознамериться поститься. Такого мнения придерживался Ибн Абидин.
Пост человека, который принимает соответствующее решение после наступления зари, намереваясь поститься с момента принятия решения, действительным не будет.
Намерение соблюдать пост будет недействительным, если человек испытывает сомнения относительно того, станет ли он поститься. Примером может служить такой случай, когда кто-либо решает, что не будет соблюдать пост, если завтра его пригласят куда-либо, в противном же случае он станет поститься. Пост, которому предшествует неопределённое намерение такого рода, будет недействительным, как и в том случае, когда с наступлением утра в один из дней Рамадана у человека нет определённого намерения относительно соблюдения или несоблюдения поста.
Если человек будет должен возместить два пропущенных дня предписанного поста и захочет возместить их, ему следует вознамериться начать возмещение с первого пропущенного дня.
Причины, не требующие соблюдения поста, но требующие искупления (фидая)
Есть всего лишь одна такая причина, а именно постоянная невозможность соблюдения поста ввиду постоянной слабости или хронической болезни. В пример можно привести состояние дряхлого старца, который каждый день чувствует себя плохо, или состояние такого больного, который уже не надеется на выздоровление. Если такие люди не в состоянии соблюдать пост ни летом, ни зимой, они обязаны искупать каждый пропущенный день. По своему размеру такое искупление эквивалентно садаке разговения, в качестве которой следует отдать нуждающемуся два с четвертью кг. пшеницы или же выплатить её стоимость деньгами, величина которой может быть разной в зависимости от времени и места.
Человек, который обязан искупить пропущенные дни поста, может по собственному выбору сделать это в начале или в конце Рамадана. Указанием на обязательность искупления является тот аят Корана, где сказано: «Для тех, кто может (поститься, но с трудом), во искупление (следует) накормить (одного) неимущего...» (Коран, 2:184).
Ибн Аббас сказал: «Это касается стариков и старух, обязанных накормить одного нуждающегося за каждый день поста, который они не в состоянии соблюдать» (АльБухари).
Искупление может служить заменой таким видам поста, которые сами по себе являются обязательными, например заменой поста в Рамадане. Другим примером является такой случай, когда человек даёт обет поститься, но так и не может выполнить его из-за постоянной слабости, пока не становится дряхлым старцем, и тогда ему разрешается искупить этот пост. Если же дело касается такого поста, который служит заменой чему-то иному, например, поста, соблюдаемого во искупление нарушения клятвы вместо раздачи еды десяти нуждающихся, или поста, соблюдаемого во искупление совершённого по ошибке убийства вместо освобождения верующего, то искупление не может служить заменой такому посту при жизни человека, обязанного соблюдать этот пост. Однако в завещании такой человек может распорядиться относительно искупления после его смерти.
Необходимо обратить внимание на два важных момента:
(а) Людям, которым по уважительной причине разрешается не соблюдать пост во время Рамадана, не следует открыто принимать пищу в дневное время (особенно в мусульманских регионах). Если же такая причина исчезнет, то в знак уважения к Рамадану человеку следует до захода солнца воздерживаться от всего, что нарушает пост. Это в равной степени касается путника, если он решит остаться гделибо не менее чем на пятнадцать дней, больного, если он исцелится и т.д. Во всех этих случаях человеку, который нарушил пост, следует до конца дня воздерживаться от всего, что его нарушает, из уважения к Рамадану.
(б) Каждому из вышеупомянутых лиц, то есть: путнику; больному; беременной или кормящей грудью женщине; тому, кто нарушил пост, чтобы избежать опасности; или женщине, у которой начались месячные или послеродовое кровотечение, следует возместить все пропущенные дни.
Искупление за каждый день поста эквивалентно размеру садаки разговения (т.е. «аль-фитр»). Если у покойного есть наследники, средства на исполнения распоряжения об искуплении (т.е. «фидья») следует взять из одной трети наследства, если же наследников нет, то эти средства берутся из всего наследства в целом. Если завещатель не оставил никаких распоряжений относительно искупления, наследники ничего не обязаны расходовать на это, поскольку искупление является одним из видов поклонения, которым следует заниматься по распоряжению того, кто должен, но не может заняться этим. Однако и совершение этого наследниками по собственной инициативе будет принято, если пожелает Аллах Всевышний.
Зерно или его стоимость предназначаются для выплаты тем же категориям лиц, которые имеют право на получение средств, собранных в качестве закята. Если человек, искупающий пропущенный день поста, выплачивает положенное не одному, а нескольким беднякам, или выплатит одному бедняку в два раза больше положенного, его искупление будет действительным. Если же человек, который обязан искупить пропущенный день поста, сам беден, то ему следует молить Аллаха о прощении, а обязанность искупления с него снимается, поскольку в Коране сказано: «Не возлагает Аллах на человека ничего, кроме того, что ему по силам» (2:286).
Тахмаз Абдальхамид
«Ханафитский фикх», том I, (Книга поста)