Земные поклоны в качестве искупления за проявление невнимательности (суджуд ас-сахв)
Совершение таких земных поклонов было узаконено для исправления допущенных во время молитв ошибок, например, в том случае, если человек по невнимательности не совершит (по меньшей мере) одного из обязательных (ваджиб) элементов молитвы. Это не относится к действиям, которые совершаются по примеру сунны, поскольку несовершение таких действий не делает молитву неполной. В случае несовершения любого из предписанных (фард) элементов молитвы она становится недействительной, для исправления чего двух земных поклонов недостаточно.
1) Как следует совершать такие земные поклоны
Посланник Аллаха сказал: «...если ктонибудь из вас станет испытывать сомнения относительно своей молитвы, пусть стремится к правильному и завершит свою молитву, (исходя из этого), потом произнесёт слова таслима, а потом совершит два (дополнительных) земных поклона» (Аль-Бухари). После совершения двух земных поклонов ташаххуд необходимо прочесть заново, поскольку эти поклоны делают ташаххуд недействительным. Передают, что однажды Пророк совершил два земных поклона сахв, а потом заново прочитал ташаххуд и произнёс таслим (Абу Дауд).
2) Суждение о «суджуд ас-сахв»
Совершать два земных поклона в качестве искупления за проявление невнимательности обязательно (ваджиб). Правильность такого мнения подтверждается содержанием достоверных хадисов, в которых сообщается о том, что Пророк велел совершать эти земные поклоны, но известно, что веление подразумевает обязательность выполнения. Если человек не выполнит это веление намеренно и без уважительной причины, он совершит грех, для искупления которого ему нужно будет совершить молитву заново.
Если человек произнесёт таслим и забудет о том, что он должен совершить два земных поклона в качестве искупления, он должен будет совершить их, прежде чем покинет мечеть. В подобных случаях человеку следует возместить пропущенное, если только после таслима он не совершит ничего такого, что послужит препятствием для возвращения к молитве.
Тот, кто совершает добровольную молитву, может сесть после выпрямления стоя, поскольку каждые два ракята добровольной молитвы считаются отдельной молитвой.
Если человек забудет о необходимости сидения и встанет для совершения лишнего ракята во время совершения любой молитвы фард, он должен вернуться к сидению при том условии, что им ещё не был совершён земной поклон того ракята, для совершения которого он поднялся с места. Объясняется это тем, что подобные действия не рассматриваются как прекращение предписанной молитвы, и поэтому молящемуся надо будет только совершить два земных поклона в качестве искупления за проявление невнимательности.
Если же он успеет совершить земной поклон лишнего ракята, для совершения которого он поднялся, тогда совершение предписанной молитвы прекращается, а та молитва, которую он совершает, рассматривается как добровольная.
Два земных поклона следует совершать и в том случае, когда молящийся по невнимательности забудет прочесть большую часть «АльФатихи», даже если сначала он прочтёт какойнибудь аят из другой суры, а потом вспомнит об «Аль-Фатихе». В подобном случае ему следует прочесть «АльФатиху» и повторить то, что он читал до неё, а потом совершить два земных поклона.
Если молящийся по невнимательности прочтёт какойнибудь аят во время совершения поясного (земного) поклона или стояния между этими поклонами, впоследствии он будет должен совершить два земных поклона в качестве искупления, как и в том случае, когда чтолибо читается во время сидения перед чтением ташаххуда. Необходимость этого объясняется тем, что во время сидения начинать обязательно с чтения ташаххуда.
Если молящийся сидя начал читать Коран после первого ташаххуда, впоследствии ему также надо будет совершить два земных поклона, поскольку он проявил невнимательность, задержавшись с выполнением обязательного. Здесь имеется в виду, что после чтения ташаххуда он был обязан сразу же подняться, чтобы приступить к совершению третьего ракята.
Если же после чтения второго ташаххуда молящийся начинает читать Коран, то из-за этого совершать два земных поклона не надо, поскольку после чтения второго ташаххуда ему предоставляется свобода выбора, и он может произносить любые мольбы и славословия, а суры Корана содержат и то, и другое.
Два земных поклона следует совершить, и если молящийся по невнимательности забудет прочитать ташаххуд полностью или частично.
3) Суждение о сомнении (шакк)
В том случае, когда сомнения у молящегося возникают в ходе молитвы, например, когда человек испытывает сомнения относительно количества совершённых ракятов, его молитва становится недействительной и ему следует совершить её заново, если это случается с ним впервые или же от случая к случаю. Если же сомнение возникает во второй раз, молящемуся следует действовать в соответствии с тем, что ему представляется наиболее вероятным. Пророк сказал: «Если во время молитвы у кого-нибудь из вас возникнут сомнения, и он не будет знать, один или два ракята он совершил, пусть исходит из того, что был совершён один ракят; если он не будет знать, два или три ракята он совершил, пусть исходит из того, что было совершено два ракята; если же он не будет знать, три или четыре ракята он совершил, пусть исходит из того, что было совершено три ракята, и совершит два земных поклона после того, как закончит молиться» (Ат-Тирмизи).
Если человек испытывает сомнения относительно того, осквернился он или нет, но уверен в том, что совершил омовение, следует считать, что он чист. При решении подобных вопросов следует помнить об одном из основоположений фикха, согласно которому уверенность (йакын) не должна устраняться сомнением (шакк).
IslamRF.Ru